Куда делась недавняя вражда? Бывшие участники протестных маршей собирают посылки для солдат, а руководят ими активисты с площади Каплан. Только что политики-харедим ставили правительству ультиматум, требуя изменить закон о призыве, а сегодня молодые ультраортодоксы сами просятся добровольцами в армию.
Военнослужащие грозили, что не явятся в часть даже в случае войны? Резервисты, не получившие «приказ 8», обрывают телефоны военкоматов, требуя немедленно призвать их. Израильтяне, живущие за границей, прилетели в страну, чтобы присоединиться к армии. Стихийно образованные фонды собирают средства на амуницию для армии и помощь эвакуированным. Люди открывают свои дома и предлагают перевозки для беженцев с юга и севера, забирают себе животных, оставшихся без хозяев, готовят и развозят еду для солдат.
Крупные компании и частные волонтеры поддерживают малые бизнесы, информационные ресурсы распространяют доказательства преступлений ХАМАСа. Среди добровольных помощников – и «тыквенные» олим, которых мы упрекали в потребительском отношении к стране. Даже мафиозные кланы, и те отправляют посылки в армию. А сколько потрясающих примеров мужества и самоотверженности, проявленных нашими военнослужащими и гражданскими в ночь нападения ХАМАСа!
Мы одна семья – такое чувство испытывают и израильтяне, и евреи в других странах. Один из самых точных «мемов», порожденных последними событиями: «У тебя есть родные в Израиле? – Да, несколько миллионов». Народ Израиля жив, и не просто жив – он силен и сплочен, как не один народ в мире, он готов защищать свою землю и свое государство. Такой народ непременно победит!
Да, наши враги ошиблись, полагая, что израильское общество раздроблено, армия деморализована, а власть беспомощна. Тем не менее, приходится признать: все признаки такого упадка были налицо. Мы и сами не ожидали, насколько перевернет нас трагедия 7 октября.
И все же никакая трагедия, никакая катастрофа не способна в одночасье изменить характер целого народа, причем не только в одной стране, но и по всему миру. Мы всегда были братьями и сестрами, пусть не похожими друг на друга, но объединенные общей судьбой, общим прошлым, настоящим и будущим. Намеренно или нет, нас заставили об этом забыть, разбежаться по разным углам, ненавидеть друг друга. Кто и зачем это сделал – сейчас не время задавать подобные вопросы.
Мы даже не знаем, был ли тут чей-то злой умысел или же это наша национальная особенность: когда евреи перестают бояться внешних врагов, они начинают искать врага среди своих. Так что же: следует благодарить ХАМАС за наше объединение в тот момент, когда, казалось, Израиль безнадежно разделен и разодран противоречиями? Даже если оставить в стороне хамасовцев (да сотрутся их имена), получается, что единой нацией
нас делают только общие несчастья? Не случайно в последнее время так часто вспоминают Холокост. Существует мнение, отчасти разделяемое самим евреями, что созданием своего национального дома мы обязаны Гитлеру. И так же не случайно одно из определений еврейства опирается на мюнхенские законы нацистов: мол, еврей – это тот, кого наши ненавистники считают евреем и хотят за это уничтожить. Не слишком ли дорогую цену – и уже не первый раз – платит наш народ за свою национальную идентичность?
Несомненно, произошедшее 7 октября войдет не только в историческую, но и в генетическую память всех евреев. Но то правильное и истинное, что происходит сейчас в обществе, тоже не должно уйти и забыться. Мы один народ, мы сильны и едины, и только так мы можем победить террористов и прочих ненавистников евреев, а также собственные проблемы и противоречия. Что-то должно радикально измениться в будущем устройстве общества и государства. Вряд ли в мирное благополучное время мы останемся так же щедры и открыты, будем испытывать такие же родственные чувства друг к другу. Но нам необходим некий инструмент, моральный, политический или юридический, чтобы держать под контролем внутренние раздоры и не давать им
губить страну.
Да, было бы проще выявить конкретных виновников – тех, кто вносил раздор в общество, следуя принципу «разделяй и властвуй», осудить их и на этом успокоиться. Но скорее всего, все гораздо сложнее. Так же, как внутреннее единство, которое проявляется в трудные времена, внутренние противоречия не выдуманы, они объективны и глубоко укоренены в нашем сознании и нашей истории. Не только политикам, но и простым людям придется учиться находить компромиссы.
Политические лидеры, разумеется, внесли свой печальный вклад в процесс деморализации общества. Даже те, кто не инициировал его, ничего не сделал, чтобы его остановить. К их чести надо отметить, что в эти тяжелые дни они ведут себя более или менее прилично: пытаются действовать сообща, почти не занимаются взаимным очернительством, почти не поддаются на международное давление. Нет сомнения, что большинство продолжает преследовать свои интересы, но по крайней мере они не делают этого напоказ, как прежде.
Неизвестно, как пойдет дальше, но пока правительство проявляет редкое для себя единодушие. Хочется верить, что хоть что-нибудь из этого сохранится.
По крайней мере, после этой войны уже никто не осмелится объявить себя единственным и незаменимым спасителем народа Израиля, его вождем и царем. Народ Израиля, когда приходит беда, может спасти себя сам, без
царей.
Мы не знаем, какие еще уроки будут вынесены из этой войны. Тем не менее, один мы усвоили твердо. Нельзя полностью полагаться на власть, на армию, на разведку, на спецслужбы и новейшие технологии.
Единственная незыблемая опора – это мы сами, наша общность и наше единство. Не дай Бог их снова потерять.