22.11.2024

Арье Дери – самый сильный политик в коалиции Нетаниягу???


Если вы следили за переговорами последних трех недель, у вас может сложиться впечатление, что формирование новой коалиции Биньямина Нетаниягу зависит от непомерных требований главы «Религиозного сионизма» Бецалеля Смотрича.

 Мания величия Смотрича, безусловно, камень преткновения, но он не главная фигура в переговорах. И Нетаниягу тоже.

Прошло восемь дней из 28, отведенных Нетаниягу на формирование правительства, и ликудники уже предполагают, что ему, возможно, придется просить президента о продлении мандата на две недели. Между тем появляется ключевой игрок – человек, который в конечном итоге вытащит телегу из грязи и адаптирует новую коалицию к своим личным потребностям. Это лидер ультраортодоксальной партии ШАС Арье Дери.

Смотрич утверждает, что говорит от имени всех 14 депутатов от «Религиозного сионизма», но в лучшем случае может командовать только своей фракцией, которая вдвое меньше. В отличие от него Дери пользуется полной лояльностью всех 11 депутатов ШАС и является лидером второй по величине фракции в будущей коалиции.

Что еще важней, он единственный политик в будущем кабинете министров, которому Нетаниягу безоговорочно доверяет. Дери участвовал в создании и роспуске коалиций с момента основания партии ШАС в 1984 году, когда некоторые из тех, кто рассчитывает вскоре стать министрами, еще ходили пешком под стол.

Последние десять дней активно ходят слухи, что Дери требует портфель министра финансов. Но это только для давления на стороны. У него нет желания быть «плохим парнем» в этом правительстве, отвечающим за налоги и сокращения. Это разрушило бы его образ «человека из народа» и заставило бы вступать в конфликты с влиятельными чиновниками минфина, профсоюзными боссами и олигархами. Но Дери не стремится к драке – уж точно не в открытую. Ему нужен двойной портфель, который у него был в предыдущем правительстве: министр внутренних дел и министр, отвечающий за развитие Негева и Галилеи. Оба министерства – не самые «престижные». Но они обладают огромными бюджетами и возможностями для покровительства, а Дери умеет этим пользоваться.

Муссирование слухов нужно, чтобы Дери мог сделать вид, что отказывается от минфина ради коалиции, вынуждая Смотрича отозвать свое требование стать министром обороны.

Дери даже официально не участвует в переговорах, которые якобы ведут группы посредников. Однако ни один проект предложения ни одной из партий не проходит без его уточнения, и все предложения от «Ликуда» согласовывают с ним.

Заголовки, вызванные утечками информации от других партнеров по коалиции об их требованиях и встречных претензиях, появляются ежедневно. Но ШАС сохраняет дисциплину. Единственная новость от партии: она требует немедленно внести в законодательство поправки, касающиеся пригодности кандидатов на министерские должности.

Поправки нужны, чтобы Дери, недавно получивший условный срок за налоговые нарушения, мог занять министерский пост. Ему нужна эта коалиция, чтобы решить свои юридические проблемы даже раньше, чем Нетаниягу.

В соответствии с условиями его сделки с судом в январе 2022 года Дери признался в уклонении от уплаты налогов и был приговорен к условному тюремному сроку в год. Однако так и осталось неясным, включает ли его осуждение понятие «позора» («калон»). Признание действий выборного лица «позорными» лишает его права занимать государственные должности в течение семи лет («калон» выносят только политикам, состоящим при должности. Дери подал в отставку из кнессета, и та вступила в силу ровно перед объявлением приговора. Однако в сделке записано, что вопрос о «калоне» вновь возникнет, если Дери попытается занять какую-либо должность в государственном секторе. – Прим. «Деталей»).

Большинство экспертов в области права считают, что если бы Нетаниягу назначил Дери министром и дело дошло бы до Верховного суда, то решение, вероятно, было бы не в пользу лидера ШАС. Вот почему ШАС хочет, чтобы коалиция проголосовала за поправки в законы еще до фактического создания правительства. Но Дери не просто хочет создать временную лазейку, чтобы вернуться на министерский пост. Он жаждет общественного признания как политик, объединивший нацию.

Несмотря на то что именно он обусловил резкий поворот ШАС в сторону правых и непоколебимый союз партии с Нетаниягу, Дери по-прежнему желает одобрения со стороны левоцентристских и светских СМИ. В отличие от многих своих будущих коллег по коалиции, он не встал в позу «мы можем делать все, что нам нравится, а левые пусть пойдут убьют себя об стену».

Больше всего на свете он хочет, чтобы его воспринимали как человека, сдерживающего безумие этого нового правительства, как правую руку Нетаниягу, разумного и умеренного политика.

За 17 месяцев в оппозиции Дери неоднократно признавал, что несоблюдение коалиционного соглашения, подписанного в 2020 году с Бени Ганцем, было ошибкой (в том числе и Нетаниягу). Дери даже взял на себя часть вины за то, что не постарался удержать вместе правительство Нетаниягу – Ганца.

Какое правительство теперь нужно Дери? С одной стороны, ему нужна коалиция с крайне правыми, чтобы он снова стал министром. С другой – он, как и Нетаниягу, предпочел бы наличие центристской фракции, такой как «Государственный лагерь» Ганца, чтобы уравновесить или, возможно, заменить в коалиции «Религиозный сионизм».

Он считает Смотрича и его политического партнера Итамара Бен-Гвира опасными нарушителями спокойствия, которые очень скоро могут причинить больше вреда, чем пользы.

Стратегия Дери на данном этапе, по-видимому, состоит в том, чтобы как можно скорее максимально использовать потенциал нынешней перспективной коалиции для собственной выгоды, но при первой же возможности отказаться от нее.

/КР:/
Читаешь эту статью и диву даёшься, каких депутатов мы выбрали в Кнессет. Их планами и поступками руководит только свой личный интерес и ни слова об интересах страны и народа. Так мы – граждане Израиля далеко ли сможем продвигаться по пути демократии и безопасности?  Только свой личный карман, своя личная безопасность…/


67 элементов 1,234 сек.