Раввин Шрайбер
(Кадр видео)
Один из авторитетных раввинов-литваков Исраэль Шрайбер, отвечая на вопрос своего ученика, как следует относиться к военнослужащим ЦАХАЛа, сказал, что примерно так же, как к "мусорщику. "Это не братья", – повторил он несколько раз в видеозаписи, которая оказалась в распоряжении Ynet во вторник, 21 ноября. Раввин также добавил, что нет никакой причины "как-то особенно" горевать по поводу гибели солдата, потому что такая смерть ничем не отличается от любой другой в трагических обстоятельствах.
Первоначально запись была выложена на популярной платформе "Коль ха-лашон", где обычно публикуются уроки Торы. Однако после скандала, в который также включились религиозные авторитеты, доступ к видео на сайте был закрыт, но оно продолжало распространяться в группах соцсетей.
Исраэль Шрайбер очень известен в ультраортодоксальном мире. Он возглавляет йешиву "Натив деат" в Иерусалиме, а также является раввином общины Бней-Пинхас в Ашдоде. Запись была сделана на одном из уроков в йешиве, когда один из учащихся поинтересовался, как в настоящее время (во время войны) следует относиться к израильской армии, к солдатам на поле боя и требуется ли выражать им благодарность за усилия? "Должны ли мы видеть в них своих защитников или же они не имеют к нам отношения, ибо заступничество – промысел Всевышнего?" – поинтересовался ученик.
Раввин в ответ спросил: "А как мы должны относиться к людям, которые каждое утро вывозят мусор с улиц?"
Ученик уточняет вопрос: "Но солдат может погибнуть…"
Раввин поясняет, что обстоятельства гибели не имеют значения. "Как это относится к нам? Это никак к нам не относится!" – говорит он.
"Сопереживать пострадавшим? – продолжает раввин. – А кто сказал, что мы должны сопереживать? Какое отношение они имеют к нам".
Далее раввин Шрайбер рассуждает об отношении к тем, кто погиб в ДТП. Если это не родственник, поясняет он, то нас это совершенно не касается. То же самое и солдаты. "Все это бобэ майсес (бабушкины сказки – идиш). Это не наши братья, не нужно предаваться фантазиям", – сказал он.
"Люди гибнут в автокатастрофах, – продолжил раввин. – И их смерть выглядит так же, как если бы они пали на поле боя. Вся разница в том, что в первом случае убийца – автомобиль, а во втором случае – араб. Почему тебя это должно волновать, если погибший вообще тебе не брат? Разве тот факт, что араб убил…"
В ходе урока раввин приводит примеры из Торы, а также повествует о встрече раввина Хефеца Хаима (Исраэль Меир Ха-Коэн) и сионистки Песии Шершавски, которая рассказала о спасении евреев от арабов в Палестине. В ответ Хефец Хаим поведал ей историю о еврее, который ухаживал за человеком, упавшим в яму в его городе. При этом яму эту тот вырыл сам.
Таким образом, намекает раввин Шрайбер, солдаты, согласившись служить, сами себе яму и вырыли.
На самом деле, поясняет раввин, военнослужащие делают то, на что сами согласились. Поэтому тут благодарности быть никакой не может.
Как к мусорщику, который согласился убирать мусор.
Откуда же все-таки берется желание поблагодарить солдат?
Раввин Шрайбер считает, что от чувства неполноценности: "Некоторым кажется, что это они что-то делают, а мы как бы здесь паразиты. Вот неверное чувство".
Позже раввин Шрайбер сказал, что его размышления о войне были искажены. И конечно же, у него не было желания кого-либо оскорбить.
Министр внутренних дел Моше Арбель (ШАС) сказал, что опечален словами раввина, но удовлетворен его разъяснениями, что он никого не хотел оскорбить.
/КР:/
Было бы удивительно услышать иное мнение от министра МВД /ШАС/!/
Издание Ynet обращает внимание, что религиозные фракции, которые были очень активны всю предыдущую сессию кнессета, продвигая законопроект о полном освобождении ортодоксов от службы в ЦАХАЛе, попали в двойственное положение после начала войны.
С одной стороны, ортодоксы не хотят обвинений в том, что они отказываются защищать еврейское государство с оружием в руках (объяснения, что это делается с помощью молитвы и изучения Торы, не очень помогают), с другой – они не готовы призывать свою молодежь к службе в армии.