22.11.2024

Фашист-НКВДист Бессонов и его план завоевания СССР


Чтобы устранить конкурента, глава РОА Власов сдал Бессонова в концлагерь.

Три года немецкой оккупации породили множество форм причудливой, альтернативной сталинскому порядку русской жизни. Один из таких случаев – дело Бессонова.

Краткая его биография такова.

Иван Георгиевич Бессонов родился 24 августа 1904 года в Перми в семье рабочего.

В 12 лет, окончив начальную школу, начал работать на лесопилке.

В 1920 году Бессонов добровольно вступил в Красную Армию (в 16 лет!) и проходил службу в батальоне связи.

В 1926 году поступил в Тверскую кавалерийскую школу, в 1930 году был переведен в войска ОГПУ в Казахстан на должность командира взвода.

Уже в начале 1931 года он был назначен помощником начальника штаба 13-го Алма-Атинского полка ОГПУ. Участвовал в боях за китайский город Кульджу против войск мятежного генерала Ма-Чжуина, выступившего против правительства китайской провинции Синцзян.

В марте 1936 года Бессонов стал пограничником (на границе Ленинградской области и Эстонии). После начала репрессий, когда был выбит основной командный состав, его карьера пошла в рост.

В 1938 году он окончил Военную Академию им. М.В. Фрунзе, после чего был назначен на должность командира 3-го Ленинградского полка, награжден орденом Красного Знамени и принят в ряды ВКП(б).

В 1939 году Бессонов занимает пост начальника Отдела боевой подготовки Главного управления погранвойск НКВД СССР.

В первые дни Великой Отечественной он был откомандирован на должность начальника штаба 102-й дивизии 21-й армии.

Дивизия в течение месяца обороняла сорокакилометровый участок по Днепру от Рогачёва до Быхова. На комдива, полковника Гудзя поступил донос, и он был арестован. 13 августа 1941 года в командование дивизией вступил Бессонов.

102-я дивизия вскоре оказалась в окружении, из которого вышли лишь единицы.

Бессонов же сдался в плен охране немецкого медсанбата в селе Раги Старосельского района Гомельской области.

На первом же допросе он предложил свои услуги по борьбе с советским режимом.

В Хаммельбургском лагере для офицеров «Офлаг-13Д» Бессонов получает псевдоним «Катульский», и для него начинается новый этап в жизни.

В Хаммельбурге была создана специфическая атмосфера для пленных советских офицеров, согласившихся работать на немцев. Все попавшие в лагерь офицеры большого ранга имели возможность развернуть антисоветскую работу в так называемом «Военно-историческом кабинете».

Работавшие в этом «кружке» бывшие командиры составляли обширные справки для немецкой разведки, освещая в них состояние советского общества, армии и промышленности. Бессонов тоже принял участие в работе этого кабинета.

Бессонова быстро приметили немцы и предложили ему возглавить так называемую «Народно-российскую партию социалистов-реалистов», чьей идеологией был марксизм. Немцы надеялись, что удастся создать влиятельную и консолидированную коммунистическую оппозицию сталинизму.

В принципе, оппозиционеры-марксисты позже принесли гитлеровцам определённую пользу в качестве пропагандистов. Самым известным из них стал «Милетий Зыков», сыгравший ключевую роль в оформлении пропагандистского аппарата власовского движения. Под этим псевдонимом скрывался зять известного детского писателя Корнея Чуковского Цезарь Вольпе.

Бессонов создал аппарат «Народно-российской партии социалистов-реалистов», в партии было около 40 активистов, которых предполагалось использовать для агитации на оккупированных территориях.

Как успешно справившегося с этой задачей, Бессонова в мае 1942 года немцы бросили на создание второй оппозиционной партии «Русской народной партии реформистов». Она базировалась уже на идеях национал-либерализма.

В идеале немцы в то время видели политическую систему на оккупированных территориях (после того, как СССР был бы разбит) как двухпартийную, где друг с другом боролись марксисты и национал-либералы. Симптоматично, что обе партии были созданы НКВДшником. Чуть позже, с появлением Власова, система трансформировалась в трёхпартийную – к вышеуказанным двум партиям прибавились левые националисты.

Строго говоря, первой партией, созданной немцами для русских, была не «Народно-российская партия социалистов-реалистов». В начале октября 1941 года военюрист 3-ранга Мальцев и бывший артист МХАТа Сверчков создали в Хаммельбургском лагере «Русскую Трудовую Национальную Партию».

В РТНП вступило более 200 человек. Но в середине 1942 года немцы распустили партию, так она быстро скатилась в национал-анархизм.

(Русские «воспитанники СС» принимают присягу в Торгау (Германия). Фотография из берлинской газеты «Новое слово». 26 июля 1944 года)

Бессонов хорошо себя зарекомендовал как активный бюрократ, и им заинтересовалось Имперское Управление безопасности (РСХА) в рамках проекта «Цеппелин». Под его опекой Бессоновым было объявлено о создании «Политического Центра борьбы с большевизмом» (ПЦБ) – фактически, аналога «Народного фронта», который до победы над Сталиным должен был объединить все русские «партии». Ближайшими сподвижниками комдива стали полковник В.В.Бродников, полковник Н.Н.Любимов, бывший зам. начальника штаба 6-й армии полковник М.А. Меандров, бывший командир 171-й стрелковой дивизии генерал-майор А.Е.Будыхо. ПЦБ начал свою работу с июля 1942 года в СС зондерлагере Бухенвальд.

Генеральным секретарём ПЦБ был сам Бессонов. Но одной политики немцам было мало, и ПЦБ было предложено заняться и какой-нибудь практической деятельностью. Создали отделы. К примеру, отделом связи, занимавшимся подготовкой радистов и разработкой кодов руководил капитан Фесенко, отдел тыла, занимавшийся подготовкой снабжения и снаряжения групп, возглавлял А.Петров. Кадровую работу ПЦБ курировал сам Бессонов.

Для чего Центру нужны были военные подразделения и радисты? Знавший места расположения лагерей ГУЛАГа и систему их охраны Бессонов разработал план высадки воздушного десанта численностью до 6 тысяч человек из числа бывших военнопленных.

Предполагалось произвести высадку в районах рек Северная Двина, Обь и от Крайнего Севера до Сибирской железной дороги, захватить лагеря и, вооружив заключённых ГУЛАГа, развить повстанческую деятельность в южном направлении.

Главная задача – овладение промышленными центрами Урала и разрыв сообщения европейской части СССР с Сибирью и Дальним Востоком. Места высадки штурмовых батальонов разделялись на две зоны – северную и восточную.

Северная зона располагалась бы в районе Сыктывкар-Сольвычегодск-юго-восток от Архангельска. Штаб ПЦБ предполагалось разместить в Петрозаводске. Осуществить эту операцию предполагалось при поддержке финнов.

Правильность планов Бессонова подтверждало следующее событие. В начале 1942 года в одном из лагпунктов на Печоре, куда хотели высадиться бессоновские десантники, заключённые разоружили охрану и подняли восстание. Восстание было жестоко подавлено, основную роль в этом сыграло отсутствие у заключенных оружия.

В октябре 1942 года «армия» ПЦБ начала формироваться. Боевая организация центра включала в себя 200 человек, сто из них были из числа высшего начсостава Красной Армии. На этой базе предполагалось развернуть полк. Готовились 60 радистов для штурмовых отрядов. Военный блок ПЦБ размещался в зондерлагере в бывшем монастыре Лейбус около Бреславля, в начале 1943 года формирование было переведено в местечко Линсдорф.

Экономическую часть программы ПЦБ разрабатывал кандидат экономических наук Массалов. После свержения советской власти планировалось введение военной диктатуры, затем. проведение всеобщих выборов. ПЦБ выпускал в свет более 10 наименований периодических изданий и программную брошюру Бессонова «Что делать?», а также «Устав военно-политической борьбы» Меандрова.

Бессонов хотел привлечь в свои ряды какие-то знаковые фигуры. В конце 1942 года он написал письмо маршалу Василевскому, где предложил тому пост министра обороны в будущей «Русской республике». Бессонова подсаживали и к заключенному №1 лагеря Заксенхаузен, старшему лейтенанту Якову Джугашвили. Попытки склонить сына Сталина к сотрудничеству также не дали результата.

К маю 1943 года завершилось развертывание ПЦБ, и Бессонов предполагал начать заброску отрядов в ГУЛАГ. От немцев он хотел бы получить гарантии отсутствия у них захватнических целей в отношении России.

