Дойдя до третьего тура испытаний Ирма не на шутку испугалась. Предстояло собеседование с великим Михаилом Ильичом Роммом. Одним из его любимых писателей был Лев Толстой и он стал расспрашивать девушку о "Войне и мире".
Ирма тогда считала Наполеона гением и была совершенно не согласна с тем, как его трактует Толстой. Ромма это развеселило ему понравились рассуждения амбициозной девушки и сказав что-то вроде "молодец", кивнул ей на дверь. Она вылетела в коридор, где ее обступила толпа мальчишек: "Сдала?" Она пожала плечами, уверенная, что "пролетела", не зная еще, что Ромм поставил ей "пятерку".
Придя на занятия первого сентября, Ирма обратила внимание на двух парней с ее режиссерского факультета, которые особенно выделялись.
Они привлекали всеобщее внимание. Это были Андрей Тарковский и Василий Шукшин, ее однокурсники. Как потом выяснилось, приемная комиссия уговаривала Ромма не брать на курс ни того, ни другого. Шукшина из-за недостаточной образованности, а Тарковского, наоборот, за всезнайство, а Ромм посчитал, что такие люди нужны будут для создания атмосферы на курсе.
Андрей Тарковский.
Андрея она увидела идущим по длинному коридору ВГИКа. Он шел с независимым видом, его черные волосы торчали вверх непослушным ежиком, потертые брюки были старательно ушиты неумелыми мужскими руками, в руках он держал старый потертый портфель из желтой кожи.
Шукшин пришел в институт во флотской форме, брюки-клеш он тоже ушил и поэтому прятал ноги под стул. Васю смущали немецкие имя и фамилия Ирмы, но поняв, что она "никакая не иностранка", а "свой брат из провинции", позже окрестил ее Ирмухой-сеструхой. Их однокурсниками были Александр Гордон, Марика Бейку.
Студенты собрались в аудитории и Михаил Ильич Ромм зачитал список книг, обязательный к прочтению. Все поступившие чувствовали себя счастливчиками и гениями. Каждый что-то записывал, что-то пропускал. К своему огорчению, Ирма поняла, что не очень-то начитанна. С любопытством девушка отметила, что Вася Шукшин старательно записал все, а Андрюша Тарковский – ничего.
Однокурсники – Шукшин, Ким и Ирма Рауш.
Когда начались "этюды", Ирма удивилась, что Шукшин, обычно сидевший в дальнем углу аудитории и багрово красневший, если к нему обращались, показал этюд настолько ярко и талантливо, что она словно уловила запах свежескошенной травы. Вася не спеша вышел, потрогал "траву" и сразу стало ясно, что это трава, которую пора косить. Наладил косу и стал неторопливо косить. Покосил, сел на травку, вытер пот со лба. Достал кисет, закурил самокрутку, вглядываясь в небесную даль… И всем сразу стало ясно, что перед ними настоящий актер.
Девушек в группе было мало и белокурая симпатичная Ирма была нарасхват – все хотели, чтобы она играла в их студенческих отрывках. Все три года, пока они занимались актерским мастерством, У Ирмы была неизменная "пятерка". Но преподавательница по технике речи ее невзлюбила. Она считала, что Рауш не умеет читать стихи, да что стихи, простой рассказ не может прочесть. На зачете она сказала: " Вы, опять, Ирма, схитрили! Не прочли рассказ, а сыграли его!" и поставила "тройку", назвав ее избалованной маминой дочкой.
Что-что, но это точно было не про нее. Ирма родилась в Саратове. Ее отец по происхождению был из поволжских немцев. Перед самой войной ее семья переехала в Казань, там жила одна из сестер мамы. Этот переезд спас ей жизнь. Когда началась война, всех саратовских немцев в 24 часа выслали кого куда – в Сибирь, в Казахстан.
И почему-то именно под Казанью были построены лагеря для русских немцев, их согнали туда со всей страны, даже тех, кто был на фронте. Лагеря были обнесены колючей проволокой. Отца отправили в лагерь. Отец Ирмы выжил только благодаря маме, которая умудрилась подкармливать его, несмотря на то, что у нее было две дочери, старшая из которых была очень больна. А младшая – Ирма была всегда предоставлена сама себе, всем было не до нее. И ее детство не было счастливым.
Ирма Рауш.
Услышав тираду преподавательницы, расстроенная Ирма села на место. И вдруг в самое ухо ей зашептали: "Да не слушай ты ее! Ты замечательная актриса. Я буду снимать тебя во всех своих фильмах!" Она оглянулась – Андрей. Ей стало смешно – первый курс. Какие фильмы?
Она заметила, что у него светло-карие глаза, почти желтые, с зелеными искорками и взгляд острый, быстрый. Посмотрела в его глаза и влюбилась.
