15.11.2024

«Принц Бродвея»


Родился в Нью-Йорке в еврейской семье. Его мать Бланш Стерн вторщично вышла замуж и он был усыновлён её новым мужем Милтоном Принсом, брокером фондовой биржи.

После окончания Дуайт школы в Нью-Йорке, в возрасте 16 лет Харольд поступил в Пенсильванский университет, где он изучал гуманитарные дисциплины в течение следующих трёх лет. После окончания университета Харольд служил 2 года в армии США на территории послевоенной Германии.

Статья напечатана после ухода из жизни знаменитого продюсера и режиссера
На днях все театры притушили световую рекламу в знак траура по легендарному
режиссеру Гарольду Принсу. Ему мы обязаны «Вестсайдской историей»,
«Скрипачом на крыше» и «Призраком оперы».

Театр Гарольд полюбил в возрасте восьми лет – увидел, как Орсон Уэллс
играет в пьесе «Юлий Цезарь», и тут же решил, что станет драматургом.
Первые сценарии – для радиоспектаклей – он начал писать в университете.
Вскоре послал одну из работ на конкурс, объявленный бродвейским продюсером
и режиссером Джорджем Эбботом. И тот сразу взял юношу к себе в помощники.
Театральную карьеру прервала повестка из военкомата: шла корейская война,
но Гарольда отправили в Западную Германию. Можно только представить, что он
там чувствовал как сын немецких евреев. Его воинская часть находилась в
Штутгарте. В увольнения солдат ходил в пользующийся не лучшей репутацией
ночной клуб, расположенный в подвале разбомбленной церкви. Посетителей
клуба развлекал конферансье, вряд ли подозревавший, что много лет спустя он
станет персонажем мюзикла и кинофильма «Кабаре».

После армии Принс вернулся в театр, к Эбботу. В 1955 году мюзикл «Пижамная
вечеринка», в котором Принс был сопродюсером, был признан лучшим мюзиклом
года. Всего через два года молодой продюсер доказал, что способен
добиваться успеха и в одиночку. Все началось с того, что однажды хореограф
Джером Роббинс – урожденный Иеремия Уилсон Рабинович – предложил
композитору Леонарду Бернстайну и сценаристу Артуру Лорентсу (урожденному
Левину) создать современную музыкальную пьесу по мотивам «Ромео и
Джульетты» Шекспира. В центре сюжета – конфликт между евреями и ирландцами,
живущими в районе Нижний Ист-Сайд на Манхэттене. Главная героиня по имени
Мария пережила Холокост, в Америку приехала из Палестины и тут-то и
влюбилась в юношу-ирландца. Время действия – дни Песаха и христианской
Пасхи. Как и у Шекспира, все заканчивалось трагически.
Это было в 1947 году, но проект был отложен и продолжен лишь 10 лет спустя.

К числу создателей добавился поэт Стивен Сондхайм. «Истсайдская история»
стала «Вестсайдской». Еврейка Мария стала пуэрториканкой, а ее возлюбленный
– наполовину поляком. Весной 1957 года, перед началом репетиций,
выяснилось, что денег на постановку нет. Один за другим продюсеры
отказывались его финансировать с одинаковыми формулировками: «Слишком
мрачно, слишком жестоко, два трупа уже в первом акте, слишком много ругани».

Тогда Сондхайм обратился к Принсу. Позднее Принс вспоминал: «Сондхайм и
Бернстайн сидели за пианино и играли, и вскоре я стал им подпевать». Принс
попросил совета у своего гуру – Эббота. Тот категорически заявил, что не
следует вкладывать деньги в этот заведомо провальный проект. Эббот, как и
другие продюсеры, был уверен, что мюзикл – это музыкальная комедия. Принс
же считал, что мюзикл может быть более серьезным. В итоге он не послушал
наставника и согласился стать продюсером «Вестсайдской истории». И оказался
прав – успех был ошеломляющим. Оригинальный мюзикл сыграли на Бродвее 732
раза. Киноверсия «Вестсайдской истории» собрала 10 «Оскаров».
Над мюзиклом «Скрипач на крыше» Принс снова работал вместе с хореографом
Джеромом Роббинсом. Первоначально мюзикл по мотивам рассказов
Шолом-Алейхема назывался «Тевье и его дочери». Название поменял Принс – в
честь картины Марка Шагала. В своих мемуарах Принс вспоминал бурные
обсуждения, которыми сопровождался рабочий процесс: «Мы постоянно
засиживались допоздна.

