11.12.2024

«Развод и девичья фамилия». Пусть уезжают ультраортодоксы, а не светские


Атмосфера в зале заседаний – сонная. Представителей правительства здесь не ждут. Хотя форум обсуждает важную проблему.

В качестве холодной закуски – отчаявшийся руководитель местного совета на севере страны, откуда выехали все жители. Главное блюдо – профессор Дан Бен-Давид, почитаемый гневный пророк, говорящий одни трюизмы.

Сначала он продемонстрировал слайд, доказывающий, насколько ужасна система просвещения в Израиле. И, хотя в государственных еврейских школах дела идут относительно неплохо, ситуация там тоже ухудшается. В государственно-религиозных школах положение постыдное. Арабская система просвещения – на уровне стран третьего мира. Чуть лучше, чем на палестинских территориях и в Иордании, но намного хуже, чем в Саудовской Аравии и ОАЭ.

Израильская система просвещения занимает одно из последних мест среди стран OECD. И это еще после того, как мы слегка сжульничали, подправив данные в свою пользу. Мы не допускаем к участию в международных экзаменах PISA ультраортодоксальных учащихся, которые вообще не изучают основные предметы школьной программы. А они составляют 22% всех израильских школьников. Их система просвещения пользуется автономией, но финансируется из государственного бюджета. Если бы они тоже сдавали экзамены PISA, показатели израильских школьников опустились бы до уровня мусорных облигаций.

Позор

Второй слайд, продемонстрированный Бен-Давидом, касался блефа в системе высшего образования. Не знаю, что вам рассказывали о романе между ультарортодоксами и академическими учебными заведениями, но завершается он, как правило, очень быстро. 76% ультраортодоксальных студентов и 53% студенток покидают университеты и колледжи, не доучившись. Именно по этой причине доля ультраортодоксов, обладающих высшим образованием, не увеличивается уже в течение многих лет. Она составляет 30% среди женщин и менее 20% среди мужчин.

Фактически, утверждает Бен-Давид, в Израиле уже существуют две экономики. Одна – это экономика хайтека, где производительность труда на 25% опережает средние показатели развитых стран (143 доллара за час работы). А вторая – это все прочие израильские предприятия, где производительность труда на 40% ниже, чем в среднем по странам OECD (69 долларов за час работы).

Это позор. Почему? Потому что в хайтеке занято только 10% работающих израильтян.

На долю людей, относящихся к двум высшим децилям по доходам, приходится 90% собираемого в Израиле подоходного налога. Пять нижних децилей не платят вообще ничего. На долю децилей с 6-го по 8-й приходится 10% собираемого налога.

Количество врачей приводит в ужас (0,6% от населения). Старший преподавательский состав университетов, ответственный за подготовку врачей, инженеров и компьютерщиков, составляет 0,1%. Это означает: для того чтобы разрушить страну, ее не должны покинуть 2 миллиона человек. Достаточно всего лишь 287 тысяч.

Даже если уедут половина из них – 140 тысяч – экономика даст серьезную трещину. А уровень эмиграции из Израиля постоянно растет. По данным Бен-Давида, если в 2011 году на каждого нового репатрианта приходилось 1,25 уехавших израильтян, то в 2023 году – уже 1,78. В прошлом году из Израиля уехало на 25 тысяч человек больше, нежели приехало.

А что мы делаем? Шлепаем их по заднему месту. Чтобы они уезжали еще быстрее.

Работающий светский гражданин получает от государства на 2200 шекелей меньше, нежели платит ему. У ультраортодоксов ситуация обратная. Каждый из них получает от государства на 2800 шекелей больше, чем платит.

Поэтому на одну ультраортодоксальную женщину приходится 6,4 ребенка. Это немного ниже рекордного показателя, установленного в Нигере, зато в три раза больше, чем у светских евреек и в два раза больше, чем у мусульманок Израиля. Результат: среди детей до четырех лет на долю ультраортодоксов приходится 26%. Последний слайд, продемонстрированный Бен-Давидом, содержал следующую информацию: к 2032 году Израиль станет самой густонаселенной страной OECD. И, по всей видимости, самой бедной.

Америка

То и дело кто-то потихоньку выходит из зала, чтобы выпить кофе и съесть круассан. Кто-то звонит по телефону. Ни одного депутата от коалиции здесь нет, поскольку форум организован оппозицией (партией «Еш атид»). И вообще, у кого есть силы слушать цифры с самого утра?

Рассчитать большинство от 120 они умеют? Все остальное неважно.

В конце своего выступления Бен-Давид демонстрирует серию слайдов со словом «надо».

Надо провести реформу системы просвещения. Надо, чтобы все школьники изучали основные предметы школьной программы. Надо прекратить поощрять невежество, высокую рождаемость и безработицу. Надо работать, надо служить в армии.

«Надо» – и после этого что-нибудь самое тривиальное. И чем больше это надо, тем очевиднее: этого никогда не будет. Не по злому умыслу и не по глупости, а просто потому, что здесь не существует партнерства. «Совместная забота о будущем» – это фикция. Далеко не все чувствуют себя обязанными заботиться о будущем государства.

Израиль рухнет? Что ж, устроимся как-то или переедем в другую страну. Пока что тебе дают? Бери и молчи.

