Этот снимок широко разошелся по социальным сетям, вызвав оживление у их пользователей. На нем были запечатлены Нетаниягу и Литаль, держащие в руках небольшую книгу, задающую своим названием провокационный, но важный вопрос: «Сколько стоит мертвый еврей?»
В прошлый вторник ведущая 14 телеканала Литаль Шемеш преподнесла Биньямину Нетаниягу свою новую книгу. Едва оправившись от простуды, Нетаниягу отправился фотографироваться с книгой и ее автором. Этот снимок широко разошелся по социальным сетям, вызвав оживление у их пользователей. На нем были запечатлены Нетаниягу и Литаль, держащие в руках небольшую книгу, задающую своим названием провокационный, но важный вопрос: «Сколько стоит мертвый еврей?»
На следующий день мы получили на него ответ. Мертвый еврей не стоит и ломаного гроша. 45 мертвых евреев? То же самое. Они не стоят ничего.
Единственное, что нужно Нетаниягу и его окружению – это отмежеваться от какой бы то ни было ответственности за гибель какого бы то ни было еврея. И, несмотря на то, что 45 евреев, погибших на горе Мерон, были виновны только в том, что они пожелали принять участие в церемонии на праздник Лаг ба-Омер; несмотря на то, что это произошло в каденцию Нетаниягу и государственная комиссия по расследованию возложила на него персональную ответственность за эту катастрофу, в среду мы поняли: все этого для него – звук пустой.
То есть, все это политический заговор. Происки «левых радикалов», стремящихся отстранить от власти законно избранного премьер-министра. Все, как обычно.
45 погибших на горе Мерон евреев полагали, что здесь существует государство. Что есть власть, которая контролирует ситуацию и удостоверяется в том, что все нормально и все продумано, что техника безопасности соблюдается, а возникающие проблемы решаются. Эти евреи думали, что здесь есть хозяин, который несет за все ответственность.
Как выяснилось, они ошибались. Отчет комиссии по расследованию трагедии на горе Мерон – прекрасная иллюстрация того, что случилось с государством Израиль под властью Нетаниягу. Хроника загнивания. Культура «положись на меня», ментальность «все будет нормально», власть дельцов, лоббистов и прочих умельцев стричь купоны. Стремительная деградация государственных учреждений и их служащих.
После публикации этого отчета шайка, которая по ошибке называется также «канцелярией премьер-министра», обеспечила еще одно доказательство тому, о чем я пишу уже давно: бибисты, атакующие государственную систему, не брезгуют ничем.
После нападок на полицию, университеты, ЦАХАЛ, ШАБАК, прессу, суды – они набросились на комиссию по расследованию. Цель Нетаниягу очевидна: лишить доверия общества все без исключения государственные инстанции. Не оставить камня на камне. Все, что здесь строилось в течение 75 последних лет, преследует только одну цель: навредить Биби. Единственный, кому можно доверять и присягать ему на верность, – это Биби.
Реакция на выводы комиссии, опубликованная от имени «Ликуда», – это образчик ничтожности, лживости и стремления уйти от ответственности. Это оскорбление памяти 45 погибших. Это жестокий удар по их семьям. Это грубое пренебрежение неимоверной работой, которую в течение 3 лет вели профессиональные и честные люди. Все, кто присутствовали на заседаниях комиссии, не скупились на похвалы в ее адрес. Все это в мгновение ока было превращено в «политический заговор».
«Ликуд» (то есть, семья Нетаниягу) обрушился на генерал-майора Шломо Яная, одного из лучших офицеров ЦАХАЛа, которого ценил сам Нетаниягу. Он получил тяжелые ранения во время войны Судного дня, вернулся в строй и снова был ранен – на этот раз еще более серьезно. Все его тело было обожжено. Янай был награжден орденом за отвагу. Нетаниягу высоко оценил его участие в переговорах с палестинцами на Уай-плантейшн и предложил ему после этого возглавить «Моссад». Он предлагал ему также присоединиться к «Ликуду» (Янай ответил на это отказом, так же, как и на предложение присоединиться к партии «Еш атид»). Сейчас же окружение Нетаниягу представляет его… как политического агента Лапида.
Комиссия по расследованию трагедии на горе Мерон провела 134 долгих заседания, заслушала сотни свидетелей. Она потратила на свою работу тысячи часов. Все, кто присутствовали на ее заседаниях, пришли к единому мнению: это профессиональная, основательная и непредвзятая комиссия. Ее председатель судья Двора Берлинер родилась и выросла в религиозной семье. Она оправдала знакомую Игаля Амира Маргалит Хар-Шефи, признала виновным во взяточничестве министра от партии «Авода» и отвергла иск о дискриминации, поданный против ультраортодоксальной образовательной сети. Мордехай Карелиц, представлявший в комиссии ультраортодоксальную общину, был мэром Бней-Брака.
Казалось бы, какие претензии могут быть к этой комиссии? У бибистов они нашлись.
Они вообще могут все. Они могут утверждать, что Амихай Мандельблит и Рони Альшейх – оба они религиозные люди правых взглядов – «пытаются свергнуть законно избранного премьер-министра». Что уж тут говорить о государственной комиссии по расследованию трагедии на горе Мерон.
Кроме того, авторы комментария «Ликуда» «забыли», что эту комиссию формировал не Яир Лапид. И не Бени Ганц, и не Авигдор Либерман. Состав комиссии формировал исключительно председатель Верховного суда. В это и заключается главное достоинство данного процесса. Его невозможно оспорить и бросить на него тень. По крайней мере, так мы думали до сих пор. Пока на арену не вышел Нетаниягу. Для того, чтобы уйти от суда, он готов разрушить и опорочить все и вся. Нет баланса, нет сдержек, нет тормозов, нет «красных линий». Он не успокоится до тех пор, пока здесь будет хотя бы один человек, по-прежнему доверяющий государственным учреждениям.
Доктрина «госпожи»
Поздно вечером, спустя несколько часов после публикации реакции «Ликуда», случилось невероятное. Один из самых страшных рупоров бибизма, журналист Инон Магаль восстал против своих хозяев.
Алгоритм рухнул. Пекло замерзло. Ядовитая машина бибистской пропаганды повернулась в другую сторону. Вопреки указаниям «госпожи», голем восстал против своего создателя.
«Сара чрезмерно вмешивается не в свои дела, и это раздражает», — заявил Магаль в своей программе на 14 канале. Он обвинил Сару Нетаниягу в том, что это она была фактическим автором ответа «Ликуда» на отчет государственной комиссии, обнажившего неприглядную физиономию бибизма.
Казалось бы, это было радостное событие. Человек прозрел в прямом эфире. Может быть, и другие члены секты бибистов наконец что-то поняли? Я совсем в этом не уверен.
Многие помнят «госпожу» Сару еще с середины 90-х годов. Она начинала потихоньку: тут что-то подстроит, там что-то сотворит. Какие-то плачущие женщины рассказывали о ней ужасные истории.
Потом шепотом начали говорить о том, что «госпожа» наводит страх на весь «дом», в том числе, и на его хозяина – того, который должен управлять всей страной. О том, что между «домом» и канцелярией премьер-министра царят тяжелые, неприязненные отношения.
Прошли годы, и понятие «дом» сменилось на «Бальфур». Слухи, передаваемые из уст в уста, обратились в факты, подкрепленные десятками свидетельств. А в наш лексикон вошло слово «госпожа». Всем окончательно стало ясно, что без ее одобрения ничего не происходит. Ни назначение, ни осуждение, и ничто другое. Если ты хочешь, чтобы что-нибудь было сделано, иди к «госпоже».
А что же «господин»? Наоборот. Если вы хотите, чтобы что-нибудь не случилось, идите к нему. Так все происходит уже многие годы. Однако в течение последних двух лет госпожа получила мощное подкрепление в лице еще одного члена семьи Нетаниягу, который находится сейчас (за наш с вами счет) за океаном, но его голос прекрасно слышен и здесь. Третья «вершина» этого треугольника – самый слабый в истории Израиля политический лидер.
Все это так, но тот, кто возлагает на госпожу Нетаниягу всю полноту ответственности за деградацию и загнивание Государства Израиль грешит против истины. Нет, в этом она не виновата. Виноват тот, кто позволяет ей творить все это. Тот, кто скукоживается перед ней и позволяет ей сводить с ума всю страну. За это отвечает именно он.
И, кроме того, дело не в одной женщине, дело в системе. Господин – это госпожа. Госпожа – это господин. Они приводят в действие ядовитую машину, «шьющую дела» всем, кто отказывается шагать с ними в ногу. Ее цель – опознавать, помечать и обезвреживать врагов. Каждый, кто не бибист – коммунист, фашист, анархист или террорист. Или кто угодно еще.
Все – политика
Эта машина распознает угрозы быстрее и эффективнее, чем «Железный купол» и «Праща Давида» вместе взятые. Правда, в большинстве случаев речь идет о мнимых врагах. Это нужно для того, чтобы настроить одну часть общества против другой. Это может быть «шейминг» или какой-то компромат, годится все – главное, чтобы в итоге можно было вновь заявить о попытке «свергнуть законно избранного премьер-министра».
И, разумеется, все – «политика». Полиция «занимается политикой», государственная комиссия по расследованию – тоже. И, разумеется, университеты, силы безопасности, пресса, ШАБАК, начальник Генштаба, штаб родственников похищенных израильтян, суды. Все занимаются политикой, кроме семьи Нетаниягу. Ей это неинтересно. Она – основа нашего существования. Как сказала в свое время «госпожа»? «Израиль без Биби не выживет. В крайнем случае мы уедем за границу, а здесь все сгорит.»
