Нас уверяют, что Израиль, во-первых, придерживается нейтралитета, а во-вторых, защищает таким образом собственные интересы. Оба этих довода не соответствуют действительности. На самом деле премьер-министр Лапид, президент Герцог, министры Либерман, Шакед, Элькин и Ганц своей готовностью склониться перед российским диктатором наносят тяжелый ущерб не Украине, которой хватит поддержки Запада, но самому Израилю: в финансовой, дипломатической, политической и других сферах. Ущерб, последствия которого для нашей страны окажутся, увы, долгосрочными.
Начнем с Нафтали Беннета: казалось, что глава "правительства перемен" не согласится принять пренебрежительное отношение к своей стране. Но в мае он проглотил плевок "еврейской кровью Гитлера" министра иностранных дел России Сергея Лаврова: нет, ни Лавров, ни царёк не извинялись перед нами, вопреки утверждениям канцелярии главы правительства. Пресс-секретарь царька отказался это подтвердить.
Надеялись, что сменщик Беннета Яир Лапид будет другим. Но эти надежды разрушил ракетный удар россиян по торговому центру в Кременчуге, когда внутри находились сотни людей. Тела погибших еще продолжали извлекать из-под завалов, когда посольство Израиля в Украине процитировало посла Михаила Бродского: "Израиль с глубокой обеспокоенностью наблюдает за сообщениями о росте числа жертв среди мирного населения… Умышленное нападение на гражданские объекты абсолютно недопустимо".
Не сказано, что людей убила Россия. Не сказано, что это – военное преступление. Никаких оценок, только "глубокая обеспокоенность" – словосочетание, от которого украинцев тошнит так же, как израильтян, когда мы слышим эту лицемерную фразу после терактов палестинских террористов в нашей стране.
Впрочем, когда за день до этого российские агрессоры ударили ракетами по жилому дому и детскому саду в Киеве, МИД Израиля и другие госорганы вообще не отреагировали. Израильский премьер не готов подключить страну к санкциям против России, или против российского ВПК, или персонально против лиц, виновных в развязывании бойни в Украине.
Министр финансов Либерман давно заглядывает царьку в глаза не менее льстиво, чем его бывший босс Биньямин Нетаниягу.
Вот как он характеризовал президента РФ в 2019 году в интервью российскому информационному агентству "РИА Новости": "Человек абсолютно владеет ситуацией всегда… Все договоренности, которые были и есть в эпоху Путина, все выполняются со скрупулезной точностью…. Безусловно, Путин – один из ведущих мировых лидеров не только как глава государства, но и как персона, ввиду своих личных качеств". А другой показательный реверанс был сделан в интервью Либермана газете "Коммерсантъ" в 2018 году. "В случае санкций против России мы наотрез отказались к ним присоединяться. Совсем недавно многие государства выслали российских дипломатов, весь этот спор по поводу применения или неприменения нервно-паралитического газа и так далее. Израиль не присоединился к этой акции. У нас нормальные отношения с Россией, и мы считаемся с ее интересами".
В 2011 году министр иностранных дел Израиля Либерман заявил, что выборы в России были честными и демократическими. Да и в 2022 году – пусть хоть все украинцы скопом пойдут под нож кремлевского мясника – Либерман успел трижды расписаться в своей лояльности Путину. Сначала отказался признать факт массовых убийств, совершенных российскими оккупантами в украинском городе Буча. Потом вовсю лоббировал интересы компании "Яндекс" (подтянув к этому и Айелет Шакед, ранее устроившую семь кругов ада украинским беженцам), несмотря на то что поисковик и новостная система "Яндекса" участвовали в кремлевской антиукраинской пропаганде и дезинформации. Но ярче всего Либерман проявил себя, когда препятствовал отправке израильского госпиталя в Украину. Говорил, что на это уйдет слишком много денег, что за этим не к нему, а в министерство обороны… В итоге израильские врачи все же вылетели туда, но работали лишь чуть больше месяца, и часть затрат гасило не Государство Израиль, а частные спонсоры.
Важно подчеркнуть: мы не говорим о поставках оружия или военных технологий. И хотя вызывает недоумение, что министр обороны Бени Ганц лишь дважды согласившись на отправку небольшого количества касок и бронежилетов в нужные политические моменты (перед поездкой в Вашингтон), но ясно, что нашим военным приходится учитывать возможность военного шантажа со стороны России, которая является военно-техническим партнером наших врагов. Как сказал депутат украинского парламента (Верховной рады) Максим Бужанский, один из авторов украинского закона о противодействии антисемитизму: "Каждый поставленный в Украину гранатомет обернулся бы десятью гранатометами, поставленными Россией в сектор Газа".
