Одни, не заморачиваясь вопросом, как это может выглядеть на деле, требуют призывать всех.
Другие, не менее активно, противятся призыву религиозной молодежи.
Третьи осторожно замечают, что в армии есть немало религиозных солдат, в т.ч. из самых ортодоксальных общин, и то, что армия не стремится увеличивать их количество, что связано, в том числе, и с проблемами организации их службы, и общей допризывной подготовкой религиозной молодежи.
Ещё один довод, против массового призыва ортодоксальной молодежи – их неприспособленность к выполнению боевых задач, и раздутость штатов ЦАХАЛ, когда непонятно куда девать уже призванных.
Думаю, что решение проблемы может лежать в иной плоскости.
Сегодня многие службы обеспечения отданы в ЦАХАЛ на аутсорсинг.
Уборка, столовые, ремонт помещений, техники и т.д.
Доходит до того, что ремонт армейской автотехники делают гражданские мастерские, в т.ч. и арабские, что увеличивает риски саботажа, в случае серьезной войны, и обходится государству в изрядную копеечку.
Вопрос социализации, призыва и обучения профессиям религиозной молодежи может быть решен именно в этой плоскости.
Служба в таких условных "стройбатах" и "рембатах" может быть организованна с соблюдением самых строгих требований кашрута, и прочих моментов, связанных с соблюдением религиозных традиций. Это позволит обеспечить автономию армии, исключить зависимость от гражданских структур, и связанную с этим возможность для саботажа и коррупции, научить религиозную молодежь прикладным профессиям, обеспечить их социализацию.
Для дополнительной привлекательности службы в таких подразделениях может быть применен принцип оплаты труда, как в советских стройбатах, и по увольнении отслуживший получит неплохую накопленную сумму.
Да, это долгий процесс, потребующий создания учебных центров, отдельных подразделений, инфраструктуры, и т.д.
Однако, на мой взгляд, это окупится в долгосрочной перспективе.
Кроме того, такие подразделения могут, формально, не считаться армейскими, а служба в них будет соответствовать альтернативной.
Понятно, что для танго нужно двое, и вопрос такой службы должен быть согласован с лидерами общин.
Но, большой путь начинается с первого шага.