Хотите пример? Пожалуйста: пожар на горе Кармель, происшедший в 2010 году. 44 погибших. Крупнейшая на тот момент катастрофа в истории Израиля. Она продемонстрировала, в каком запущенном состоянии находится наша служба пожарной охраны. Стране угрожают сотни тысячи ракет, а нормальной пожарной охраны у нее нет. Страшный просчет власти, ведь так?
Нет. Семейная машина яда так вовсе не считает.
Если вы вспомните, громче всех за создание государственной комиссии по расследованию катастрофы и привлечение к ответственности виновных выступали трое: отставной генерал-майор полиции Зеэв Эвен-Хен, чья дочь Топаз погибла на пожаре, отставной генерал-майор полиции Хаим Кляйн, чей сын был женат на Топаз и Нава Бокер, вдова бригадного генерала полиции Лиора Бокера, который тоже погиб на пожаре.
Два отставных полицейских генерала не слишком волновали семью. Они не могли рассчитывать на широкое общественное сочувствие. Но Нава Бокер – совсем другая история. Молодая, рано овдовевшая, красивая женщина быстро завоевывала сердца людей.
Наву Бокер быстро взяли в оборот. Сама госпожа Нетаниягу отправилась к ней в гости. Она подробно объяснила Наве, что катастрофа на горе Кармель – это на самом деле заговор левых, и виноват в ней не Биби, а владелец концерна «Йедиот ахронот» Нони Мозес. После этого она намекнула, что на месте гибели людей будет воздвигнут обелиск, и на церемонии его открытия Нава будет сидеть рядом с ней, и, возможно, ей даже найдется место в политике.
Разумеется, место нашлось. Нава Бокер стала депутатом кнессета от «Ликуда». И она действительно сидела рядом с «госпожой» на церемонии, посвященной первой годовщине катастрофы. Угроза была устранена, протесты стихли. Государственная комиссия по расследованию пожара на горе Кармель создана не была. Крайним был назначен министр внутренних дел Эли Ишай. Все закончилось отчетом государственного контролера. До следующей катастрофы.
Он главный, он виновен
Точно также должно было закончиться расследование трагедии на горе Мерон. И так же должно закончиться расследование событий 7 октября. Машина яда распознает источники сопротивления, помечает их и начинает обрабатывать.
В случае с катастрофой на горе Мерон случилось маленькое чудо. В это время было сформировано новое правительство. Оно просуществовало совсем недолго, но успело за это время принять решение о создании государственной комиссии по расследованию.
Когда ядовитая машина пропаганды атаковала комиссию — это было самоубийственное действие. Реакция «Ликуда», являющаяся реакцией семьи Нетаниягу, нанесла ей стратегический ущерб. Машина яда выстрелила сама в себя.
Государственная комиссия очень деликатно обошлась с Нетаниягу. Она не вынесла в его отношении никаких оперативных рекомендаций. Авторы отчета осторожно выбирали слова. Но окончательный вывод понятен: ты глава, ты и несешь ответственность. Ты виновен. Твоя вина не доказана в суде, твоя судьба будет вынесена на суд общества. Но ты знал, что происходит. От этой ответственности невозможно увильнуть. Это часть твоей должности.
Так рушился государственный подход
Вернемся в Инону Магалю. Я не уверен, что он на самом деле «прозрел». Да, он не просто обычный винтик в машине яда. Он не Яаков Бардуго, который, если будет надо, скажет, что Герци Халеви – инопланетянин, который прибыл к нам с Марса за счет фонда Векснера при помощи агентов Джорджа Сороса.
У Магаля есть собственные капризы и иногда он даже демонстрирует признаки независимого мышления. Дело в том, что, как утверждают информированные источники, реакция «Ликуда» была, вероятно написана еще до публикации отчета. Нет никакой уверенности в том, что «госпожа» писала ее сама.
Имеем ли мы дело с попыткой пожертвовать «госпожой», чтобы спасти Нетаниягу от политической катастрофы? Этого мы, по всей видимости, не узнаем никогда. Машина яда работает по собственным законам.
Так или иначе, отчет государственной комиссии– это важный исторический документ. Он подробно разъясняет, как израильская мечта превратилась в кошмар. Как рушился государственный подход. Как исчезал профессионализм, увядала госслужба, иссякала ответственность. Основы этого отчета нужно изучать в школах.
Отчет показывает, какой стратегический ущерб был нанесен созданному нашими отцами государству за 17 лет правления Нетаниягу. Как совершались коррумпированные назначения, как вместо профессионалов должности получали лизоблюды, как систематично рушились государственные учреждения и подрывался их авторитет. За все это, в конце концов, приходится расплачиваться. Так бывает, когда целое государство подчиняют заботе о благополучии и покое одной единственной семьи.
Бен Каспит, Walla, Б.Е. На фото: Биньямин Нетаниягу на горе Мерон после трагедии на Лаг-ба-Омер.Ronen Zvulun/Pool Photo via AP