Разговор был очень тяжелым. Отец Ори, раввин Эльханан Данино, обрушился на премьер-министра с упреками. Сара Нетаниягу начала спорить с родными похищенного.
Отрывки из записи разговора обнародовала сегодня радиостанция «Кан решет бет».
Премьер-министр обратился к родителям Ори: «Я хочу сказать вам, что мы молились и надеялись вернуть его и остальных, но не смогли. Я прошу у вас прощения за то, что мы не смогли сделать это».
Отец Ори, рав Эльханан, ответил ему: «Хватит возиться с глупостями и устраивать ссоры и раздоры. Без единства у нас не будет этой страны. Пожалуйста, закройте свой офис на десять минут в день, сядьте и подумайте, в чем заключаются еврейские ценности, которые вы несете. Побудьте наедине со своим Создателем и подумайте, где он в вашей картине мира».
«Эта катастрофа произошла из-за разделения и раскола [в израильском обществе], это ясно как день. Не занимайтесь мелкой и дешевой политикой и махинациями, человеческая жизнь – бесценна», – продолжил Эльханан.
«Я обращаюсь к вам ради остальных, кто там остался (…) Бог даровал мне чудо, мой сын похоронен на Святой горе в Святом городе [Ори Данино, как и других солдат, похоронили на военном кладбище на горе Герцля в Иерусалиме]. Похоронить целое тело – это теперь считается чудом? До чего ты нас довел! К чему мы пришли? Что с тобой случилось? Проснись!» – воскликнул скорбящий отец.
«Усиливай единство и любовь к Израилю. Хватит махинаций и ерунды! Давай, ты же лидер! Избранный, отправленный руководить. Откажись от всей это ерунды, слишком много посторонних вещей», – продолжил Эльханан. На это Нетаниягу ответил вопросом: «Каких вещей»?
«Хватит возиться с борьбой за мандаты, хватит смотреть на опросы и гадать, что принесет [дополнительные голоса избирателей], а что нет. Остановитесь. Я действительно не знаю, была возможность для сделки или нет. Но простите меня, господин министр, все это случилось в вашу смену. Мой сын был убит в туннеле, который построили в вашу смену. Простите меня. Но вы были у власти много лет, бетон и доллары поступали в Газу при вашем правлении!»
«Что касается разговоров, мы молчали все эти 11 месяцев, потому что мы верим в Господа. А теперь замолчите вы – и подумайте о тех еврейских ценностях, которые вы несете».
В разговор также вступил один из братьев погибшего Ори. Он сказал: «Жизнь бесценна. Я спрашиваю, поможет ли все это вернуть их [заложников]. Мы больше не можем. Нам, по Божьему благословению, повезло, что Ори похоронят на горе Герцля. Но там, на горе Герцля, появится еще сколько-то могил! Довольно! Сколько крови уже пролилось. Мы не живем мечом, мы не освящаем смерть, мы освящаем жизнь. Народ Израиля освящает жизнь».
Биньямин Нетаниягу в ответ заявил: «В 22 года я ворвался в угнанный самолет чтобы освободить заложников, я был ранен. Четыре года спустя погиб мой старший брат. Я понимаю, что значит потерять брата, да?» (Брат Биньямина Нетаниягу Йонатан погиб при освобождении заложников в операции «Энтеббе»).
Брат Ори воскликнул: «Нет, ты не понимаешь! Ты сделал карьеру на памяти брата, хватит уже! Я похоронил своего брата!»
Эльханан добавил: «Мы уже достаточно раз слышали это. Вернитесь в свои 22 года. Подумайте о том, что было у вас в голове тогда. И вычтите следующие 50 лет».
Брат погибшего добавил: «Ваш брат был настоящим героем Израиля. И куда все это пропало? Я не знаю».
Премьер-министр Нетаниягу: «Мне знакомы эти чувства. Ваш плач и горе так понятно. Нет ни дня, ни ночи. Все напоминает о погибшем и все так невероятно больно. Вы говорили, что мы не живем мечом. Но ответ таков: если у нас в руках нет меча – то мы от меча погибнем. Здесь мы столкнулись с монстрами»
Эльханан: «Вы ничего не делали с этим монстром 15 лет. 15 лет вы сидели тихо и ничего не делали».
Нетаниягу: «Мы не сидели тихо»
Эльханан: «Это вы снабдили их — мечами, туннелями и долларами. Вы ничего не сделали [чтобы предотвратить это]».
Нетаниягу: «Эльханан, я могу вам ответить, но предпочитаю не отвечать».
Эльханан: «Я не буду вдаваться в подробности, но мы слушали то, что вы говорили, в течение 15 лет. По Ори останется хорошая память, а как будут помнить вас? Если вы не изменитесь, вас будут помнить по-другому. Совершенно по-другому».
Нетаниягу: «Дело не во мне, и не важно, каким меня будут помнить (…) Важна наша страна, наше существование, наша земля, наше наследие. Вот что важно. Вы имеете право думать то, что думаете, и я это уважаю».
Эльханан: «У вас не будет места на небесах, пока вы не проявите истинное еврейское сердце и ценности».
Нетаниягу: «И как это произойдет?»
Эльханан: «Вы теперь спрашиваете? После 15 лет бездействия? Если бы вы вели себя так, как в 22 года, с истинным сионизмом…. Если бы вы исключили 50 лет политики позже, вы бы убили монстра (ХАМАС), когда он был маленьким. Зачем ждать, пока он станет монстром?»
Затем в разговор включилась жена премьер-министра Сара Нетаниягу. Она обратилась к отцу павшего солдата: «К сожалению, вы… Я знаю, что вам очень больно, но вы, раввин Эльханан, просто повторяете слова , которые вам говорят».
Эльханан удивился: «Вы, наверное, меня не знаете. Вы не знаете, кто я».
Сара Нетаниягу в ответ спросила: «А вы знаете, чем он [Биньямин Нетаниягу] занимался 15 лет?»
В беседу снова вступил ее супруг. «Послушайте, я могу остановиться, а вы можете не слушать. Я вас услышал и понял», — сказал он.
Затем Нетаниягу начал рассказывать об иранской угрозе.
«Мы боремся с жестоким врагом. Этим врагом является Иран. И вот уже 15 или 20 лет я борюсь за то, чтобы объяснить народу Израиля и всему миру, что этот враг пришел, чтобы уничтожить нас. Он использует прокси-силы, он создает атомную бомбу, чтобы сбросить ее на нас. И я буду бороться с ним, потому что, если я не буду сражаться, мы все будем уничтожены», — заявил он.
«Я не скажу вам, что происходило за кулисами», — продолжил жаловаться Нетаниягу. «Ты был совершенно один», — добавила супруга премьер-министра.
«Один, против всего мира, против президента США», — продолжил Нетаниягу. «И против армейского руководства», — добавила Сара Нетаниягу.
В дальнейшем супруга премьер-министра еще как минимум один раз попыталась упрекнуть военных в том, что те якобы противостояли Нетаниягу.
Биньямин Нетаниягу: «Я здесь, чтобы спасти народ Израиля, потому что бог дал нам возможность вернуться на мировую арену и жить в своей стране, а они [враги] идут, чтобы уничтожить нас. Поэтому я не буду говорить с вами об этих 15 годах, о своих действиях, о борьбе».
Сара Нетаниягу: «Поговорим о 15 годах, о руководителях армии, которые не дали…»
Биньямин Нетаниягу: «Я не буду об этом говорить. Я не хочу об этом говорить. Это была борьба со всех возможных направлений».
«Детали», Д.Г.