Что сделали раввины, когда БАГАЦ перекрыл финансирование йешив, где учатся уклоняющиеся от призыва молодые люди? Они, включая 94-летнего Давида Ландо, собрали чемоданы и отправились в Америку, чтобы собрать 100 миллионов долларов у своих живущих за океаном собратьев.

«Спасите! Злодейская власть и суды перестали давать деньги на изучение Торы, так сделайте милость», – плакались раввины в Нью-Йорке. И они таки собрали нужную сумму.

Но дело не в деньгах, а в искусственном, исполненном фальши сосуществовании между светскими и ультраотодоксальными евреями.

Между ними нет и не было подлинного партнерства. Все разговоры об образовании, о призыве, о работе в лучшем случае приведут к временной договоренности, не решающей, по сути, никаких проблем. Скорее всего, все закончится ничем – по политическим причинам. Это просто не сработает.

Почему же прекрасная невеста так хочет понравиться незавидному жениху, который к тому же ее не хочет?

Ультраортодоксы с отвращением воспринимают сосуществование со светскими гражданами, поскольку чувствуют, что оно угрожает им. Окружающее их штетлу национальное государство – это, с их точки зрения, чуждое и временное образование. Его не нужно спасать – его нужно только доить. Пока оно дает молоко, от него есть польза. Когда молоко закончится – уедем в Америку.

Графики однозначно свидетельствуют: мы на пути к самоубийству. Что делать в случае, если брак оказался разрушительным? Как прекратить такую связь? Как спасти скатывающихся в пропасть супругов?

Все эти академические, политически корректные разговоры о том, что надо сделать, скрывают неприятную истину: это или мы – или они. Или светские, или ультраортодоксы. Третьего не дано. И решение проблемы – это не эмиграция светских граждан. Это отъезд ультраортодоксов.

Выкуп пленных

Не для того, чтобы сказать что-то дурное. Не по злобе. Но наш союз не работает. Дело не в нас. Дело в вас.

Друзья, братья, дорогие мои, у нас нет достаточно денег, чтобы содержать вас. У нас нет достаточного количества людей, чтобы защищать, лечить и кормить вас. Просто нет. И, как свидетельствуют таблицы Бен-Давида, у нас нет времени на уговоры и мольбы. Время не уходит, оно уже ушло.

Сокращение рождаемости невозможно – и уж, конечно, в требуемые сроки. Для того чтобы на каждую мусульманскую женщину приходилось не 7,8, а трое детей, потребовалось 40 лет. Реформа образования – это, в конце концов, усовершенствованный вариант игры в кошки-мышки. И на каждого действительно работающего ультраортодокса будут приходиться трое с фальшивыми зарплатными ведомостями. Хватит, сколько можно дурачить самих себя?

То же самое касается призыва в ЦАХАЛ. Как только будет достигнуто соглашение о прекращении огня, соответствующее законодательство будет положено под сукно. Когда ШАС и «Еврейство Торы» выражали поддержку сделке с ХАМАСом, они ведь думали не только и не столько о заповеди выкупа пленных. Они открытым текстом заявили: «Если война закончится через две недели или через месяц и у нас будет соглашение с Саудовской Аравией, а «Хизбалла» отступит от северной границы, вы отмените закон и вернете нам освобождение от призыва? Ведь закон утратит свою релевантность в мирное время». Это слова генерального директора министерства по делам религий Яакова Авидана. Что тут неясно?

Хватит, хватит. Наш «брак» разваливается. Здесь существует община, насчитывающая уже 1,3 миллиона человек, и она разрастается по экспоненте. При этом она ничем не хочет быть полезной окружающим. Более того, она наносит им ущерб.

3000

Вместо того чтобы финансировать их злокачественную автономию, давайте обсудим новую идею – о поощрении эмиграции. Нельзя терять ни минуты. Время работает не на нас. Вы предлагаете федерацию? Это иллюзия. Эмиграция светских граждан? Нет, наоборот. Пусть уезжают те, кто собирают за границей деньги, – для того чтобы жить здесь и не работать.

Разумеется, не насильно, боже упаси. Это не разговоры о «трансфере». Но для обладания равными правами нужно на равных выполнять и обязанности. В противном случае – лишение гражданства. Без всяких квот и прочих лазеек.

Как сказал Бецалель Смотрич? «Нелогично создавать теплицу для двух миллионов человек, которые удерживаются в ней, как заложники. Так их воспитывали в течение семи-восьми поколений. Их учили, что решение проблемы нищеты и тесноты находится в Яффо, в Хайфе, в Тверии – в Государстве Израиль».

Золотые слова. Правда, Смотрич имел в виду жителей сектора Газа. Но, за исключением небольших отличий, то же самое можно сказать и об ультраортодоксах. Они живут, как заложники, в своей теплице, а всю ответственность за свои проблемы возлагают на нас.

Нелогично навязывать им партнерство, в котором страдают обе стороны. Зачем упорно продолжать сватовство, обреченное на провал?

В чем заключался исторический смысл содержания ультраортодоксальной аристократии? Для обоснования нашей исторической связи с Эрец-Исраэль?

Хорошо, установим для их представителей квоту. На 3000 человек, например.

Ави Бар-Эли, TheMarker, Б.Е. Фото: Оливье Фитусси √

 

13
2


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 элементов 1,076 сек.