Но именно в этой ситуации Израиль, если он желает и далее считаться членом Запада и заявлять, что разделяет западные ценности, был просто обязан возместить неоказание военной помощи – помощью гуманитарной. Наш госпиталь (и не один) мог бы работать в Украине давно. Мы могли бы лечить детей, женщин, пожилых людей, всех тех, кого война выгнала не только из домов, но и из больниц, в том числе принимать больных у себя в клиниках.
Но и это не сделано. Даже из 850 тонн гуманитарной помощи 200 тонн, как сказал посол Украины в Израиле Евген Корнийчук, поставлены государством, остальное собрано волонтерами и частными спонсорами.
После такого поведения украинские руководители больше не скрывают своего разочарования позицией израильских лидеров, которая кажется им откровенно пророссийской. Новый виток напряженности пришелся на минувшую неделю. Президент Израиля Ицхак Герцог отказался принять участие в саммите "Крымская платформа" 23 августа, на которой руководители многих стран Запада выразили свою однозначную позицию: Крым, сегодня оккупируемый Россией, принадлежит Украине. И уже на следующий день, 24 августа, в День независимости Украины, президент Владимир Зеленский отказался принять телефонный звонок премьер-министра Яира Лапида, а министру обороны Израиля Бени Ганцу отказал в беседе его украинский коллега Алексей Резников. Разговор с Лапидом состоялся только через неделю, и в нем Зеленский дал понять: им нужны не выражения "озабоченности", а реальные действия.
Кроме того, до сих пор Украина не получила ответа на свой запрос о кредите от Израиля. Министр финансов Либерман не спешит его одобрять и, видимо, имеет большое влияние на Лапида во всем, что касается вопросов Украины и России.
Правительство де-факто вычеркнуло Израиль из Западного блока, все участники которого в той или иной мере сплотились сегодня против диктатора.
Какой же будет цена бездействия для Израиля и еврейского народа?
Правительство де-факто вычеркнуло Израиль из Западного блока, все участники которого в той или иной мере сплотились сегодня против диктатора. Мир наблюдает, как мы перемещаемся в другой лагерь -сторонников Путина – вместе с Сербией, Палестинской автономией и Ираном.
До войны в Украине на израильские фирмы работали около 18 тысяч украинских программистов, а найти временный приют в Израиле хотели намного больше. Мы могли значительно смягчить нехватку кадров в собственном хайтеке, но не сделали этого.
Власти Украины немало сделали для борьбы с антисемитизмом. Но нынешняя позиция властей Израиля вызывает недовольство не только руководителей Украины, но и простых жителей. Когда они видят, как министр Элькин празднует День России с послом РФ на глазах сторонников Украины, собравшихся там на митинг, или слышат о намерении министра Шакед еще более затруднить трудоустройство беженцев их Украины – они делают вывод, что Израиль уважает из ценностей лишь финансовые – или еврейско-националистические.
Большая ложь израильских министров в том, что никакого "нейтралитета" в данной войне нет и быть не может: вы или на стороне Украины – или на стороне России.
Мы могли бы добиваться реституции утраченного в годы войны еврейского имущества или обсуждать выплату пенсий выходцам из Украины, накопившим там трудовой стаж. Вместо этого нынешний подход правительства снижает наши шансы на торгово-техническое сотрудничестве, в том числе на участие в послевоенном восстановлении Украины.
Израиль пытался помочь Грузии восстановить территориальную целостность – грузины благодарны нам за это до сих пор. Азербайджан, который получил израильское оружие, гордится сотрудничеством с еврейским государством. А в Украине мы утрачиваем дружеские контакты не просто "с еще одной страной", но с одной из главных житниц планеты – в преддверии мирового продовольственного кризиса.
Этот список неполный, и все это – не говоря об этической стороне вопроса. Но к этике нынешних министров апеллировать, пожалуй, бессмысленно.
Большая ложь израильских министров в том, что никакого "нейтралитета" в данной войне нет и быть не может: вы или на стороне Украины – или на стороне России. Отмолчаться не получится, Путин не даст. Израильские министры, превратившись в лоббистов Кремля, нанесли Израилю тяжелый имиджевый ущерб, а выигрыша не ожидается никакого: российские власти не умеют быть благодарными. Недружественная политика в России в отношении еврейского государства будет продолжена, антисемитская риторика российских руководителей и дальше будет крепнуть, и даже "Сохнут" не исправит эту тенденцию. Стране, выбравшей стать Северной Кореей, нет дела до людей в целом и евреев – тем более.
Грустно осознавать, что надежды, которые мы возлагали на Лапида, не оправдались.
В этом вопросе нынешний лидер Израиля ничуть не лучше Нетаниягу.
/КР:/
Поведение руководства Израиля, начиная с Нетаниягу, по отношеню к россии и царьку, нельзя оправдать заботой о безопасности страны.. Это – явный проигрыш, с какой бы стороны не посмотреть…/