22.11.2024

…Еще не поздно поддержать Украину


Происходящее в последние дни выглядит как эскалация, возможно, как «пробуждение русского медведя», но тут нельзя ошибиться: ничего не изменилось ни в стратегии россиян, ни даже в их тактике. Бомбежки преследовали две цели: прежде всего с их помощью хотели повлиять на общественное мнение в самой России в ответ на унижение, нанесенное россиянам подрывом Крымского моста, который в 2018 году открыл лично Путин и который стал символом аннексии Крымского полуострова. Вторая цель – систематическое разрушение территории Украины как суверенного государства, причинение максимальных страданий ее народу – цель, которая не менялась с того момента, как Путин начал активную фазу вторжения в эту страну более семи месяцев назад.

Впрочем, все это не приносит ему стратегических перемен. Со второй половины августа вектор войны в Украине сменился, если не сказать больше, – и с тех пор удары по украинцам не прекращаются, но изо дня в день поступают сообщения об освобождении все новых населенных пунктов и бегстве российских военных, не имеющих боевой мотивации. Запад, воодушевленный успехами Украины на поле боя, наращивает санкции против российских компаний и физических лиц и выделяет все больше военной и финансовой помощи Украине.

Народ и руководители Украины едины в решимости освободить все свои оккупированные земли, даже если цена за это будет высокой. В противоположность им Россия погрузилась в хаос с того момента, как Путин объявил более трех недель назад частичную мобилизацию. Сотни тысяч мужчин (по некоторым оценкам, уже 700 тысяч, а то и больше) покинули эту страну, многие скрываются или ищут связи в высоких кабинетах, пытаясь избежать призыва и отправки на фронт. И это больше, чем тысячи слов, свидетельствует о подлинном уровне поддержки российским обществом «специальной военной операции», которую под страхом уголовного преследования там запрещено называть войной.

На этом фоне праздничная церемония подписания соглашений об аннексии четырех украинских регионов и воинственная речь Путина, выдержанная в стиле и традициях генсеков СССР времен холодной войны, выглядят оторванными от реальности даже более, чем его отстраненность от происходящего на арене боевых действий.

Не нужно быть большим геостратегом, чтобы понять, куда ведут эти процессы. Новый европейский и мировой порядок будет выстроен по итогам этой войны, и уже сегодня ясно, что Россия в ней победить не сможет. Те ее армейские части, которые начинали вторжение, уже уничтожены почти полностью, и сейчас Путин шлет им на смену другие, сформированные частично из резервистов, а частично из тех, кого военкоматы поймали на улицах. Это – армия, у которой из-за коррупции не хватает амуниции, снаряжения, боевых пайков для новобранцев; командирам которой не знакомы ни новые военные технологии, ни новые теории ведения боев; в которой солдаты, не имеющие мотивации, не проходят даже базовой подготовки перед тем, как их бросят на фронт.

Ads By AdnimationПАСЕ приняла резолюцию: Россия — террористическое государство

Сильно зависимый от импорта российский военно-промышленный комплекс из-за санкций, которыми он обложен, испытывает трудности с пополнением арсеналов оружия и боеприпасов. Поэтому мы и слышим о закупке барражирующих боеприпасов у Ирана и артиллеристских снарядов у Северной Кореи. Экономически Россия тоже осталась в одиночестве, а ее экономике нанесен серьезный урон как санкциями, так и сокращением спроса на ее нефть и газ, которые теперь она вынуждена продавать на Восток с непомерными скидками.

В противовес этому за Украиной, героически сражающейся за свою свободу и независимость, стоят экономики США и Европейского союза, которые совокупно превышают российскую в 24 раза. А их военно-промышленные комплексы только начинают разогреваться. Резонно предположить, что по мере нарастания успехов Украины в боях поддержка, которую она получает, будет только усиливаться. Да, война может затянуться еще на месяцы, в течение которых Путин продолжит разрушать украинские города и деревни и грозить ядерным оружием, но трудно понять, как эскалация, пусть даже ядерная, способна приблизить его к победе – а не к собственному концу.

По завершении этой войны армия Украины окажется одной из сильнейших и наилучшим образом оснащенных в Европе, и тогда НАТО будет тяжело не принять просьбу президента Зеленского о вступлении его страны в этот блок. Украина станет опорой системы безопасности Европы, которой еще многие годы придется противостоять российской угрозе. С помощью Запада Украина будет восстановлена и станет обладать помимо природных ресурсов и грамотной рабочей силы также современной экономикой и новой инфраструктурой. С населением примерно в 43 миллиона человек и территорией, занимающей около четверти континента, Украина будет одним из самых больших и влиятельных членов Европейского союза.

Мировой порядок уже не будет прежним. Миф о том, что российская армия «вторая по силе в мире», развеян. Влияние России заметно уменьшается даже в соседних с ней странах, бывших республиках Советского Союза, которые отказываются – пока еще вежливо – подчиняться ей. Европа никогда больше не поставит себя в зависимость от российских энергоносителей. Китай знает, как использовать в свою пользу слабость России (посмотрите на завышенные скидки на энергию, которые он уже смог выторговать у нее), но не имеет ни малейшего намерения считаться союзником проигравшего Путина.

Где же в этой картине мира, меняющейся на наших глазах, Израиль? Более семи месяцев, с начала этой фазы войны, правительство Израиля стоит в сторонке, затрудняясь определить, на чьей оно стороне. Оно заявляет о «нейтралитете», но подобное заявление играет на руку Путину, потому что нейтралитет на деле является поддержкой его агрессии. Израиль так привык считаться с россиянами во время действий в небе Сирии, что даже не задумывается, возможно ли делать это иначе. Он не предоставляет серьезной помощи Украине из опасений разозлить Путина, оправдывая все это соображениями Realpolitik.

Действительно, от политиков трудно ожидать, что они будут действовать в соответствии с моралью и ценностями – так поступают лишь выдающиеся государственные деятели. Но война в Украине уже достигла той стадии, когда вполне понятно, кто в ней победит, а кто потерпит поражение. И теперь уже не только ценности свободы и демократии требуют от нас быть на стороне Украины, но и холодный (если не сказать – циничный) расчет выгод и убытков. Всегда хорошо быть на стороне победителя. И все еще не поздно занять эту сторону – действием, а не только на словах. И украинцы, и наши западные союзники очень высоко оценили бы это.

Леонид Невзлин

/КР:/
Не прилично уже Израилю идти в форватере политики царька… Израиль – мощное смелое самостоятельное государство…/


69 элементов 1,449 сек.