В конце первого курса Ирма и Андрей начали встречаться. Он провожал ее до общежития, по воскресеньям они бродили по Москве. У Ирмы было одно-единственное черное платье, волосы она убирала в пучок на затылке и производила впечатление очень серьезной особы. Ребята с других факультетов приглашали ее исключительно в консерваторию или в оперу.
Андрей Тарковский.
"Вообще Андрей очень пугал меня серьезностью отношений и своих намерений. Он сразу хотел жениться, а мне ничего не хотелось менять, потому что мне все было интересно и в радость. Я не хотела выходить замуж не конкретно за Андрея, а вообще. Мне казалось, выйти замуж – это поставить на себе крест… Андрей вызывал сложные чувства. Что-то неуловимо проглядывало в облике этого пижонистого столичного молодого человека. Я не могла в этом разобраться, и мы часто ссорились из-за разности мироощущений" – вспоминала Ирма Рауш.
Ирма Рауш в фильме "Доктор Вера".
Андрей познакомил Ирму с мамой Марией Ивановной. При первой встрече мать Андрея смотрела на девушку внимательно и настороженно. Когда Андрей сказал матери, что влюбился в однокурсницу, очень похожую на нее внешне, она насмешливо пожала плечами. Действительно, убедилась мать, между ними было поразительное внешнее сходство. Мария Ивановна глядя на Ирму, шутя произнесла: "В Тарковских трудно не влюбиться, но выходить за них замуж рискованно!"
Родители Андрея были в разводе. Своему отцу он также представил невесту. Они в воскресение поехали на дачу в Голицине. Арсений Александрович Тарковский был поэтом и переводчиком. Он обладал редким даром: при всей простоте и естественности он каким-то образом умел сохранять дистанцию, исключающую даже намек на фамильярность. Это унаследовал и Андрей – при его мальчишеском обаянии и простоте он был дистанционен. Арсений Александрович подарил Ирме свою книгу, он тепло отнесся к избраннице сына.
Весной 1957 года влюбленные Ирма и Андрей после занятий шли по Большой Серпуховской. День был весенний, солнечный. Андрей указал Ирме на вывеску – "ЗАГС Замоскворецкого района". В институте подходил к концу третий курс, предстояла практика с распределением на разные киностудии. Влюбленным очень не хотелось расставаться и Андрей, включив свое обаяние, уговорил сотрудницу ЗАГСа расписать их: "Какое заявление? Я ее и так еле в ЗАГС притащил, а нам через неделю уезжать на съемки. Вот наши студенческие, у нас и паспорта с собой…"
Андрей Тарковский с Ирмой Рауш.
И тут же испуганно: "Ирка, у тебя паспорт с собой?!" Паспорт оказался с собой, они быстро заполнили бланки и вышли из ЗАГСА мужем и женой.
Практика стала для молодоженов одновременно свадебным путешествием. Ребята проходили ее на Одесской киностудии у замечательного и талантливого режиссера Марлена Хуциева, снимавшего фильм "Два Федора". На главную роль почти без проб был утвержден их однокурсник Вася Шукшин. В Одессе они жили в гостинице. А вернувшись в Москву, оказалось, что жить им вобщем-то негде. Андрей отправился к себе в 1-ый Щипковский, а Ирма – в общежитие.
Ребята стали срочно искать сдающуюся комнату в коммуналке. Комната находилась, но сдавалась она ненадолго и история с поиском жилья повторялась. Вася Шукшин, который все еще жил в общежитии смеялся: "Ребята, вот станете знаменитыми, сколько мемориальных досок понадобится, чтобы повесить на все дома, где вы жили?!" Сейчас на домах, в которых в последние годы жили Шукшин и Тарковский висят мемориальные доски, а тогда это казалось шуткой.
Они опять бегали на свидания, гуляли по улицам, когда было холодно – спускались в метро. Романтика!
В 1962 Андрей снял Ирму в "Ивановом детстве" в роли матери Ивана. Уже начиная с "Иванова детства" к Тарковскому в начальственных кругах относились настороженно. Видно, их не очень радовал его "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля. Чего это так вдруг? Новичку? В то время как в конкурсе официально была представлена картина живого классика советского кино Сергея Герасимова "Люди и звери", "Золотого льва" получил Андрей за свой дебютный фильм. Получалось, что Тарковский утер нос самому Герасимову? Непорядок!
Им выделили двухкомнатную квартиру только после того, как картина "Иваново детство" получила "Золотого льва". Но в этом была еще заслуга маленького Арсения, только появившегося на свет. Вначале переезд на новую квартиру состоял в том, что они занесли два чемодана и кроватку для ребенка.
Андрей Тарковский с сыном.
