Вторым грехом Смотрича была легкомысленность, с которой он нарушил закон (Не подали вовремя. И что? Ведь санкций нет). Третий грех, худший из всех, коренится в самонадеянной мысли, что его пренебрежение «спустят на тормозах». Смотрич забыл, что для такой чести надо потрудиться.
Ввиду того, что глава министерства финансов много времени уделяет политике безопасности и занят возвращением поселенцев в Гуш-Катиф, у него просто не осталось времени на работу над принятием бюджета. Иначе невозможно объяснить серию ошибок, которые привели к началу обсуждения бюджета на 2025 год в кнессете без того, чтобы проект бюджета был представлен депутатам кнессета.
Смотрич проигнорировал явное предупреждение, направленное ему три недели назад юридическим советником кнессета Сагит Афик. Это было предупреждение о том, что он слишком сильно затянул с утверждением бюджета и что, по ее мнению, закон о регулировании экономики, обычно утверждаемый вместе с бюджетом, не должен быть подан вообще.
Если бы голова министра финансов была там, где должна быть голова, он бы понял, что такое письмо не выйдет без поддержки со стороны спикера кнессета Амира Оханы и глав различных комиссий. При всем уважении они не сидят в ожидании, пока Его Высокопреосвященство представит им толстую книгу и выделит немного времени на срочное утверждение ее глав. Даже если разделения властей на самом деле не существует — пусть оно будет хотя бы видимостью.
Не по правилам церемонии
Согласно действующему законодательству, при отсутствии утвержденного кнессетом госбюджета в действие вступает «пролонгированный бюджет», основанный на бюджете прошлого года и обеспечивающий минимальное функционирование правительства. Финансирование различных направлений и программ на время замораживается, контроль над бюджетом осуществляет главный аудитор министерства финансов, который каждый месяц выделяет министерствам одну двенадцатую часть прошлогоднего бюджета плюс привязка к индексу цен.
Вместо того чтобы извиниться перед депутатами кнессета за то, что он видит в них всего лишь печать и приставляет к виску пистолет, не оставляя достаточно времени на утверждение госбюджета, Смотрич вынес из закона о регулировании экономики главы, которые ему важно принять до 2025 года (постановления о налогах и т. д.), и вынес их на обсуждение комиссий кнессета, хотя ни бюджет, ни закон о регулировании экономики еще не легли на стол в кнессете.
Было неловко видеть, как выкручивались юрисконсульты в кнессете, когда от них потребовали объяснить, каким образом финансовая комиссия кнессета обсуждает главы закона о регулировании экономики — при этом сам закон даже не был представлен на рассмотрение кнессета.
Проект госбюджета и закон о регулировании экономики были представлены спикеру кнессета только в начале этой недели, накануне обсуждения налоговых постановлений в финансовой комиссии. И это без традиционной церемонии, в рамках которой кнессет соглашается принять недемократичный закон о регулировании экономики в обмен на размывание его статей, которые не являются неотложными или заслуживают отдельной законодательной процедуры.
И хотя закон о регулировании экономики на 2025 год и так убог и крупные реформы в него далеко не включены, здесь дело принципа, уважения и эгоизма, а также технико-профессиональной оговорки.
Фактически правительство просит кнессет всего за один месяц утвердить новый обновленный бюджет на 2024 год (четвертый по счету!) и еще три налоговых закона, а затем в течение одного дополнительного месяца утвердить бюджет на 2025 год и сопутствующий ему закон о регулировании экономики.
Но никакого скандала не предвидится. И в результате кнессет обсудит и бюджет 2025 года, и закон о хозяйственном регулировании.
По материалам TheMarker, Ю.Л. Бецалель Смотрич на незаконном форпосте Эвиатар. Фото: Моти Мильрод √