27.04.2024

Сказка о раздавленной любви

+


Но также Сергей Параджанов известен как самый скандальный заключенный СССР, осужденный и отбывший в местах заключения четыре года по обвинению в однополых отношениях. А еще известен как вольнодумец, выступавший открыто против культурной политики в Советском Союзе, против цензуры.

Но сегодня хочется рассказать о личной трагедии Сергея Параджанова, которую он пережил в юности и пронес в своем сердце через всю жизнь. Хочется рассказать о его разбитой юношеской любви – даже не разбитой, а растоптанной, расколотой, раздавленной, погибшей – и не под колесами политической машины, а под тяжестью людских предрассудков…

Это произошло, когда будущий автор культовых фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната» еще был студентом ВГИКа – задолго до его международной известности и всех судебных перипетий. Тогда армянский юноша увидел в московском ЦУМе молоденькую девушку. Красивая татарочка по имени Нигяр работала в одном из отделов магазина. Ее семья была родом из Молдавии, и для нее большая Москва тоже была пока городом чужим. Нигяр Сераева была красива той сочной восточной красотой, в которой чувствуется порода и внутренняя сила, и это привлекло Параджанова настолько, что он возвращался в этот отдел ЦУМа снова и снова, чтобы просто полюбоваться на девушку. Он приходил каждый день, и однажды решился и заговорил с Нигяр.

Семья Нигяр была строгих религиозных традиций, очень консервативная, и девушка была воспитана соответствующе. Параджанов пригласил девушку на свидание, но она не согласилась. Скромная и молчаливая, она даже помыслить не могла о каком-то флирте или скоротечном студенческом романе. Тем более, что ее семья на тот момент уже получила калым за дочь от татарина-военного. Однако, Параджанов не сдавался: он снова и снова приходил в ЦУМ, разговаривал с ней, снова и снова предлагал встретиться, и девушка влюблялась все больше и больше в этого странноватого большеглазого юношу.

О том, как был вдохновлен, влюблен, счастлив Сергей Параджанов, когда Нигяр, наконец, сдалась, рассказывал один из его товарищей Григорий Мелик-Аваков:

«В один прекрасный день Сережа сообщил нам, что женится.
— На ком?
— Пойдем покажу.
И повел меня в ЦУМ… Показал издалека. Я посмотрел и обомлел…
Неземное создание! Такого лица я не видел…
— Я ее люблю, — говорит. — Я на ней женюсь!»

Это была очень трогательная любовь – та самая, когда влюбленным даже говорить ни о чем не нужно было, а просто смотреть друг на друга было достаточно.

Поженились в январе 1951 года. Друзья Параджанова рассказывали, что это была студенческая свадьба в подвале у комендантши общежития, которую всем студенческим курсом организовали. Мелик-Аваков вспоминает, что за всю свадебную вечеринку Нигяр ни слова не проронила. Стали жить в общежитии, и Нигяр написала письмо своим родным в Молдавию, в котором сообщила о свадьбе. Почему не написала раньше, не попросила родительского благословения? Наверное, понимала, что в таком случае ей не дадут и дня побыть счастливой женой.

Татарская родня была возмущена и оскорблена поступком девушки. Родители и братья срочно выехали в Москву, пришли в общежитие, устроили девушке скандал, а перед режиссером поставили условие – заплатить выкуп за девушку, назвав неподъемную для Параджанова сумму. Сергей попросил помочь своего отца, но отец был зол на него за то, что и профессию Параджанов выбрал против его воли, и для свадьбы родительского благословения не попросил, и в помощи сыну отказал.

Что произошло после? Конечно, Нигяр отказалась оставить мужа, хотя родственники давили на нее морально очень сильно. И тогда в один февральский вечер братья с отцом пришли в общежитие, когда Сергея не было дома, и передали Нигяр, что мать зовет ее, хочет сходить с ней в баню, поговорить. Конечно, девушка пошла вместе с ними. Их путь проходил через железнодорожные пути, и когда мимо проходил поезд, братья схватили девушку и толкнули ее на рельсы.

Григорий Мелик-Аваков рассказывал:
«Некоторое время Сережа не появлялся на занятиях. И вдруг пришел однажды и сказал: «Ее убили… Отец и братья… Связали и положили на рельсы…» Что было с Сережей — описать невозможно! И во сне она ему являлась в самых необычных обличиях…».

Трагедия тяжело ударила по психике Параджанова, его племянник Георгий рассказывал, что год после трагедии Сергей Параджанов провел в психиатрической клинике. А когда вышел, проводил дни на могиле Нигяр на татарском кладбище в Москве, обустраивал могилу, ухаживал. Георгий Параджанов вспоминал, что родственники Нигяр и после смерти девушки никак не могли успокоиться – постоянно приходили и рушили могилу.

Ужасающая трагедия. Невозможно даже представить, что переживал в душе Сергей Параджанов, как он смог вообще жить после такого. Позже вся его боль, тоска, невысказанная любовь, разрушенная под давлением внешних обстоятельств, вылилась в щемящую историю фильма «Тени забытых предков» — историю о любви Марички и Ивана. И последним его фильмом был тоже фильм о любви: «Ашик-Кериб» – сказка, рассказанная влюбленным человеком, пусть в мечту, пусть в далекий образ, приходивший потом только в снах, но влюбленным до самого конца своей жизни. Хотя сам Параджанов никогда не рассказывал эту историю: тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы.

К Сергею Параджанову можно относиться по-разному. Но трагическая история его первой настоящей любви, наверное, никого не оставит равнодушным.

Марина Опарина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

63 элементов 0,693 сек.