История
При строительстве Невского проспекта возникла необходимость соорудить переправу через реку Ерик или как раньше называли Фонтанку — Безымянный Ерик. «За Большою Невой на Фантанной реке по першпективе зделать мост», — приказал Петр I и в 1715 году деревянная переправа была сооружена. Назвали её Аничков мост — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Длина ее была более 150 метров и перекрывала всю заболоченную пойму реки.
Тогда это была окраина Санкт-Петербурга и здесь находилась пограничная застава, на которой проверяли паспорта и брали плату за въезд в город. Платить можно было и деньгами и булыжниками, которыми мостили дороги. На ночь шлагбаум опускали и караульные укрывались в шалаше, а позже для них построили караульный дом, где они проверяли документы и прятались от непогоды.
В 1726 году переправу сделали разводной и открывали ее для прохода судов с высокими мачтами, а чтобы волки не смогли пройти в город, ее открывали и на ночь.
В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова был построен новый деревянный мост. По одной из версий его специально укрепили, чтобы провести слонов, подаренных императрице Елизавете Петровне в дар от персидского шаха Ирана. Переправа не имела разводного пролета и была обшита досками, оформленными под гранит.
Сооружение каменного моста
В 1780-х годах через Фонтанку было построено семь однотипных каменных мостов и Аничков тоже перестроили. Он стал гранитным, а средний деревянный пролет сделали разводным, на краях переправы были построены башни с разводными механизмами. Из семи построенных в то время переправ сохранились лишь мост Ломоносова и Старо-Калинкин и представить, каким был Аничков мост в то время, можно по их виду.
Постепенно Невский проспект расширялся и к 1840-му году его ширина стала значительно шире переправы через Фонтанку, к тому же средняя деревянная часть пришла в негодность. Поэтому в 1841 году сооружение было разобрано и за семь месяцев по проекту инженеров Ивана Буттаца и Александра Редера была построена новая переправа. Руководил строительством генерал-лейтенант Андрей Данилович Готман.
Торжественное открытие Аничкова моста состоялось в январе 1842 года. Башни убрали, а три пролета выложили кирпичом и облицевали гранитом. В это же время появились чугунные решетки с изображением морских коньков и русалочек, выполненные по рисунку немецкого художника Карла Шинкеля. Решетки с таким же рисунком установлены и на Дворцовом мосту в Берлине.
Исследования в 1843 и 1847, 1855 и 1899 годах показали, что переправа имеет конструктивные недостатки и вследствие этого разрушается. По проекту архитектора Петра Щусева в 1906–1908 годах проведен ремонт — была выполнена гидроизоляция конструкций, а кирпичные своды переложены и облицованы розовым кирпичом.
Во время Великой Отечественной войны снаряды повредили гранитные парапеты и перила, а на одном из гранитных постаментов и сейчас можно видеть вмятину от снаряда.
В 2007–2008 годах были устранены трещины покрытий, выполнены гидроизоляция, ремонт арочной кирпичной кладки и замена каменных блоков.
Скульптуры коней
В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.
В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. В настоящее время скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе
Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли
Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами
В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней
В 1846 году Петр Клодт решил не делать копии коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах:
Первая группа в западной части Аничкова моста — «Конь с идущим юношей». Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв его за узду.
Смежная группа изображает борьбу — ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное.
В третьей группе, расположенной ближе к Дворцу Белосельских-Белозерских, водитель повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой.
И наконец, в четвертой группе мы видим, что атлет покоряет коня. Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное.
Петр Клодт своей композицией прославляет человека, покорившего природу. На одном из постаментов мы видим бронзовую доску с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году».
Во время Великой Отечественной войны скульптуры были закопаны в сквере у Аничкова дворца, а на прежнее место они вернулись только 1 мая 1945 года. Еще один раз кони покинули мост в 2001-2002 году, когда были направлены на реставрацию, но к 300-летию Петербурга вновь украсили мост.
Яловая Ирина ©
Происхождение названия
Хотя название переправы и произошло от фамилии инженер-полковника, Михаила Аничкова, чей батальон располагался рядом и строил мост, многие петербуржцы упорно хотят связать это название с трагической любовной историей к некой Анечке и приписывают эту романтичную любовь чуть ли не всем строителям переправы. Говорят, что в 19 веке здесь висела табличка с надписью Аничкин мост и по легенде на этом месте развивалась эта трагическая любовь.
Легенды и мифы
Говорят, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сказал: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»
Однажды Клодт был вместе с императором на приеме в Берлине. Скульптор взял лошадь напрокат и не справился с ней, в результате потерял шляпу и еле удержался в седле. Но Николай I поддержал соотечественника: «Ты лучше лепишь лошадей, чем ездишь на них»
Рассказывают, что скульптор как-то обогнал повозку с императором, что делать было строго запрещено и Николай I погрозил ему пальцем. Когда второй раз это повторилось, император гневно погрозил скульптору кулаком, а вскоре пришел к нему в мастерскую, оглядел бронзовые скульптуры и сказал: «За этих — прощаю»
Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России
Загадочна и причина смерти великого скульптора. Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у двух его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине
Интересные факты
Кони Аничкова моста, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания — не подкованы. В 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. По легенде, те кони, что смотрят на Литейный, в сторону кузниц, не подкованы, а подкованные кони идут от кузниц
В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось
Петр Клодт является также автором памятника Николаю I на Исаакиевской площади и знаменательного тем, что имеет всего две точки опоры. Скульптор создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду, модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона Большого театра
В начале 20 века в Москве у Ипподрома на Беговой аллее установлены композиции коней, выполненные внуком Петра Клодта скульптором Константином Клодтом
Чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске, о чем свидетельствует эмблема города на перилах
Правильно ударение надо ставить на втором слоге слова Аничков
Рядом с мостом находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Аничков Дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Фонтанный двор
Народный фольклор
Существует фольклорное название переправы — мост шестнадцати яиц. До 1917 года это был мост восемнадцати яиц, поскольку кроме четырех скульптур у переправы находился еще и городовой.
В пору борьбы с алкоголизмом родилось фольклорное выражение «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».
Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только в фотоработах, но и во многих произведениях живописи, о нем сложены и стихи. Композиция «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга