28.04.2024

Россия не имеет права требовать у Израиля какую-либо собственность

+


Но есть и другая версия – процесс тянется, потому что не завершен торг. Россияне все еще надеются получить в собственность Александровское подворье, и очень рассчитывают, что Нетаниягу выполнит обещания, данные им в прошлой политической жизни.

А теперь к списку требуемых к возврату объектов они добавили, помимо подворья, также церковь Вознесения Господня, монастырь Марии Магдалины и церковь Вири Галилеи.
Сергей Степашин, один из бывших российских премьеров, ныне курирующий Императорское Православное Палестинское Общество, сообщил, что решение будут принимать судебные власти Израиля — этот вопрос находится в их компетенции. Понятно, что сам Степашин решений не принимает. А есть ли вообще у Кремля законные основания для таких претензий?

— Нынешний российский режим ни в коем случае не может считаться правопреемником (то есть законным наследником) дореволюционного российского государства, которое, собственно, предшественники этого режима и погубили в 1917-1920 годах, — сказал «Деталям» Андрей Зубов, доктор исторических наук, религиовед, церковный и политический деятель. – В самой России не применяется принцип реституции собственности, то есть восстановления прав собственности людей, владевших ей до, скажем, 1917 года. Крестьянам после коллективизации, например, нигде и никому ни одного квадратного метра, ни одной постройки не возвращено.

Случались удивительные прецеденты. Например, в 2012 году в одном из дворцов Петербурга была найдена тайная комната, в которой владельцы, семья Нарышкиных, оставили замурованными свои богатства — серебряные сервизы и что-то еще. Завернули все в газеты, датированные 1917-м годом, а сами уехали за границу. Естественно, потомки Нарышкиных предъявили права на эту собственность — но им не дали ни копейки, не вернули ни одной вещи, потому что российские законы рассматривают это как клад, принадлежащий государству. Так что все присвоило себе государство, то есть — тот же Путин.

Поэтому, коли уж сама Россия не считается с идеей реституции прав собственности в своих пределах, и пренебрегает этим правом своих граждан – то она не является и правопреемником российского государства.

Людей, которые конфисковывали эту собственность, в первую очередь — Ленина и Дзержинского, они (российские власти) считают своими величайшими героями. Их монументы и портреты всюду. Там каждый год празднуют годовщину ВЧК, КГБ. То есть РФ — преемник коммунистического государства. Какой тогда может вестись разговор о собственности дореволюционной России, тем более — собственности церковной? Принадлежавшее российскому государству, или Императорскому дому, или Русской православной церкви в Святой Земле, не может автоматически считаться собственностью России. Не говоря уж о том, что она к тому же связана с памятью целого ряда людей, скажем, и Британского королевского дома.

Передать эту собственность под юрисдикцию России сейчас было бы абсолютно неправильно с юридической точки зрения; с моральной — отвратительно, в условиях современной войны с Украиной; с политической — совершенно глупо. Это может лишь принести очки Путину, а потеряют их те израильские лидеры, которые в Израиле согласятся на эти требования. Никакого права на эти объекты путинская Россия ныне не имеет.

— Мне кажется, что одним из больших достоинств нашего Кощея является удавья неторопливость и последовательность, что часто недооценивают, — высказал свое мнение Яков Кротов, российский религиозный деятель и публицист, священник Херсонской епархии Православной церкви Украины. —  Именно поэтому Фазиль Искандер, едва тот воцарился, бил себя по голове и кричал: «Как я угадал»! Очень последовательный удав и очень преданный своему учреждению — службе внешней разведки, которая опекает «иерусалимский вопрос» как минимум со дня появления Израиля.

Надо понимать, что у них большой комплекс обиды – дескать, без согласия Сталина Израиль мог и не появиться. А почему именно сегодня опять эти претензии возрождены? Я часто хожу в историческую библиотеку, поднимаясь с Солянки, где стоит памятник Кириллу и Мефодию и где, собственно, обретается администрация президента — мимо особняка Православного Императорского Палестинского общества, воссозданного в 1990-е. Оно и было воссоздано специально для того, чтобы его признали в Израиле собственником, в том числе, Александровского подворья.

Мы знаем в правлении Путина три подобных примера. Это собор православный в Лондоне, который именно Путин путем довольно тонкой спецоперации через британский суд переоформил на Московскую патриархию. Это делал митрополит Иларион Малофеев, ближайший сотрудник патриарха Кирилла теперь. Он довел до смерти митрополита Антония Блума. Тем не менее, это простили, и он сейчас даже числится в диссидентах, потому что призывал к миру, хотя и не говоря, что Россия агрессор. Его сослали — представьте себе, в Будапешт! Он там мучается страшно и считается огромным либералом.

Второй казус — собор в Ницце — еще более актуален, потому что этот собор был построен после Крымской войны. В течение долгого времени Россия не могла иметь полноценного флота, и флот строился полулегально во французском Тулоне на верфях. Тогда Ницца была для русских офицеров и инженеров, работавших в Тулоне, местом отдыха, как бы дачей. Там было огромное количество русских, тогда появился этот собор. И в 2000-е годы его буквально отжали у эмигрантов — с подкупом, с угрозами, с обманом.

