Долгое время Израиль был (редчайший случай в Вашингтоне) предметом практически повсеместной двухпартийной поддержки. Но времена меняются, и еврейское государство и сложные вопросы, связанные с его поддержкой со стороны США, быстро превращаются в весьма щекотливую проблему.
Законопроекты об иностранной помощи, которые раньше с трудом набирали голоса, в последнее время работают в режиме автопилота. Помощь Израилю называют локомотивом, который тянет за собой остальные законы к окончательному принятию. Израиль был обязательным пунктом посещения для кандидатов в Конгресс, губернаторов, торговых миссий и групп политических интересов.
Однако курс премьер-министра Биньямина Нетаньяху, и в частности то, как он ведет войну против ХАМАСа в Газе, стремительно повышает напряжение.
Самый высокопоставленный политик-еврей в истории Америки только что призвал израильский народ заменить своего премьер-министра и самое экстремальное правительство в истории страны.
Это правительство «застряло в прошлом», и стране нужно новое руководство, обладающее «видением послевоенного будущего».
Нетаньяху «сбился с пути, поставив свое выживание как политика выше интересов Израиля», заявил сенатор Чак Шумер.
При таком экстремистском правительстве Израиль рискует стать международным «изгоем» и оказаться в изоляции, предупредил лидер сенатского большинства.
Нетаньяху выступил на американском телевидении, чтобы пожаловаться на то, что речь Шумера была «совершенно неуместной». Он обвинил Шумера в критике Израиля, но интервьюер CNN Дана Бэш отметила, что сенатор явно критиковал его, а не Израиль.
Шумер, который раньше называл себя «лучшим другом Биби в Вашингтоне», сказал, что премьер-министр стал «препятствием на пути к миру».
Жалоба Нетаньяху на вмешательство в израильскую политику могла бы вызвать некоторое доверие, если бы речь не шла об известном посреднике в американской партийной политике с многолетним стажем открытого вмешательства в выборы.
Нетаньяху не скрывает, что предпочитает иметь дело с республиканцами и их евангелической христианской базой, а не с демократами и американскими евреями. Первые более склонны идти навстречу его экстремистской политике, в то время как вторые поднимают слишком много неудобных вопросов.
Конечно, обе страны имеют опыт вмешательства в политику друг друга, но Биби вывел это на новый уровень, вплоть до того, что отправил бывшего республиканца на должность своего посла в Вашингтоне.
Его поддержка Митта Ромни против Барака Обамы в 2012 году нанесла значительный ущерб его отношениям с демократической администрацией. Но наибольшее возмущение вызвало то, что он вслепую обратился к президенту в Конгресс и стал главным лоббистом республиканцев против ядерной сделки Обамы по Ирану.
Шумер выразил то, о чем многие демократы думали, но не хотели говорить публично. Коллеги быстро похвалили его выступление, включая как минимум трех других сенаторов-евреев. Бывший спикер Нэнси Пелоси назвала речь «актом любви», предупредив, что «репутация Израиля находится под угрозой» из-за его поведения во время войны в Газе. По ее словам, это не вмешательство в выборы, как обвинил Нетаньяху, а помощь со стороны друзей.
Выступление лидера Сената отразило широко распространенное с 7 октября недовольство деятельностью Нетаньяху среди друзей и сторонников Израиля в Конгрессе, Демократической партии и еврейской общине.
Нельзя недооценивать важность его выступления. Не забывайте о его ранге, историческом положении и личных отношениях с Нетаньяху и Израилем.
Президент Джо Байден, называющий себя сионистом и имеющий 40-летний стаж поддержки Израиля, похвалил речь, но не стал ее одобрять. Он старался, чтобы разрыв был между ним и Биби, а не между Соединенными Штатами и Израилем.
В понедельник он впервые за месяц поговорил с премьер-министром. Байден сказал, что разделяет цель Израиля (победить ХАМАС), но отметил, что, по его мнению, Израилю не хватает «последовательной и устойчивой стратегии, чтобы добиться этого», сообщил советник по национальной безопасности Джейк Салливан. Байден отверг как «нонсенс» аргумент Нетаньяху о том, что противодействие атаке на Рафах, куда бежал миллион беженцев, является потенциальной победой ХАМАСа.
РЕСПУБЛИКАНЦЫ поспешили заявить, что они любят Израиль больше, чем демократы, и осуждают любое вмешательство в политику другой страны.
Республиканцы и AIPAC быстро встали на сторону Нетаньяху против Байдена и Шумера, требуя безоговорочной поддержки Израиля в этой войне. Республиканская еврейская коалиция обвинила Шумера в нанесении удара в спину Израилю. Вы можете рассчитывать услышать больше о разрыве между Байденом и Биби в ходе предвыборных кампаний этого года.
Бывший президент Дональд Трамп заявил, что это свидетельствует о том, что любой еврей, голосующий за демократов, «ненавидит свою религию» и ненавидит Израиль. Он также назвал Шумера «очень антиизраильским» и сказал, что Байден «бросил Израиль».
Он неоднократно обвинял евреев в двойной лояльности и давно использует антисемитские приемы в своих кампаниях, а также поддерживает белых супремасистов, христианских националистов и неонацистов.
По данным опроса, проведенного Фондом Пью, только 21% американских евреев положительно относятся к опальному бывшему президенту, что составляет примерно треть от рейтинга одобрения Байдена.
Представитель Белого дома назвал высказывания Трампа «мерзкой и неумной антисемитской риторикой».
Шумер обнародовал то, что он и другие, включая Байдена, в частном порядке говорили Нетаньяху и другим израильтянам после того, как пришли к выводу, что их слова попадают в одно глухое ухо и вылетают из другого.
Подход Нетаньяху к советам и критике был неизменным: я один знаю, что лучше, так что заткнитесь и посылайте больше оружия и денег; вы только помогаете ХАМАСу.
Кризис в отношениях связан не только с ведением войны Израилем. Продолжающиеся попытки Нетаньяху покончить с независимой судебной системой и значительно расширить поселенческую деятельность привели к серьезным столкновениям с американским еврейством и администрацией Байдена. Внутренняя политика также играет свою роль в обеих странах.
Первоочередной задачей Нетаньяху, по общему мнению, является самосохранение, а победа на поле боя и возвращение заложников отходят на второй план. Его антидемократические экстремистские партнеры хотят проводить политику выжженной земли в Газе как прелюдию к строительству там поселений и, в конечном счете, аннексии Западного берега.
БАЙДЕН ВИДИТ надвигающуюся гуманитарную катастрофу и хочет, чтобы Израиль начал думать о «дне после», который, по мнению американцев, европейцев и арабских государств, заключается в окончательном создании палестинского государства в Газе и на Западном берегу. Нетаньяху категорически отвергает палестинский суверенитет (и даже его жалкое подобие) — и на данном этапе войны так же считает большинство израильтян.
Поддержка Байденом Израиля после 7 октября вызвала глубокий раскол в его партии, и политические обозреватели предупреждают, что это может стоить ему следующего срока в Белом доме.
На Байдена оказывают сильное давление многие члены его собственной партии: прогрессисты, арабы, мусульмане, другие меньшинства и молодые избиратели, симпатизирующие палестинскому делу. Многие из них голосовали «без обязательств» на праймериз демократов и иным образом выражали свое несогласие с его поддержкой Израиля в качестве предупреждения.
Трудно сказать, сколько из них «вернутся домой» 5 ноября или проголосуют за кого-то другого. Большим стимулом для их возвращения является Трамп, которого многие считают расистом, исламофобом и ксенофобом.
Байдену нужно быть осторожным, чтобы не перестараться с привлечением прогрессистов и не рисковать поддержкой, в которой он нуждается со стороны умеренных республиканцев и колеблющихся избирателей.
Несмотря на чрезмерную риторику Трампа, республиканцам будет трудно назвать Байдена антиизраильским политиком. Опросы показывают, что он, скорее всего, снова победит Трампа три к одному среди еврейских избирателей, не только потому, что большинство поддерживает его политику в отношении Израиля, но и потому, что они отвергают позицию Трампа почти по всем внутренним вопросам и его растущую близость к американским ультраправым экстремистам.
Власти готовятся к массовым протестам на съезде демократов, который состоится через пять месяцев в Чикаго, где проживает самое большое палестинское население в США и где в 1968 году проходили бурные антивоенные демонстрации.
Телевизионные репортажи о боевых действиях, разрушениях и гуманитарном кризисе будут внимательно изучаться всеми сторонами, чтобы понять, какую роль они сыграют 5 ноября, когда американцы придут на избирательные участки.
Возможно, это переломный момент в отношениях США и Израиля, когда один из последних консенсусных вопросов в американской политике уступит горьким разногласиям эпохи.
Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова