СССР давно уже нет, но борьба с порождённой им пресловутой совковостью продолжается… Некоторые сбежавшие на Запад товарищи, измеряющие качество жизни метрами колбасы на душу населения, уныло констатируют: колбаса есть, а счастья нет… Они никак не могут сообразить, что совковость их исходит изнутри и что её, наверное, уже ничем оттуда не вытравить.
Когда процесс пошёл…
Как бывший подневольный формально сгинувшей с арены бытия Советской империи, наплодившей около трёхсот миллионов, так называемых, совков, с интересом читаю что пишет наша аусзидлеровская (переселенческая) интеллигенция и, так называемые, контингентные беженцы (евреи) о себе, о своих проблемах, о политике, о бывшей нашей родине – СССР, ну и, конечно же, о Германии, так пока и не ставшей им (нам) близкой, понятной и родной. Почему, собственно? Не лежит ли причина невольного отчуждения – там, откуда мы прибыли и где многие из нас провели большую часть своей жизни? Должен, однако, предупредить, что перед вами не записки «о наблюдениях обычного «совка», жизнь которого не была отягощена особенными трагедиями, а радости и блага который получал «на общих основаниях»», как предваряет свой дифирамб в адрес Советов Кара-Мурза (««Совок» вспоминает свою жизнь»). Так что, кому предлагаемая тема не мила или даже осточертела – лучше не читать.
Записки мои, наверняка, немного растянутся, но ведь и житуха наша в знаменитом эсэсэсэре не коротенькой была. Как-никак, больше семидесяти лет терпели мы, российские немцы, евреи, все остальные малые народы (нацменьшинства необъятного, могучего и несокрушимого Союза) и сами русские люди — большевистское внедрение террора, коллективного хозяйствования, дружбы народов, марксистско-ленинского мировоззрения и более полного удовлетворения масс трудящихся… Однако, после того, как желанный «процесс наконец-то пошёл» (Горбачёв), привыкшие кочевать евреи и бездомные (без своей территории) и обездоленные екатерининские переселенцы, не однажды уже ограбленные и униженные российско-советскими властями, вдруг сами почти всё что имели раздали аборигенам и порешили меж собой: если озабоченные «пролетарии всех стран» от солидарности с потомками жертв погромов и каторжан-трудармейцев отвернулись, то ничего не остаётся, как присоединиться к землякам и родичам, «томящимся на загнивающем Западе»…
Так и поступили. Начали великое переселение немцы, а евреи (коим вместо давно выпрашиваемого ими Крыма, выделили на имперских задворках кусок худой земли, на которую никто никогда не зарился, кроме, разве что, китайцев) продолжили. Впрочем, сынам Израилевым вдвойне не повезло: они в 1917-ом в очередной раз на семь десятков лет попали в смертельные объятия (второго) Вавилона. Разница лишь в том, что первое пленение произошло по причине чисто еврейского восстания, а второе – русско-еврейского, породившего новый, теперь уже красный Вавилон… Это и есть родной инкубатор уникального советского человека. Совка. Должен, однако, заметить, что словечком этим я (да и вы, думаю, тоже) в общении с людьми и, тем более, за их спиной не пользуюсь и никого ещё из круга своих друзей и знакомых не окрестил этим далеко не нейтральным неологизмом. Что за ним кроется попытаемся ниже разобраться. Правда, за эту тему не однажды уже брались, но, на мой взгляд, только поверхностно.
Сегодня всем известно, что российские немцы, как и советские евреи, при первой же возможности покинули империю зла, обмана, физического и духовного рабства. Всё хорошо, да только вот в дорогу прихватили беглые совки (а таковыми мы, в какой-то степени, все стали) кое-чего такого, что можно было бы без малейшего сожаления оставить родине-мачехе. Так, например, содержимое чемоданов, кастрюли, которые привёз я по совету уже перебравшейся к тому времени в Германию сестры, вскоре выбросил на улицу. А как на счёт приобретенных в Советском Союзе заскорузлых плебейских неотвязчивых привычек и коммунистического воспитания? Как от них было избавиться?
