Несчетно количество драгоценных предметов и украшений, тихо пропавших из хранилищ индийских княжеских семей и вплывших потом на крупных аукционах. Вернуть тайно вывезенные реликвии не удается почти никогда.
Один из недавних примеров – продажа драгоценностей из дворца махараджи штата Бароды, покинувших страну в середине 20-го века и разошедшихся по рукам коллекционеров.
Вытканный жемчугом и камнями "ковер Бароды", созданный в 1870-х годах.
Барода – небольшой штат на границе Индии и Пакистана, из тех, где индуистское население управлялось княжеской семьей, исповедующей ислам. В 19-м веке набожный махараджа задумал совершить роскошный подарок гробнице Пророка в Медине – по его заказу были сотканы два невероятных жемчужных ковра, круглый (который называли «полог») и прямоугольный.
На шелке, укрепленном оленьей кожей, из мелкого жемчуга и бусин из цветного стекла и самоцветов вытканы сложные узоры, по центру ковров расположены розетки, выложенные небольшими плоско ограненными алмазами в обрамлении золотых пластин.
Махараджа княжества Бароды Гаеквад Кханд Рао (1856-1870) и фрагмент заказанного им жемчужного ковра
Размер прямоугольного ковра 2,5 х1,7 метра, для него понадобилось почти миллион мелких жемчужин. Обычно пишут, что это морской жемчуг сорта «Басра», добывавшийся в Персидском заливе, на берегу которого был расположен штат Барода. Но скорее всего, весь мелкий жемчуг – речной, Индия в 17-19 веках производила очень много речного жемчуга. А морской жемчуг на ковре – лишь вокруг алмазных розеток, он более крупный.
Вес 2,5 тысяч бриллиантов, закрепленных на ковре, суммарно составляет около 400 карат, а общий вес жемчуга – 30 тысяч карат. Кроме того на ковер ушло не менее тысячи рубинов-кабошонов и несколько сотен сапфиров и изумрудов.
Фрагменты ковров с алмазными розетками
Все эти камни небольшого размера и не выдающегося качества, но общая стоимость их вместе с жемчугом и работой мастеров обошлась махарадже в умопомрачительную сумму, эквивалент 50 миллионов сегодняшних долларов.
Правитель не успел одарить могилу Пророка драгоценным покрывалом, скончавшись до завершения работы над коврами, а его наследники решили оставить «ковры Бароды» в княжеском дворце. Там они и хранились, пока очередному радже не посчастливилось жениться в 1943-м году на роковой красавице Сите Деви, которую за ее влияние на супруга вскоре назвали «индийской Уоллис Симпсон». Для махараджи жениться на женщине, побывавшей уже в браке и имевшей детей, было немыслимо, но любовь творит чудеса.
Раджа Пратап Сингх Рао Гэквад и его супруга Сита Деви. Знаменитое семирядное жемчужное "колье Бароды" было разделено Ситой на нити и продано по частям.
Сита Деви желала жить в Европе и подбивала супруга постепенно перевозить знаменитые сокровища его семьи в их общий дом в Монако. Так Индию покинуло семирядное жемчужное «колье Бароды» – одно из ценнейших в мире, ряд крупных драгоценных камней и те самые ковры.
Стоит уточнить, что власть махараджей в 20-м веке была сильно ограничена, они уже были, скорее, декоративным элементом управления. Накладывались ограничения и на распоряжение ценным семейным имуществом, считавшимся чем-то средним между частной собственностью и народным достоянием.
Сита Деви, супруга бывшего раджи, вела в Монако шикарную светскую жизнь
После обретения Индией независимости, княжество Барода было ликвидировано, но к тому времени большую часть сокровищ раджей Бароды уже не досчитались. А бывший раджа (его свергли за растраты казны еще до упразднения княжества) вскоре умер в эмиграции, оставив вывезенные богатства пережившей его жене.
Индия пыталась вернуть вывезенные ценности, но они стараниями Ситы Деви разошлись по рукам коллекционеров или были припрятаны в хранилищах банков.
"Ковер Барода", выставленный на аукционе
Так случилось и с жемчужными «коврами Бароды». Круглый уже давно в частных руках, но иногда экспонируется в музее «Виктории и Альберта», а большой прямоугольный ковер «всплыл» в 2009-м году на аукционе.
Несмотря на протесты индийских властей, большой ковер был продан – дешевле, чем ожидалось. За 5,5 миллионов его купил представитель правящей семьи Катара, и сейчас ковер выставлен в Музее исламского искусства в Дохе – некая историческая справедливость, в этом, конечно, есть.