Многие говорят – "попробуй так или так"… И все мимо! А Ваганова говорила – "надо так", и только тогда получалось.
Ей это Бог дал, у нее все ученицы – неважно, талантливые или нет – грамотно танцевали. Сидит какая-нибудь страшненькая, кажется, сейчас она встанет и упадет… Да нет – встанет и все делает, и точно делает.
Потому что Ваганова научила!
Знаете, для меня она Микеланджело в балете. Никто не понимает ее гения. А кроме того, она сохранила балет для России, когда после 17-го года все балетные уехали. Ведь Ленин вообще хотел балет закрыть, это только Луначарский еле уговорил его. Если бы Ваганова тоже уехала, не было бы русского балета, знаменитейшего русского балета. Никто не говорит, что это она сохранила, тем не менее – это она.
Я с ней занималась недолго, к сожалению, но поняла больше, чем за все предыдущее время. До сих пор жалею, что я не поехала к ней в Ленинград. Вообще, я должна вам сказать, что для меня Ваганова – это незаживающая рана. Этого я себе не могу простить. Она не восторгалась мной, не восхищалась, она видела материал, из которого она может сделать. Лучше не говорить об этом, а то я заплачу…
Майя Плисецкая.
P.S.
Однажды Майя Плисецкая выступала в Кировском театре с балетом "Лебединое озеро". Агриппина Ваганова смотрела спектакль из зала и после третьего действия появилась за кулисами:
– Приезжай, мы сделаем "Лебединое" так, что чертям тошно станет…
Марина Семёнова также убеждала Плисецкую скорее ехать в Ленинград…
Но встрече не суждено было состояться…