"У нас страна великой культуры и фигурного катания, у нас великая русская литература". О литературе и поговорим.
Начинаем с беленькой, милой собачки Муму, утопленной ее же хозяином. Кто не плакал над несчастной собачкой, тот патологический психопат. Он ее любил – он ее убил. Прачка Татьяна, отданнная за пьяницу Капитона против ее воли. Самодурства рабовладелицы. Зачем же это детям десяти-одиннадцати лет?
Дальше. "Спокойно, Маша, я Дубровский". Приключение/любовный роман переходит в нечто такое, чему трудно подобрать название. Дубровский запирает в доме судейских и сжигает их живьем. Сжигает. Их. Живьем. Кузнец подпирает дверь, чтобы никто не выбрался из огня. Машу выдают замуж за старика. Хрен знает что такое, зачем мы это в детстве читали?
Далее. "Тарас Бульба", это приключения, это всякая там войнушка, это великий сатирик, это партиотично. Защита православной веры от притеснений. Ага. Подвиги Тараса Бульбы в основном заключались в еврейских погромах. Евреев, от мала до велика, топили в реке, и при этом трусливые евреи очень смешно дрыгали ногами. A Тарас Бульба застрелил своего сына, потому что он полюбил польку, а это измена родине. Вечное "нас на бабу променял". Второго сына пытали и убили. Тарас Бульба долго и кроваво мстил. Потом Тараса сожгли на костре (описано в деталях). Чудесная история для пятого класса средней школы. Одна надежда, что это дикое произведение никто до конца не дочитал, это ж свихнуться можно. Вот многие и свихнулись. Кстати, народные песни про персидскую княжну и "поедем, красотка, кататься" – задумайтесь, вообще, о чем они поют?
Идем дальше. Пушкин – наше все. "Капитанская дочка". "Береги платье снову, а честь смолоду." Е-мое, это зачем детям давать? Пугачевщина, русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Родителей озверевшие бунтовщики убивают на глазах девочки-подростка. Я приведу цитату, лучше Пушкина никак не скажешь. "Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку. ..«Батюшки мои! – кричала бедная старушка. – Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу». Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи! – закричала она в исступлении. – Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» – «Унять старую ведьму!» – сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца. " В конце повести Гринев "присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу". Гринев женится на Маше. Хэппи энд. Великой художественной мощи произведение, но при чем здесь дети? А мы же читали, разбирали, сочинения писали. Зачем?
Дальше. Горький, "Детство". Начинается с того, что умер отец. Покойник лежит на полу, мать ползает и воет. Мать начинает рожать там же, на полу. Умирает ребенок. Молодого Цыганка придавливает крестом, следует описание как кровь лется у него изо рта. Умирает мать. Умирает бабушка. Мальчика дед выбрасывает из дома – "в люди". С какой стати это детское произведение?
Некрасов – стихи – "Мороз-красный нос". Сначала умирает крестьянин, потом жена за ним. В деталях и подробностях о том, как выглядит покойник – стишочки для детей лет двенадцати. Это о тяжелой доле народа.
Дальше. Старушка, зарубленная топором – две старушки – да вообще не жалко. Отвратительная бабка, так ей и надо. Любой читающий зарубил бы ее сам, гадину такую. Симпaтии читателей с Раскольниковым и Соней, с "убийцей и блудницей ".
Дальше. Тоскливейший Базаров. Но и он влюбился: "роскошное тело, хоть сейчас в анатомический театр". Умирает от трупного яда.
Новейшая история. "Молодая Гвардия". Фашисты пытают молодогвардейцев, на спине у Ули Громовой вырезают звезду. Потом всех живыми сбросят в шахту. Руководящая роль партии – главная мысль произведения. Охренеть такое читать. Невнятный Ник.Островский, прикованый к постели, вообще просто идиллия.
О! Поднятая целина Шолохова. Вот ведь мерзость гадкая. Отрубленные кулацкие ноги в валенках все помнят, надеюсь.
Что еще? Тарабарщина "Слова о Полку Игореве", наизусть заучивали "не лепо ли ны бяшить". Хрен знает о чем это. По-моему, там тоже кого-то поубивали и массово живьем сожгли, но я могу ошибаться, ведь до смысла не докопаться. Но это типа партиотизм воспитывает. О русская земля, ты уже за шеломянем еси.
Такое же невнятное "Путешествие из Петербурга в Москву", вообще непереводимое и неперевариваемое. Там народ загадочно страдает-страдает всю дорогу от Питера до Черной Грязи. Автора сгноили на каторге во времена Екатерины.
Совешеннейшая бредятина Чернышевского. Произведение "Что делать?" может профессионально заинтересовать только психиатра. Там про какого-то революционного маньяка Рахметова, который спал на гвоздях.
А ведь мы еще Леонида Ильича в школе изучали, "Малую землю" и "Возрождение".. и "Целина". Это была абсолютно неперевариваемая мутотень, вставшая колом поперек мозгов: не читал ни один человек. Еще какие-то произведения бездарных, но идеологически верных совков, которые даже в памяти не задержались.
Везде – война, смерти, пытки, партизаны, красное знамя, бросаться под пулемет, спасение колхозного имущества на пожаре и руководящая и направляющая роль партии.
Отдельные светлые пятна в виде Евгения Онегина, Чацкого и Ревизора, совершенно теряются в этом массовом побоище. Тут уж и правда, по сравнению с остальными литературными персонажами, утопшая Катерина из "Грозы" – луч света в темном царстве.
Да ни в одном телевизоре ребенок не увидел бы столько трупов, кровищи, маньяков и убийц, как в учебике родной литературы! Причем симпатии ученика оказывались часто на стороне убийц и садистов, ведь персонажи оценивались только с идеологической точки зрения: представитель угнетенных масс, классовая борьба, патриотизм и прочее тьфу. И это еще не считая образа Ленина, не к ночи будь помянут!
Классическая литература чему нас учит, а? "В общем, все умерли". И не своей смертью, как правило. У нас это в операционной системе инсталлировано – будь готов к войне, к голоду, к пыткам, убей, умри, родина требует, это наш своеобычный русский путь. И мы гордимся тем, что мы такие. А в наше время общественность била тревогу, что дети литературу не любят и не читают. Нормальный человеческий мозг правильно делает, что защищается от вороха нелепых анахронизмов, этого идеологизированного членовредительства.
В школе надо было читать Стругацких – "Трудно быть Богом", и "Попытку к Бегству", и "Обитаемый Остров". Там все-все про нас, какие мы есть, и какие мы будем. "Бабий Яр" Кузнецова, для старших. И Гарри Поттера детям надо читать. "Джен Эйр" и Джейн Остин. Шолом Алейхема и Чехова. Надо читать Булгакова, Ильфа и Петрова. Оставьте собачку в покое, и пусть наконец бедная Муму раз и навсегда утонет в Лете.
/КР:/
Надо учить любить, доброте, уважать старших, не обижать слабых…
Вот чему надо учить в школах…/