В один из первых дней на новом месте в квартиру раздался звонок. Ирма распахнула дверь и в следующую секунду по квартире рассыпалась толпа цыганок. Они оглядывали пустые комнаты, галдели. На пороге осталась только старая цыганка с медным морщинистым лицом и фарфоровой трубкой в руке.
Оценив обстановку, цыганка выкрикнула какую-то команду, по которой цыганки вышли из квартиры на лестницу, а ошеломленной Ирме сказала: "Уезжай отсюда, девка… Ты здесь счастлива не будешь!"
Вскоре у Андрея в творчестве началось счастливое время: поездки на международные фестивали, интересные встречи, новые страны. Ирма хотела, чтобы он почувствовал себя свободным для творчества. Пока ребенок был маленьким, Ирма жила у родителей, которые ей помогали. Андрей оставался один.
Андрей Тарковский.
В шестидесятых годах их дом был отрыт для друзей. Все были молоды, талантливы. Разговоры и споры сменялись стихами, песнями под гитару. Андрей из таежной экспедиции привез много песен, которые пел под гитару. Шукшин часто бывал у них. Засидевшись у Тарковских допоздна, он брал подушку и уходил ночевать на кухню.
На этой же кухне читала свои стихи – новую поэму "Дождь" Белла Ахмадулина. Шукшин смотрел на нее с восхищением, словно увидел инопланетянку. Когда он снимал свой первый фильм, то уговорил Беллу сняться в эпизоде. Нередко вся компания срывалась в Абрамцево, где в поселке художников жили их друзья – Алексей и Карина Шмариновы. Они катались на санках, играли в хоккей на замерзшем пруду у дома скульптора Мухиной.
Ирма, как натура творческая, была выше бытовых проблем. Кто-то притащил в дом гуся, Ирма с подругой опалили его над газом и с внутренностями засунули в духовку. К плите ее больше не подпускали. Андрей считал, что к приготовлению мяса женщин допускать нельзя. Ирме было доверено жарить только покупные котлеты за десять копеек.
Работа над сценарием "Андрея Рублева" проходила на даче у Михалковых. Андрей сказал: "Немую дурочку сыграет Ирка! Ей и играть то ничего не надо – юродивость у не в характере!" За роль немой Дурочки Ирма получила "Хрустальную звезду" – приз Французской киноакадемии в номинации "Лучшая зарубежная актриса". Андрей очень гордился этим.
Ирма Рауш в роли Дурочки.
Когда "Рублев" был запущен в производство, Андрей отправился на съемки. У Ирмы в это время умер отец и она поехала в Казань. На съемки она приезжала, только когда были ее сцены.
Через какое-то время директор группы Тамара Георгиевна Огородникова попыталась ей объяснить, что мужей нельзя надолго оставлять, Андрей скучает.
Но Ирме казалось нелепым, когда режиссерские жены без дела болтаются на съемочной площадке, тем более, что сын был совсем маленьким. Через некоторое время она удивилась,что Огородникова была абсолютно права.
В один из приездов Ирмы к Андрею в экспедицию на ее стук в дверь открыла помощница режиссера. На столе стояли кастрюльки, мисочки, тарелки – то ли пообедали, то ли собирались. Андрей неловко и горячо начал обнимать Ирму, сетуя, что в администрации одни бездельники, нормальных обедов не могут организовать, и если б не Лариса Павловна…
Андрей Тарковский, Никита Михалков, оператор Вадим Юсов и Ирма Рауш-Тарковская.
Пока Андрей все это говорил, Лариса Павловна налила Ирме тарелку борща, который та терпеть не могла. Ирма вежливо отказалась. Раздался стук в дверь, на пороге стоял администратор группы и кто-то из съемочной. Любопытные люди решили посмотреть на семейный скандал под названием "внезапно приехала жена".
Андрей официальным голосом сказал Ларисе: "Планерка через час…" Она неторопливо собрала кастрюльки и вышла из номера. Она ждала, что Ирма обо всем догадается и устроит скандал.
Никакого скандала не было. Ирма решила, что Лариса – излишне старательный помреж. По ее мнению, Кизилова уж точно не тянула на соперницу. Если бы она знала, как глубоко она заблуждалась, уверенная в их "особенной" связи с Андреем… Когда Андрей попал в больницу в с сильнейшим нервным срывом, связанным с тем, что сдача "Андрея Рублева" затягивалась, "Госкино" потребовало множество поправок, Ирма приехала к мужу.
Андрей Тарковский и Лариса.
Она в это время снималась в главной роли в фильме "Доктор Вера". Отпросившись со съемок, стала просить в больнице: "Пустите пожалуйста, я только что с самолета!" – "А вы кто?" – "Жена", – ответила Ирма. "Сколько вас здесь ходят и все женами называются! Совсем стыд потеряли!"