Осветить и дефинировать это загадочное «кое-что» (в данном случае – совковость) не просто и не быстро. Придётся читателям набраться терпения. Для разнообразия обещаю разбавлять длинноты стишками и различными случаями из своей советской неприкаянной, скитальческой жизни. Они, надеюсь, вызовут у читателей эмоции типа этой: «как хорошо, что нам удалось ноги унести оттуда…» (из выступления пенсионера Эмиля Визнера, пол века отработавшего скотником в Сибирском колхозе имени Ленина, потом Сталина, затем Чкалова, потом Хрущёва и, в конце концов, снова имени Ленина…).
И ещё: критика моя обращена не против человека, ставшего совком, а именно против совковости этого бедолаги. Определение «совковый», конечно же, не моя выдумка. Его можно найти во многих словарях. Например: «СОВКО́ВЫЙ, Презрит. 1. Связанный с советской историей, относящийся к советскому периоду. С-ая идеология. С-ая система. С-ая история. С-ая бюрократия. 2. Сохраняющий советский образ мышления, пронизанный советской идеологией. С-ая литература. С-ая пресса. С-ая психология. Энциклопедический словарь. 2009)». Синонимы: голимый, коммунячный, некачественный, совдеповский, советский, эсэсэсэровский и т.д. (Словарь синонимов русского языка. З. Е. Александрова).
Кстати, впервые столкнуться с этим отвратительным явлением и его типичными представителями и хранителями пришлось мне уже в пятилетнем возрасте. В один холодный ноябрьский день мать дала мне брезентовый сидорок и послала на заснеженное колхозное поле пособирать недоубранную колхозными передовиками соцсоревнований картошку. Пошёл. Выковырял из снега штук несколько и вдруг, словно витязь на коне, предстал предо мною тов. Грищенко, дядя, которого все называли «объездчиком». «Ты что тут делаешь, воришка!?! – рявкнул он и, не дожидаясь ответа (да я и не мог ему ответить, поскольку не знал русского языка), схватил меня за шиворот, затащил вместе с котомкой-вещдоком на кобылу и, тяжело дыша на меня самогонным перегаром, направил её в сторону сельского Совета…
Выслушав доклад бдительного совка, председатель отпустил меня, перепуганного, домой. Вместе с мороженной картошкой. Она мне до сих пор снится. И не только она…
Безнадёжный анахронизм…
Чтобы разобраться в сущности совка, неоходимо, хотя бы вкратце, исследовать обстоятельства его возникновения, становления и формы проявления его потрясающих наклонностей.
Слово «совок», насколько знаю, имеет два основных значения и множество подвариантов:
а) политическая и социально-экономическая система централизованного бюрократического руководства и хозяйствования, когда всем всё до фени, кроме конечно, своего удельного профита. Таким образом совок — это как бы распил по советским законам;
б) персона, как представитель типичных обывателей из среды достаточно близко знакомого нам советского народа, эдакий доноситель-домосед, которому дома или в зашоренном рабочем кабинете, стены помогают какое-то время не примкнуть к землякам-переселенцам, держащих курс на Запад или наоборот: с Запада на Восток (возвращенцы).
«Совком» пренебрежительно называют и саму бывшую красную империю «несокрушимого» Союза Советских, когда хотят подчеркнуть присущее ей хамство, чиновничество, бюрократизм, дефицит элементарных продуктов и общую отсталость по сравнению с развитыми и даже неразвитыми странами. А вот что пишет о совке «Викиреальность»: «Совок» – оскорбительное прозвище людей, выступающих на стороне Советского Союза, в защиту советских ценностей и т. д. Часто применяется в Интернете. Является аналогом мема «ватник», выступающего на стороне России».
Как видим, «совком» называются, с одной стороны, советские порядки, (однопартийность, отсутствие свободы слова и предпринимательства, поклонение и беспрекословное повиновение родной партии, почитание определенных праздников, (например, день победобесия – 9 мая); с другой стороны — людей, всё ещё одобряющих павший советский строй и демонстративно призывающих к его восстановлению. «Совками», кроме того, кличут бывших коммунистов ленинско-сталинской державы и нынешних членов КПР, которую возглавляет непотопляемый ленинец товарищ Дзюганов.
Итак, истинные совки есть эксклюзивное порождение однопартийной советской системы, а сама система состояла в основном из совков же, которыми она и поддерживалась, подпитывалась и воспевалась. В XXI веке, эта система, как и сам СССР, вроде, ушла с исторической сцены. А совки – остались! Как говорится, жив Курилка! Оказывается совки универсальные, как тот псковский солдат из фильма «Мы из Кронштадта», приспособленцы! Они весьма живучи, несмотря на неизлечимую форму хронического душевного заболевания, называемого социопатией. Это психическое расстройство личности, которое возникает вследствие неправильных, ненормальных, нездоровых условий жизни и неблагоприятного воздействия среды. Довольно распространённая болезнь именно среди выходцев советского общества. Американский психиатр, профессор Джеймс Фэллон, изучающий психику диктаторов, выдающихся преступников и особенно совков, нашел в их характере множество сходных черт. Среди них словоохотливость, самомнение, иногда обаяние, беспардонная лживость, коварство, бессердечие, отсутствие чувства вины, безответственность, импульсивность, гиперсексуальность или, наоборот, асексуальность (В СССР, как вы, наверное ещё помните, не было секса вообще, хотя диспансеры всегда забиты были венерическими больными). Тема половых отношений исключена была даже в образовательной системе. Когда наш милый сорокалетний преподаватель обществоведения осветил тему семьи и сопутствующей ей любви, я поимел дерзость поставить ему вопрос, который, однако, ввёл его в краску: «А практика на эту тему у нас запланирована?». На это он среагировал по-советски: «Доложу о тебе заму по воспитательной части…». В перерыве я нашёл смущённого педагога и попросил не продавать меня, ибо «грехов» моих и без этого уже целый список накопился в чёрной папке того зама…
Совков, как социопатов, отличает, по мнению профессора Феллона, ужасный художественный вкус, садизм, неимоверный нарциссизм. Им присущи также великолепная память, неукротимый аппетит и похотливость. (О своих выводах он рассказал в бестселлере "Психопат изнутри: путешествие невролога в темную область мозга").
Советские граждане, а позже советские эмигранты, с указанными здесь наклонностями, кроме, разве что, садизма, читателю, уверен, каждый день попадались. А вот садизм и абсолютное варварство показали совки в погонах – красноармейцы, зачищавшие в конце «ВОВ» территорию Восточной Пруссии. Об этом свидетельствуют писатель (очевидец) Леонид Рабичев в книге «Война всё спишет», (https://www.e-reading.club/book.php?book=1010020), писатели и историки Лео Германн, Остин Эпп, Ральф Киллинг, Навратил Хаинц, Энтони Бивор и другие. На эту тему есть в ютубе немало документальных видео, например: https://youtu.be/mqgBEz9ykv4.
Совковое мышление – это мышление социалистическое по форме и содержанию. Его суть читатель, конечно же, помнит: «каждому по потребностям и по труду, все равны, любой труд в почете, земля крестьянам, фабрики рабочим; партия – ум, честь и совесть эпохи; образование, учебники и пилюли бесплатны; молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». Приведенный здесь словесный монолит вот так вот подряд, через запятую отчеканен в сетях. Он как песня, из которой слова не выкинешь…
Совковое мышление отличалось ещё и тем, что все верили друг другу на слово. Верили и в то, что государство желает гражданам благополучия и защитит во что бы то ни стало от всех бед и невзгод. (Ныне в России никто никому уже больше не верит. Мне кажется, там верят только ещё в то, что государственные чиновники делает все, чтобы народ ободрать, себя лично и своих потомков обеспечить на века…).
Пару слов о модернизированном совке – «ватнике». Автором этого мема, насколько знаю, является Антон Чадский. Он считает, что в ватнике сконцентрированы все отрицательные качества типичного россиянина. Ватник «объединил в себе все черты левых, правых, центристов, националистов, коммунистов — всех, так называемых, патриотов России, тотально любящих действующий режим». А российский филолог М. Алексеевский видит в данном персонаже интернет-культуры «провокационный образ «квасного патриота», ксенофоба и антисемита, страдающего от паранойи и алкоголизма». Так или иначе, но термин этот «стал использоваться как парадоксальная идентификация и даже стал браться россиянами на вооружение вроде, «Я ватник и этим горжусь».( http://cyclowiki.org/wiki).
Несмотря на подпирающую необходимость, совку-ватнику, при всём его желании, думать и принимать решения самостоятельно трудновато. Он пожизненно запрограммирован (с помощью средств массовой информации, образования, уставными клятвами, агентами КГБ, ФСБ, ГБ и т.д.) на определенную волну и противится воспринимать факты, не укладывающиеся в его садовой головушке. Отсюда и агрессивность к чужому мнению и непреодолимая тяга к стукачеству на кого только можно, вплоть до родственников – по примеру сомнительного, но, тем не менее, канонического героя советской пионерии Павлика Морозова. Поэтому совков, как таковых, нормальные люди остерегаются. Их недолюбливают. А классических совков и вовсе сторонятся: схематичны, тривиальны, скучны. Короче, совок – безнадежный анахронизм.
Мегасовки – на Небеси…
Нисколько не удивительно, что термин этот частенько употребляется в обществе не очень строгих правил для обзывания, поношения. Совки иногда приравниваются к уже упомянутым вверху современным представителям их живучего семейства – ватникам. В любом случае, тех и других называют порой «идиотами». Или «лохами». В Германии – тоже. И не без оснований, надо сказать, если вспомнить некоторые сообщения в местных СМИ о их незавидных подвигах… Так, господин левый политик тов. А. Маурер был недавно судим из-за подделки избирательных бюллетеней.
Интеллигентные германские совки числятся в своих фантомных, то есть, только условно и только на бумаге (или в интернете) существующих организациях с громкими названиями: «Международный … российских немцев». Иногда эти вчерашние совдепы собираются на опять же «международные» сходки. Для чего они там толкутся? Об этом очень убедительно и ярко написал в недавно опубликованной в «Литературном европейце» повести «Стукач» мой приятель писатель Сергей Герман. А ещё в типичном выходце страны Советов наблюдается очень странное сочетание гордости и чувства униженности. С одной стороны он доволен тем, что является (являлся) советским человеком, гордится за побеждённые (благодаря лютым морозам и союзникам…) войны, за героическое противоборство «вражескому Западу». С другой – переживает непреодолимый стыд за жалкое состояние своей любимой страны: бедности, униженности, изолированности, административного произвола, которого даже более или менее устроенному совку, порою, не избежать.
Все вышеназванные переживания и расстройства, материализовавшись, располагаются по разным полочкам вечно напряжённого сознания совка. Это позволяет «складировать» всевозможные стрессы, комплексы, травмы, несовместимые противоречия, а за одно и блокировать возможность их рационализации. Накопление нерешённых проблем препятствует, в свою очередь, реализации совком происходящих вокруг него событий и осознанию того, кто он, собственно, есть и какую роль играет во всей этой современной суетной кутерьме.
А кремлёвские пропагандисты, между тем, нажимает то на одни кнопки, то на другие. То в стольном граде взлетают в воздух многоэтажные жилые дома, то горят в провинции универмаги, то погибают оппозиционеры, то куда-то пропадает премьер-министр, то травят в загранке шпионов и бичей, то устанавливают в Сирии С-300, подвергая тем самым Израиль, российский контингент военнослужащих в Сирии и саму еле живую страну арабов смертельной опасности. К чему всё это? Путин объяснил: пусть «все сдохнут»… А мегасовки – порхнут на Небеси… Свежо предание…
Кремлёвских краснобаев сначала на заслуженную пенсию отправят, если конечно не помрут от дряхлости, если Кремль не взорвут и если сама Россия вдруг не окажется на пенсии… Для нее, по словам Д.Быкова, уже сейчас характерны все черты пенсионера, а именно: предки достаточно обильно полили ее потом, кровью и вообще всем; она веками боролась за огромные территории и потому имеем теперь полное право качать там нефть и почивать на ней. Кроме этого Россия имеет великие заслуги — культурные, научные и военные. Теперь ее главное занятие — напоминание об этих грандиозных заслугах всему Миру и постоянная борьба за них. Что и как там было – с этим никто уже разбираться не будет, хотя есть все основания полагать, что имеются кое-какие старческие преувеличения по части альтруизма и героизма. Но надо быть форменной редиской, чтобы теперь копаться в героическом прошлом матушки-России, сомневаться в её легендах и мифах о собственном величии, на котором выросло несколько поколений бравых совков.
Россия, как и положено недовольной пенсионерке, все время брюзжит. Ей все не нравится — Восток, Запад, свои, чужие. Особенно не любит она покинувших её «немчуру» и «жидов», а за одним и изменивших ей сородичей – «хохлов»… Короче, совковая Русь превратилась в старую классическую каргу, которая во вчерашнем дне не уверена, сегодняшний ненавидит, а о завтрашнем не думает вовсе.
Да, но как беглецы из эсэсэсэра и эрэфии справляются с пережитками коммунистичекого прошлого?
Не знаю как живут и как чувствуют себя пять миллионов выходцев России в Америке. Зато хорошо известно мне как в Германии поживают и чем занимаются как простой переселенческий люд, так и иные бывшие общественные деятели, учёные и мелкое начальство из стольких же пяти миллионов российских немцев – бывших граждан СССР. Вот о них и о тех, кто нас – слава Богу! – выжил из сталинской империи расскажу в следующем выпуске «Нашего Дома».
Страшней СПИДа…
За тридцать лет своего пребывания в Германии – стране предков по материнской линии – пришлось, как и всякому переселенцу, пережить многое. Но всё это, честно говоря, мелочи, по сравнению с прелестями прозябания в стране туманного светлого будущего – красном Вавилоне, кодовое название которого заключается, как вы помните, в шипящей аббревиатуре – СССР…
Попрошайничать ни мне, ни детям моим на «буржуйском западе» не пришлось. Четверть века ради квартиры отработать – тоже не нужно было. Машину купить мог уже будучи безработным. За мою критику политиков этаблированных партий и самогО главы германского Правительства никто меня никогда не угрожал, не преследовал. В уничижительных очередях стоять ни разу не пришлось. Носки, мыло, тряпки и прочие советские дефициты – всё в избытке. Но самое главное: никто ни разу не назвал меня ни фашистом, ни жидом. И от советского лицемерного обращения «товарищ» навсегда избавлен.
Германия, которая мне и моей семье ничем не обязана, дала нам всё, а, значит, и Родину. Россия же загубила треть моих предков: российских немцев и евреев. Россия конфисковала в 1941-ом весь скарб жителей самой крупной в Союзе немецкой диаспоры и не дала большинству оставшихся в живых и лично мне, рабу советскому, ничего, кроме нищеты, унижений и разочарований. Что же касается хвалённого бесплатного лечения и образования, то по больницам я не шатался, а на журналиста и инженера сам (заочно) выучился. Впрочем, если бы пришлось платить за пилюли, за учёбу и за угол для жилья, то на хлеб бы не хватило и все совки вымерли бы, как мамонты, позагибались бы от болезней, голода и холода. И бесплатное образование не помогло бы.
Расценки до конца восьмидесятых были сталинские, поэтому даже работая с утра до вечера и, практически, без отпусков, хватало, как вы помните, лишь на самое необходимое – на прожиточный минимум. Другими словами, советские граждане, не входящие в номенклатуру и не продавшиеся системе – не участвующие в коварной игре государственного монстра под названием КГБ – жили от получки до получки. Ну, это все знают, но далеко не все вспоминают о тоскливом былом и воспринимают западные преимущества уже как нечто должное. Особенно характерно это для партийных двурушников – матёрых совков, пристроившихся к общей массе переселенцев и привыкших больше брать, чем давать.
Иные шустренькие из них и будучи на Западе всё ещё не удовлетворились, не набрали желанной высоты и благополучия. Есть даже экземпляры, которых грызёт неукротимая тоска по славным старым советским временам: по кабинетам, секретаршам, чёрным «Волгам», южным путёвкам, Доскам почёта, премиям, грамотам и, естественно, званиям, чинам, титулам, повышениям, почестям, поощрениям за добросовестное выполнение особо важных агентурных поручений… Ну что же, пусть прикинут куда бы им вернуться: в глухую Сибирь, в мусульманский Казахстан или же в обшарпанные обители бывших наших «рулевых» – былые спецсанатории знойного русско-украинско-татарского Крыма… Там ждут не дождутся возвращения «немецких беглецов и предателей», которым саратовское население в ельцинское время предпочло … СПИД. Да-да, «Лучше спид, чем немцы!», кричали совки на протестных митингах, когда решался вопрос о возвращении российским немцам незаконно отобранной в начале войны Республики. Эти немцы, конечно же, были бы в состоянии восстановить бывший крымский элитный оазис для новой-старой кремлёвской правящей элиты, где совок сидит на совке и совком погоняет, но никогда не станут этого делать, тем более, что около половины их – выходцы из бывших многочисленных колоний, располагавшихся на территории Украины. Мои прапрародители, к примеру, жили в Никополе Екатеринославской губернии.
В Поволжье, где не реабилитированные, разбросанные по всей империи российские немцы должны были получить, наконец, обещанное местечко для совместного проживания, воспеваемая совками русская душа почему-то, сузилась до злостной инфекционной бактерии СПИДа и показала приобретённый в советской России синдром не столько иммунного дефицита, сколько гуманного, вызванного, вне всякого сомнения, упразднением веры, религии, церкви и, соответственно, христианских ценностей. В этом смысле совок – одушевлённое существо эпохи коммунистического вырождения. Не меньше, не больше. Атеизм привёл его в моральный, экономический и системный тупик.
Богом, точнее, идолом совки избрали себе сначала экстремиста Ульянова, преобразившегося в Ленина, который в веках «живее всех живых»; затем палача и «отца всех народов» Виссарионыча. Потом, после серии застойных генсеков и человека номер «1» Горбачёва – беспробудного пьяницу Борьку Ельцина. Ну, а сегодня Царём всех совковых бояр, безусловно, является пугало всего Мира — Великий Князь Владимир Владимирович, который есть надёжный кандидат… нет, не в члены КПСС, там он уже отметился – в вечные Президенты… А оттуда уже – в предрекший всем совкам… «рай». Ура, товарищи!
Гидра тоталитаризма
В связи с морально-этической и прежде всего духовной деградацией социалистического общества, вспоминаются мне советские суды 70-х годов, например, над верующими немцами, обучавших своих детей религиозной этике в так называемых воскресных школах. Им, отцам этих детишек, давали немалые сроки, а они… невозмутимо воспринимали всю эту вопиющую несправедливость и, на удивление народным (…) судьям и прокурорам (свиньям по Гоголю), улыбались… Не думаю, что переживших столь дикое беззаконие, я бы сказал, совковый маразм, потянет когда-либо назад, в места советские, не столь отдалённые…
Сдаётся мне, что из всех наших переселенцев вернуться на круги своя, а такие разговоры всё же ведутся, могут, разве что, неисправимые, то есть, навсегда околпаченные совковые ностальгики из некогда обеспеченных советских семей, которые избраны были не столько для созидания, сколько для потребления плодов коммунизма. Только околпаченные дешёвой российской пропагандой отпрыски этих моральных калек и могут мечтать о возвращении в страну эрэфию. Скучать по ним, думаю, не многие будут.
В РФ, между тем, уже модным стало не только носить майки с надписью «СССР», но и депрессивно ностальгировать по Союзу. Традиция мыслить лозунгами жива там по сей день. Вот один из них: «СССР был прекрасен, но его «убили»»… Какой ужас! Если и убили, то только сами коммунисты, породившие его и рулившие им все десятилетия. Впрочем, крушение «несокрушимой» было воспринято огромным числом граждан с восторгом и энтузиазмом. Августовские демонстранты полагали, что с их помощью завалена и обезглавлена, наконец, гидра тоталитаризма. Российские демократы рассказывают сегодня, что развал Союза и упразднение КПСС прошли под бурные и продолжительные аплодисменты… Аплодировали, не сомневайтесь, всё те же члены… Коммунисты. Они и сегодня ещё правят парадом, хотя и сняли значок Ленина и по-другому называться стали: «новые русские», «силовики», «олигархи» и т.д.
Прежде, чем продолжить, хотелось бы отметить, что мне очень приятно и я искренне рад тому, что среди российских немцев и евреев, есть не только полусоветские, советские, постсоветские, и просоветские экземпляры, но и вполне адекватные граждане, без проблем вписавшиеся в современную западную цивилизацию. Но имеются, как здесь, так и за кордоном, особняком стоящие творцы, ваяющие до боли в зубах знакомую нетленку… Это те самые рукописи, которые не горят. Да и как им сгореть, если размещены в Интернете? Разве что вместе с системным оборудованием… Впрочем, не будем о грустном…
Кое-кто из наших «германороссов» и «автохтонов» (к ним причисляют себя выше названные нетленщики), как производители «шедевров изящной словесности», тоже давненько уже перебрались в Германию, но душа их осталась «за бугром», где они достаточно удобно устроены были и даже почивали, если не на лаврах, то на «партейных» льготах уж точно. Эти оригинал-советикус-экземпляры продолжают кропать в духе лирически-драматического пролетарского соцреализма с альковным оттенком. Вот, к примеру, пара стишков из портала знатного переселенца так и не нашедшего себя на исторической родине:
«Ты далеко, за семь тыщь верст, – моя беда. Я мысли тереблю в бреду хочу забыться – не могу…Хочу тебя. Зачем судьбы тяжелый рок нанес удар? Зачем себя я разорвал, по весям света растерял? – В душе пожар»
Контекст однозначен: коллега горит синим пламенем из-за тоски по… красному Вавилону, прямо или косвенно виновного в гибели около двух миллионов российских немцев, к которым он сам относится, и десятков тысяч евреев. А кто не понял о чём речь в приведённом выше рефрене, тому вот ещё пару строк из того же стиха:
«И нет сил вырваться на волю, и нет уже пути назад. Я сам отдался этой доле. И не утешусь я никак».
Эти товарищи вот уже на протяжении трёх десятилетий жалобные письма в Кремль шлют. Им, ныне бюргерам Германии, для полного счастья, видите ли, автономии на Волге не хватает, хотя президент РФ уже в январе позапрошлого года издал Указ о том, что таковой не будет никогда. Видать, былые наши земляки-начальники размечтались ещё разок поруководить, поуправлять народцем своим, хотя, подавляющее большинство российских немцев, как и сами мечтатели (бывшие активные общественники и радетели за вечное укоренение немцев в СССР и РФ) давно уже перебрались на Запад. Некоторые наши бывшие командоры, учёные, писатели, учителя, милиционеры, воспитатели и т.д. по привычке кляузы строчат друг на друга в различные редакции, в творческие Союзы, в суды и другие инстанции. Позор, да и только.
Если вернуться некуда…
Поистине прав Стас Янковский, сказавший, что ностальгия – это когда хочется вернуться, а некуда… Да, тоска ностальгических нетленщиков может быть только по невозвратному. В данном случае – по эсэсэсэру: по советскому строю; по родному советскому обществу; по привычному, опять же совковому, укладу жизни; по серпастому паспорту; по красному весомому партбилету; по пролетарской культурщине и вообще по тоскливой советской эстетике периода строительства, так называемого, коммунистического общества.
Невозвратно прошлое для них ещё и потому, что многих наших пишущих интеллигентов старость настигла. Да и времена настали другие: бывшие номенклатурные работники среднего звена не нужны больше ни в России, ни в Германии (думаю, что и в Америке без них как-то обходятся). Может быть именно поэтому иные наши вчерашние коммунисты-руководители-вожди стали наперсниками возврата и невольными носителями расползающегося по всей Европе призрака пессимизма?