Идеалом Бессонов видел Россию в границах на 1 сентября 1939 года, в составе конфедерации Германии, но с самостоятельной внутренней политикой. Но представителя «Цеппелина» гауптштурмфюрера СС Шмундта интересовали только военные подразделения в тылу у Советов. Бессонов же замахивался на всероссийский масштаб руководителя повстанческой деятельности в советском тылу.

Власова Бессонов в качестве руководителя Освободительного движения не признавал, зная, что военной силы за ним нет, и стремился составить конкуренцию бывшему командующему 2-й Ударной армии. Он отказался сотрудничать с Власовым, заявив, что сам выше Власова и в военном и в политическом отношении.

«Место Власова – максимум депутата в будущем русском Учредительном собрании», – говорил Бессонов. Себя он называл фашистом и солидаристом и всячески открещивался от слова «нацизм».

Немцы не ответили на политические требования Бессонова, предложив ему посетить Берлин, по дороге арестовали его и нескольких офицеров за «антинемецкую деятельность». Определённую роль в этом сыграл донос, написанный в Гестапо ближайшим сподвижников Власова, генерал-майором Благовещенским.

В доносе Гестапо извещалось о том, что Бессонов ранее принадлежал к оперативному составу НКВД, а потому и сегодня является агентом советских спецслужб.


Русские диверсанты группы "Цеппелин" перед заброской в тыл СССР

ПЦБ был распущен, а Бессонова и его коллег поместили в СС-зондерлагерь Заксенхаузен, других членов Центра отправили в Летценский лагерь. Ближайший соратник Бессонова, Будыхо принял должность офицера связи РОА при штабе 16-й армии, а 13 октября 1943 года перешел к партизанам. В 1950 году он был расстрелян в СССР.

Из остатков военной организации ПЦБ были сформированы две группы под командованием обер-лейтенанта Фюрста и полковника Соколова. Их предполагалось использовать в качестве диверсантов в советском тылу. В июле 1943 года оба подразделения были переброшены в Калининскую область (город Себеж) для выполнения заданий немецкого командования.

Прибыв на место, ушла к партизанам группа офицеров во главе с бывшим батальонным комиссаром Чугуновым и подполковником А.Пастушенко. Ушел в лес и сотрудник отдела контрразведки ПЦБ лейтенант Бончковский.

После дезертирства «Зондергруппа» была эвакуирована в город Радом, а группа Фюрста. в Кельцы. После этого обе группы были расформированы, часть личного состава арестована и распределена по лагерям, другая – по полицейским и охранным ротам СС.

Несмотря на неудачу всего начинания, немецкой разведкой всё же был проведен эксперимент. 2 июня 1943 года в районе совхоза «Кедровый Шор» Кожвинского района Коми АССР был выброшен десант из 12 человек, одетых в форму НКВД. 9 июня в бою десантники потеряли убитыми двух человек, десять парашютистов были взяты в плен. На допросе руководитель группы Годов указал, что это была проба сил для осуществления плана Бессонова.

Второй десант из 40 человек был выброшен под Сыктывкаром в конце 1943 года, но на связь с командованием не вышел.

Достоверно известно о высадке ещё нескольких «бессоновских» групп. Так, в июне 1944 года в бассейн Печоры были сброшены с самолета 7 парашютистов особой группы «Ульм». Они тоже были сразу обнаружены. Пятеро погибли в перестрелке, двое попали в плен.

В Заксенхаузе Бессонов находился вплоть до апреля 1945 года. В конце апреля 1945 года немцы вывезли Бессонова и группу военнопленных в Южный Тироль. К этой же группе присоединили и группу заключённых, бывших заговорщиков против Гитлера. По прибытии на место конвой СС был разоружен подразделением Вермахта, а арестованные освобождены и через несколько дней перешли к американцам.

15 мая 1945 года Бессонов, находившийся к тому времени уже в лагере для перемещённых лиц в американской зоне оккупации, обратился к американцам с просьбой… о своём возвращении в СССР.

Американские официальные лица долго отговаривали его от этого поступка, но Бессонов был непреклонен. Сам Бессонов объяснял, что он «виноват перед советским народом», и просил дать ему шанс искупить вину.

Следствие по его делу шло четыре года. 18 апреля 1950 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к высшей мере наказания. Бессонова расстреляли на следующий день.

Павел Пряников

/КР:/
Самое страшное преступление – это предательство…/

14


67 элементов 1,157 сек.