17.11.2024

Манеж.


 Прежде здесь стояли купеческие лавки, сгоревшие во время пожара 1812 года.

Грандиозное здание Манежа было построено всего за полгода по проекту знаменитого инженера, генерал-лейтенанта Августина Бетанкура, испанца на русской службе. Он блистательно справился с заданием императора Александра I, пожелавшего иметь в Москве «залу», под сводами которой для смотров мог бы развернуться двухтысячный полк

Благодаря хитроумной конструкции деревянных стропильных перекрытий, здание долго не имело себе равных в мире: 45-метровое по ширине сооружение было возведено без внутренних опор!

Специально сконструированные стропила опирались только на внутренние стены. Для их изготовления требовался самый прочный материал, и в Москву стали свозить вековые лиственницы со всех губерний. Деревянные балки связывались сложной системой металлических тяг, длина которых регулировалась специальными гайками.

В итоге в центре Москвы появилось не имеющее аналогов инженерное сооружение в 7500 квадратных метров. Множество окон, занимающих почти треть всей площади стен, давали отличное естественное освещение.

При строительстве Манежа впервые в России использовали подвесной потолок. Он был установлен под кровлей, за ним была спрятана стропильная конструкция. За ее исправностью следила специальная воинская команда. Однако спустя год после открытия Манежа в некоторых стропилах обнаружились трещины.

В 1823-1824 годах кровля здания пережила первую реконструкцию, в ходе которой была изменена конфигурация стропильных ферм, а их число увеличено с 30 до 45. Эти лиственничные стропила выполняли свои функции вплоть до наших дней.

Во время этих ремонтных работ по предложению архитектора Осипа Бове – главного идеолога реконструкции пострадавшей при пожаре 1812 года Москвы – внутри и снаружи Манежа были установлены декоративные элементы. Лепные украшения в виде военных атрибутов римских легионеров довершили архитектурный облик здания, созданного в лучших традициях классицизма.

Несколько лет Манеж служил только для проведения военных парадов, затем какое-то время в нем размещались дворцовые конюшни. А с 1831 года в огромном светлом здании с хорошей акустикой начали выставлять экспозиции и устраивать концерты. Здесь состоялась первая выставка этнографии народов России, первая международная выставка автомобилей и велосипедов, политехническая, сельскохозяйственная и промышленная выставки.

В здании Манежа разыгрывались представления о военных событиях 1812 года, устраивались массовые гулянья и ярмарки. В 1867 году Гектор Берлиоз с Николаем Рубинштейном дирижировали в Манеже оркестром и хором из 500 человек в присутствии 12 тысяч зрителей.

После 1917 года Манеж служил гаражом для правительственных автомашин. В этот период уникальные конструкции не получали должного ухода и кровля значительно просела. Её укрепили, подперев колоннами, разрушившими единое пространство Манежа. После смерти Сталина здание было возвращено городу.

Потребовалось проведение очередной реконструкции и реставрационных работ, в ходе которых по сохранившемуся образцу были восстановлены рельефы с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем, уничтоженные во время революции.

14 марта 2004 года в Манеже произошел сильнейший пожар. От здания остались лишь стены, крыша выгорела полностью. На тот момент в Москомархитектуры уже существовал план перестройки Манежа с двумя подземными уровнями и автостоянкой. Этот проект и был претворен в жизнь. В здании появились эскалаторы, лифты. Были заново изготовлены стропильные фермы Бетанкура, потолок открыли.

Однако ряд специалистов считают, что реконструкция совершенно исказила первоначальный замысел Августина Бетанкура, и новый вариант Манежа – всего лишь откровенный новодел.

/КР:/
Интересная история здания…/


66 элементов 1,070 сек.