По мнению авторитетных критиков, ностальгия по СССР и советской системы в целом, выражается в отрицании или недооценке вполне реально существовавших в Союзе, мягко говоря, недостатков: дефицитов, уравниловки, массового принуждения, очередей, воровства, подавления свободомыслия и инакомыслия, ограничений в творческой деятельности, закрытости границ, бытовой неустроенности и т.д. и т.п. Тоска по СССР может быть ещё и связана с неприятием западных идей и ценностей, многие из которых в корне противоречат советским. Правильным…
Ни для кого не секрет, что иным из переселенцев жилось в Союзе куда лучше, приятней, спокойней, обеспеченней и куда беззаботней, чем здесь, в германском прибежище. Высокопоставленная советская номенклатура – сотрудники спецслужб, редакторы, военные, партработники и прочая братия, обслуживавшая режим, получала часть зарплаты, так называемыми, чеками "Внешторгбанка" и «Внешпосылторга". Потратить их можно было в закрытых магазинах, целая сеть которых существовала по всему СССР. Широко известно было название "Берёзка" в РСФСР. В УССР такие магазины назывались "Каштан", в БССР – "Ивушка", в Эстонской ССР – "Альбатрос", а в Латвийской ССР – "Дзинтарс". Получить можно было здесь всё, начиная от жвачки и кончая импортными автомобилями. Чеки были своеобразной "параллельной валютой", которая ходила в стране вместе с обычными рублями, но была доступна лишь избранным. Такая удобная для начальства система продержалась в СССР со времён Хрущёва до Ельцина, то есть, до самого распада Союза. А когда этот реальный (для начальства) коммунизм закончился и блага стали доступны всем, имеющим деньги (а это, в первую очередь, бандиты и мафиозные структуры), номенклатура перестала ощущать своё превосходство. Её спустили с небес на землю. Набитые полки их персонального уютного СССР были, в прямом смысле слова, разорены «проклятыми либерастами».
Характерно, что в 2004 году Путин засекретил все архивы, в том числе и конзумные, а в 2014 году этот срок продлили ещё на 30 лет. Таким образом, бухгалтерские документы из "Берёзок" остаются закрытым. Видимо, кто-то до сих пор не хочет, чтобы люди узнали полную правду о роскошной жизни советской бюрократической номенклатуры, которая проповедовала совкам, кроме прочего, сказки об особой советской духовности… Чего только не придумаешь, если захвачен марксистско-ленинским духом Коммунизма…
Говорят, жертва часто возвращается на место преступления, чтобы повздыхать о старом добром времени, приятных переживаниях. В этом смысле ностальгики, типа автора приведённых выше стихов (между прочим, доктор философских наук…), страдальцы вдвойне: в отечестве их не признали, а на любимой советской родине – забыли, хотя заслуг-то, званий и регалий – вон сколько… Если такие уставшие, надломленные персоны вздумают вернуться на место «преступления» и любимой работы – у них просто может сердце разорваться… Почему? Да потому что, во-первых, там всё «не так, как было»; во-вторых, никто тебя не знает и, стало быть, не приветствует, не чествуют; в-третьих, совесть ненароком может проснуться: жили-то не по Божьим Законам, а по совковым. Неписанным…
Вообще-то, творчество, например, тоскующих по прошлому поэтов мало кого интересует, но конвейер графоманства, тем не менее, не останавливается… Недавно я написал было шуточное эссе по мотивам их тягомотного стихоплётства, однако, редколлегия хорошо знакомого в среде переселенцев интернет-журнала опубликовать его наотрез отказалась. Дескать, «творческие деятели», над которыми я подтруниваю, – «заслуженные граждане», они уже не молоды, болеют и потому недолго и до кондрашки… Пока кондрашка не хватила, молодые наши таланты у них, у скучающих бумагомарателей, учатся писать… И думать… И бездельничать.
Мне лично этих писателей и поэтов, как системных жертв, тоже искренне жаль. И, чтобы их дополнительно не травмировать, фамилии не указываю. Зато попробуем раскопать причины до сих пор живущей в них, как злокачественная опухоль, совковости, если хотите, советскости и найти хоть какой ни на есть рецепт избавления от этой интернациональной коммунистической заразы, которая распространилась бы в прошлом веке, наверное, на весь свет, если бы не англо-сакские заправилы, подножка фюрера и закрытые наглухо границы СССР.
Петер Браун