Пришлось Ирме показать паспорт. В 1968 году Андрей с Александром Мишариным поехал в Дом творчества в "Репино", чтобы писать сценарий будущего "Зеркала". Тарковский стал уговаривать Ирму поехать вместе с ними: "А когда вернемся, закатим грандиозную свадьбу! У нас же с тобой свадьбы не было!? А в "Зеркале" ты сыграешь героиню, кому же ее играть, как не тебе!"
Ирма Рауш-Тарковская.
Сценарий "Зеркала" был написан. Тарковский после "Репино" домой не вернулся. Это был конец отношений. Главную роль в "Зеркале" сыграла Маргарита Терехова и Ирма, не испытав зависти, была уверенна, что лучше ее это не сделал бы никто.
Мария Ивановна Вишнякова (матьТарковского) с Маргаритой Тереховой.
Тарковский снял в "Зеркале" дочь Ларисы от первого брака – Олю и саму Ларису в роли Надежды.
Единственное, что Тарковский, уходя, взял из их с Ирмой дома, была Библия. Та самая, отрывки из которой так любил читать вслух Андрей, испещренная множеством его пометок на полях. Они прожили вместе с Ирмой 13 лет. Их брак многие коллеги режиссера считали гармоничным и почти идеальным. Официально они развелись в 1970 году. Лариса ждала ребенка от Андрея.
Когда Ирма и Андрей встретились в зале суда, он вскочил, здороваясь и как всегда, поцеловал ее. Судья удивленно посмотрел на пару и спросил: "Вы разводитесь или передумали?" Поставив подписи и штампы, они вышли из здания суда. Андрей нерешительно предложил: "Может, пойдем в ЦДЛ пообедаем?"
Ирма отказалась, поймала такси, и только там дала волю слезам. Шукшин, узнав от Ирмы о разводе сказал: "Эх Ирмуха, говорил я тебе – ненадежный народ эти интеллигенты!"
Лариса Тарковская – женщина, которая положила всю себя на алтарь любви к гению, а все до конца жизни считали, что она ему не пара. Ларису Кизилову считали "неотесанной деревенщиной", но вместе с Андреем Тарковским она прожила до последнего дня .
Тарковский с сыном Андреем.
Многие полагали, что вместе они выглядели странно. Андрей – породистый, сухой, сдержанный, и Лариса – женщина "крестьянско-пролетарских кровей". Слишком нарядная, слишком энергичная, слишком шумная.
Дома у Тарковских.
Людмила Бояджиева, автор книги "Андрей Тарковский: жизнь на кресте", уверена в том, что Кизилова завоевала Тарковского в том числе благодаря откровенной лести в его адрес и тому, что обращалась к кинематографисту исключительно на "вы".
Кроме того, она замечательно готовила. Даже во время съемок, когда все члены съемочной группы жили в гостинице, женщина приспособилась варить вкуснейшие борщи и жарить для супруга котлеты на электрической плитке.
Лариса, Андрей и Андрей-младший.
В любой квартире, где жили Тарковский и Лариса, было невероятно уютно, тепло и пахло пирогами. Богемные друзья приходили в гости и морщились: пошлость и сравнивали земную Ларису с изысканной Ирмой. Но режиссер обожал эту атмосферу уютного дома и наслаждался счастьем позднего отцовства. Лариса не просто стирала, пекла и вела семейный бюджет. Тарковский вскоре передал ей все свои дела, кроме творческих. "Не будь Ларочки, меня давно бы уже не было", – записал он однажды в дневнике. Тарковский нередко жил на ее зарплату ассистента режиссера и в долг.
Тяготение к домашнему уюту, видимо, шло из голодного детства Андрея. Его родители расстались, когда он был четырехлетним мальчиком. Времена были трудные – и до войны, и во время, и после. Все тяготы по воспитанию детей легли на мать, Марию Ивановну Вишнякову.
Тарковский с женой Ларисой.
Последние годы Тарковский вместе с Ларисой и сыном жили во Франции. За несколько лет до этого семья просто не вернулась на родину из командировки в Италию.
30 декабря 1986 года в квартире Ирмы на Курском раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил Арсения Андреевича, сына Ирмы к телефону. Она спросила, что передать, сына не было дома. Ей ответили: "Передайте, что вчера в Париже скончался его отец".
Их сын Арсений Андреевич Тарковский живет и работает в Москве. Он нейрохирург. Ирме Яковлевне Рауш-Тарковской сейчас 82 года. В ее фильмографии всего три актерских работы ("Иваново детство", "Андрей Рублев" и "Доктор Вера"), режиссерских работ у Тарковской немногим больше, чем актерских. В 90-х годах она написала несколько детских книг. Свою любовь к Андрею она сохранила на всю жизнь.