Собор, а точнее, культурно-просветительный центр в Париже, на набережной Бранли многие и единодушно считают центром разведывательной сети России в Европе. А потом был отобран Мамврийский Дуб на территории Палестинской автономии.

Теперь про Александровское подворье. В Иерусалиме в 2017-ом Пурим совпадал с великим постом, и я как раз ходил и на Пурим, и на чтение великого канона Андрея Критского. Это рядом с Александровским подворьем. Меня поразило малое количество народу. По моему опыту, даже те православные, которые приезжают в Израиль, начиная с 1969 года, очень быстро перестают быть практикующими православными. Не все переходят в иудаизм, но, чтобы оставались в православии – скорее, исключение. Так что и наплыв паломников сейчас там тоже не очень предвидится, как я понимаю. Но запас карман не тяготит.

Использование современной российской властью церкви для распространения идей «русского мира» — процесс, который начался в 1930-е расправой, началом чисток и убийством Кирова. Возврат ко всему дореволюционному в смысле дисциплины, и к министерствам, и к погонам. Реставрация дореволюционного самодержавия – но только со всеми минусами и без его плюсов: все-таки при самодержавии и частная собственность была, и правовое государство.

Сегодня много говорят о гонениях на церковь при советской власти. Но сидел в тюрьме отец Глеб Якунин, а патриарх Пимен в этот момент кушал красную икру в Кремлевском дворце. Были гонения на свободных верующих, протестантов, мусульман и православных, а кто подвергся селекции и согласен служить – тому красный автомобиль ЗИС и особняк бывшего немецкого посла. Не согласен — тебя расстреляют. И Гундяев начинал служение в этой системе. В 1968 году он уже был послан в Берн в Швейцарию. Он уже начал выступать с миротворческими речами. И когда был ввод войск в Чехословакию, Гундяев, он был еще молодой, с другими в Праге проводил конференцию о том, что такое настоящее миротворчество.

Все предельно цинично. Тут удивляет, скорее это заслуга медицинского прогресса, ибо один и тот же человек Кирилл Гундяев и в 1968, и в 2022…Такое вот долголетие творческое.

— Коммунистическое государство не просто искало в церкви поддержку своей деятельности. Если говорить точнее, Сталин сделал другое, — продолжает рассказ Зубов. — Практически все клирики русской церкви, епископы, священники, монахи, активные миряне – были убиты или отправлены умирать в лагерях. Единицы остались на свободе — те, кто были лояльны советской власти. По всему Советскому Союзу погибло, я думаю, 90-95% религиозных активистов, и в сане, и без сана.

Когда Сталину понадобилась церковь, в связи с требованиями союзников по антигитлеровской коалиции — Англии и Соединенных Штатов, он создал свою: в начале сентября 1943 года пригласил оставшихся лояльными трех митрополитов к себе в резиденцию в Кунцево. С этого началось создание новой церкви, уже под полным контролем КГБ и с инфильтрацией людей КГБ на всех уровнях, особенно на уровне международных связей и контактов. Именно эта, новая сталинская церковь, и существует в России до сих пор.

Фото: Depositphotos.com
Это не значит, что все посетители православных храмов связаны со Сталиным и с КГБ, или что эта церковь безблагодатна — конечно, нет. Но очевидно, что и руководство этой церкви подчинено было сначала просто атеистической власти, что для церкви особенно пикантно, а теперь подчинено путинской власти всецело, поскольку и покойный Алексий Второй, и нынешний патриарх Кирилл были теми или иными сотрудниками КГБ, имели свои прозвища, и на них имелась картотека. Это всем известно, и здесь никаких сомнений быть не может. Поэтому эта церковь —детище коммунистического режима.

Для будущей послепутинской России (и, будем надеяться, демократической России) очень важно не только обновить государство, провести люстрацию и реституцию — но и обновить церковь. Нужен новый Поместный собор по примеру собора 1917-1918 года. Вот если пройдет реституция прав собственности в будущей России, если пройдет люстрация и в государстве, и в церкви, только после этого, теоретически, может пойти речь и о собственности церкви в Святой Земле.

Хотя разумнее даже после всего этого не поднимать этот вопрос и оставить ситуацию как есть, как свершившийся факт, чтобы не будоражить общественное мнение. В конце концов, здесь все эти святыни, когда-то бывшие частью Русской церкви, находятся в полной безопасности, под защитой государства Израиль и его законов — думаю, что никаких проблем с этим не будет и впредь.

Нателла Болтянская, «Детали». Фото: Oleg Varov Russian Orthodox Church Press
Фото на врезке: Depositphoto.co

/КР:/
Преступный режим может претендовать только на суд в Гааге и более ни на что!!!/

 


58 элементов 0,618 сек.