Проект виллы кардинала д’Эсте, разработанный неаполитанским архитектором, художником, антикваром Пирро Лигорио и инженером, фонтанным мастером, Оливиери. Территория сада невелика, всего 3,5 га, однако решена компактно – яркий пример использования иконографии и основных принципов гидравлики при оформлении маньеристского парка. Он был разбит в 1550 году в Тиволи, в тридцати двух километров от Рима, недалеко от знаменитой виллы римского императора Адриана и античного храма Геркулеса Виктора. Рельеф достаточно крутой: между подножием виллы и нижней частью сада разница уровней составляет 35 м. Вилла представляет собой значительное по объёму сооружение. Часть сада, примыкающего к дому, террасирована, а другая, нижняя, расположена на плоском участке.
Сад строго геометричен: взаимно перпендикулярные дорожки членят территорию на регулярные участки. Основная продольная ось берёт начало у виллы, объединяет восемь террас, оформлена гротами. На одной из террас по этой оси расположен фонтан Драконов, в нижней плоской части территории ось заканчивается круглой площадкой. Фонтан представляет собой монументальный композиционный узел: бассейн с фигурными контурами.
Вид на сады со стороны дороги, ведущей на виллу Адриана.
Вид на сады из окна дворца кардинала д"Эсте.
В центре сада расположились статуи Геркулеса и Ипполита как символы целомудрия. Размеры сада невелики (три гектара), и триста лет назад с верхнего балкона виллы он весь был как на ладони: фонтаны, бассейны, дивный ковёр цветов.
Лестницы объединяют между собой террасы склона. Простота решений деталей подчёркивает торжественный эффект: гладкая поверхность подпорной стены, простое оформление бортика водоёма.
Разукрашенная гравюра (1575).
По образу и подобию древних сооружений кардинал Ипполит Второй д”Эсте решил построить свою виллу, стремясь воссоздать пышность и роскошь архитектуры Древнего Рима. Трёхэтажная вилла на мощном цоколе, обращённая парадным фасадом к Риму, возвышалась на крутом склоне горы. Вилла напоминала сказочный дворец, сад – прообраз Древнего мира, а низвергающийся с кручи водопад – Всемирный потоп. На плане -№1.
Если кто-то подумает, что за зелёной занавесью – дверь, тот глубоко ошибётся: перед ним капитальная стена с фреской мессера Ливио Агрести.
Сам дворец, достаточно скромный снаружи, поражал своим великолепием настенной росписи… Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572). Окно с видом на сад – фреска мессера Ливио Агрести.
№3- фонтан Дракон – скульптура драконов и мощная центральная вертикальная водная струя. Драконы стерегут воду и замыкают доступ к вилле. Эта продольная ось заканчивается круглой площадкой, обсаженной высокими кипарисами.
№4 – Аллея ста фонтанов. Особый интерес представляет первая поперечная ось, известная под названием "Аллея cта aонтанов”. Получила она своё название от водного оформления. Параллельно дорожке тянутся подпорные стенки, образующие два узеньких канала. Верхняя подпорная стенка украшена скульптурными деталями и тоненькими ниспадающими струйками воды. Отсюда через трубы осуществляется перелив воды в нижний канал. Протяжённость этой аллеи 1500 м. Очарование и композиционное значение Аллеи ста фонтанов состоит в замыкании аллеи с одной и другой стороны. Вся композиция рассчитана на эффект контраста мощного потока падающей завесы и неподвижного водного зеркала бассейна. В этой аллее зодчие добились исключительной игры соотношения элементов. А замыкание аллеи с двух сторон усиливает её роль поперечной оси в общем ансамбле.
Аллея 100 фонтанов. Фрагмент. По проекту Пирро Лигорио (1565-1571) (№4).
Сто фонтанов – находятся между двумя предыдущими водными объектами. Почти 300 форсунок и трубочек рядами установлены вдоль трех каналов. Выпускные отверстия обрамлены масками с разными "мордочками". Бо́льшая часть украшений скрыта пышными зарослями (№4).
№5. Тёмная зелень гармонирует с белым мрамором террас, уступами поднимающихся всё выше и выше. Бьющие на фоне гротов фонтаны, балюстрады, балконы, изогнутые лестницы, по мраморным перилам которых течёт вода, – всё это выглядит как великолепная декорация к театральной постановке.
Овальный фонтан или фонтан Сивилла (№5). Овальный фонтан – огромный полукруглый бассейн с тыльной стороны обрамлён гротом Венеры. Изначально задумывался Пирро Лигорио как своеобразный водный театр на фоне искусственных гор.
№10- партер. №11- лабиринт.
№6 – Рометта. Рометта – уникальный ансамбль ассоциируется с античным Римом в миниатюре. Построен в 1567–70 годах по проекту Пирро Лигорио, частично разрушен.
Здесь представлены символы Вечного города – волчица с близнецами, богиня Рома, остров Тибуртина в виде лодки с обелиском. Ранее здесь присутствовали семь холмов, древние здания Рима и скульптуры.
№7 – бассейны с рыбами. Вид от фонтана Нептун (№8).
№8-фонтан Нептун построен в 1929 году на месте разрушенного и пересохшего каскада, сооруженного Бернини в XVII в.
№9- Органный фонтан – уникальный механизм позволяет потокам воды воспроизводить мелодии. Сооружен Люком Леклерком и Клодом Венардом в период 1568-1611 годах по проекту Пирро Лигорио, дополнен Лоренцо Бернини. Массивный фасад украшен статуями, скульптурными композициями, барельефами, нишами. Орган не раз реставрировался, считался почти утраченным, но в 2003 г. зазвучал вновь.
№12- фонтан Артемиды Эфесской (или Матери Природы). Прежде фигура стояла в ансамбле фонтана Органа. Вода вытекает из множественных грудей божества.
Многочисленные фонтаны стали примером для подражания не только в Италии, но и в России, во Франции, Англии, и других странах. Фонтаны, от огромных водопадов до сплошной стены из мелких брызг, блиставших в лучах солнца искристой радугой, являли поистине фантастическое зрелище.
Орёл и ирис – герб герцога д'Эсте. В старину ирисы и лилии не различали.
В 2001 году сад включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.а