Каждый раз встреча заканчивалась вопросом Роббинса:
“Так о чем этот мюзикл?” В первый раз кто-то из авторов ответил: “Ну, это о
молочнике, которому нужно выдать замуж пять дочерей”. Роббинс был
настойчив: “Нет. Итак, о чем он?” На следующий день ему дали другой ответ:
“Этот мюзикл о тяжелой жизни еврея в христианской России”. Роббинс снова за
свое: “Но о чем он на самом деле?” Наконец однажды поздним вечером Шелдон,
отвечающий за музыку, взорвался: “Г-споди! Он о традиции!” Роббинс сказал:
“Вот о чем он. Так иди и напиши такую песню!”».
«Скрипач на крыше» был выдвинут на премию «Тони» в 10 номинациях – и
победил в девяти из них. Принсу достался приз в категории «Лучший
продюсер». Всего за свою творческую карьеру Принс получил 21 премию «Тони»
– больше, чем кто-либо еще. Последнюю ему вообще присудили «просто так» –
за достижения всей жизни.

Но не все проекты Принса были столь же удачными, как «Вестсайдская история»
и «Скрипач на крыше». В какой-то момент он уже стал подумывать бросить
музыкальный театр. Но в этот момент ему предложили постановку, тема которой
задела его за живое. Сценарий был на основе романа Кристофера Ишервуда
«Прощай, Берлин». Действие происходило в столице Германии во времена
нацизма. И вот над этим мюзиклом «Кабаре» Принс взялся работать как
режиссер. Его постановка была необычной для своего времени. Публика
заходила в зал и видела, что занавес уже поднят, а на сцене нет ничего,
кроме огромного зеркала, в котором отражаются они, зрители. Сюжет
развивался за счет диалогов с песнями, отдельные номера в кабаре создавали
атмосферу эпохи.

У него получилось. И атмосфера эпохи, и увлекательное зрелище. Успех
«Кабаре», впервые показанного на Бродвее в 1966 году, убедил Принса, что
ему не стоит уходить со сцены. Много лет спустя он признался, что «Кабаре»
дало ему уверенность в себе, понимание того, как и что надо делать в театре.
Во всех своих проектах Гарольд Принс утверждал всех актеров, даже на
эпизодические роли. Про Принса говорили, что он не приглашает в свои
постановки звезд, а делает их. Так было и с лондонским «Кабаре»,
появившимся вслед за бродвейским. Главную роль – Салли Боулз – он предложил
актрисе, которую тогда никто не назвал бы известной, а тем более знаменитой
– Джуди Денч. Та первоначально очень стеснялась своего голоса, но после
премьеры все театральные критики дружно хвалили ее пение. Прославилась и
Лайза Минелли, сыгравшая Салли Боулз в фильме «Кабаре».

В 70-е и 80-е годы Принс умудрялся ставить то мюзиклы, то классическую
оперу. В 1983 году в Венской опере можно было слушать «Турандот» с Хосе
Каррерасом и Эвой Мартон в постановке Принса. До того и после Принс
поставил два популярнейших мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера – «Эвиту» и
«Призрак оперы». «Эвиту» Принс считал одним из главных достижений своей
жизни. В 90 лет он говорил, что хотел бы заново поставить этот мюзикл,
практически ничего не поменяв: «Не нужно чинить то, что не сломано».
«Призрак оперы» не сходит со сцены по обе стороны Атлантического океана уже
четвертое десятилетие.

Совместная работа над двумя суперхитами сделала Принса и Уэббера друзьями
на всю жизнь. В прошлом году Эндрю Ллойд Уэббер был гостем на 90-летии
Принса. Узнав о смерти коллеги и друга, Эндрю Ллойд Уэббер написал в
Твиттере: «Он был не просто принцем мюзиклов, коронованным властелином,
режиссером двух лучших проектов в моей карьере, “Эвиты” и “Призрака”. Этот
чудесный человек очень многому меня научил. Его мастерство в области
музыкального театра ни с чем не сравнимо».

Гарольд Принс прожил 91 год. Из них 71 год он работал в театре, 56 лет
прожил в счастливом браке с Джуди Принс – урожденной Чаплин, дочерью
композитора Сола Чаплина. Их дети живут в мире музыки и театра, который был
родным для Гарольда. Дочь Дейзи – театральный режиссер, сын Чарльз –
дирижер. Согласно завещанию Принса, похоронной церемонии не было.

Вместо
этого он предложил своим коллегам, людям театра, устроить осенью праздник в
память о нем.

Алексей Алексеев

P.S.

Харольд Смит «Хал» Принс (англ. Harold Smith «Hal» Prince; 30 января 1928, Нью-Йорк, США — 31 июля 2019) — американский театральный продюсер и режиссёр, получивший известность благодаря постановке многих знаменитых бродвейских мюзиклов второй половины XX века. Он получил 21 премию «Тони» (в том числе 8 за лучшую режиссуру мюзикла, 8 за лучший мюзикл, 2 за лучшую постановку мюзикла и 3 специальных награды), что являлось абсолютным рекордом на момент получения последней в 2006 году.
Статья была напечатана после смерти Холарда Принса
Имя Harold переводят по-разному : Гарольд и Харольд

12


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

68 элементов 1,177 сек.