Утверждать, что еврейский народ не имеет права на «Палестину», просто абсурдно. Фактически-исторически евреи продолжали жить на своей Святой Земле непрерывно с эпохи Иисуса до сегодняшнего дня (и, конечно, более тысячи лет до этого).
Но ради интеллектуального упражнения с очень серьезными последствиями давайте представим, что все евреи были изгнаны римлянами. Остались бы у них законные права на землю, из которой они были изгнаны?
Иными словами: как долго народ должен «отсутствовать» на своей земле, чтобы его возвращение стало «колониальным» предприятием?
Почему это гораздо больше, чем просто мысленный эксперимент (Gedankenexperiment, по терминологии Эйнштейна)? Потому что он имеет отношение не только к «еврейскому вопросу», но и к нескольким другим сообществам. Крупнейшее из них — мусульмане.
Ислам возник в начале VII века и за несколько десятилетий завоевал полмира — вплоть до Испании. Это было всемирное «колониальное предприятие» колоссальных масштабов. Однако в течение последующих столетий они были постепенно оттеснены христианским миром, пока (по иронии судьбы) в 1492 году не были силой и окончательно изгнаны из Испании.
Сегодня существуют экстремистские исламские секты (например, ИГИЛ), которые стремятся к контрреконкисте», чтобы вернуть «исламские» земли до Атлантического океана и даже дальше. Таким образом, возникает вопрос: 1300 лет сохраняют «право на возвращение», а 2000 лет — это «слишком долго»?
Такие двойные стандарты были бы смешны, если бы не имели столь ужасных политических последствий. Проблема в том, что даже многие палестинцы, не забывающие о древней еврейской истории, по-прежнему претендуют на всю землю от «реки до моря», потому что они проживают на этой земле уже как минимум…
И это еще один вопрос. Я только что написал «проживают на земле» — не «управляют» ею. Если «народ» имеет право на свою землю, то является ли это вопросом простого проживания и работы на этой земле, или это также должно подразумевать некий политический суверенитет над этой землей? В данном случае притязания мусульман на Испанию сильнее, чем притязания палестинцев на «Палестину» — по крайней мере, в Андалусии они правили непрерывно в течение нескольких столетий; палестинцы никогда не имели ничего близкого даже к автономии (если предположить, что вообще можно найти людей, считавших себя «палестинцами» до провозглашения ООП в 1964 году своей народности).
Действительно, сама концепция «национализма», как мы понимаем этот термин сегодня, всегда была чужда мусульманам: для исламского мира единственным истинным социально-политическим образованием была «умма» — полная совокупность ВСЕХ мусульман, где бы они ни жили. Это было смыслом существования ранних завоеваний ислама — и гораздо позже (около 1500 года) основополагающим обоснованием Османской империи (заметьте, не Османского государства), расширившейся до самых окраин Вены!
Таким образом, палестинцы жили в совершенно иной ситуации, чем евреи. В пределах своей земли еврейский народ обладал суверенитетом, автономией и находился в вассальной зависимости в течение нескольких периодов на протяжении первого тысячелетия своей народной жизни. Действительно, какое-то время (например, царства Давида и Соломона) у них даже было общее представление о том, что мы, современные люди, называем национальным государством — и снова почти тысячу лет спустя, когда Маккавеи отвоевали полный суверенный контроль у эллинистических Селевкидов, учредив праздник Ханука, который еврейский мир закончил отмечать на прошлой неделе.
Иудейское царство и государство Маккавеев не были угнетенными сатрапиями; напротив, под властью Османской империи район Палестины даже не был отдельным политическим образованием, а был административно связан с Дамаском на протяжении большей части османского правления.
Рождество (жизнь Иисуса) доказывает право еврейского народа жить здесь очень давно; история Хануки добавляет к этому утверждению сильное (предшествующее) политическое измерение. Стремление радикального ислама отвоевать земли 1300-летней давности подкрепляет тезис евреев о том, что территориальное «отсутствие» не является основанием для того, чтобы называть государство Израиль «колониальным». Итог: у евреев есть все законные основания для восстановления своего ранее суверенного государства — даже спустя две тысячи лет.
Times of Israel, перевод Ильи Амигуда