Лев Давидович Ландау родился в 1908 году в Баку. Его отец был инженером, а мать – врачом. Будучи выходцем из интеллигентной семьи, Ландау получил прекрасное образование. Впрочем, в этом ему помогли и незаурядные способности. Лев Ландау окончил гимназию в возрасте всего 13 лет. В 14 лет он поступил в Бакинский университет, а позже в качестве поощрения за успехи в учебе он был переведен в Ленинградский вуз.
1934 году Ландау познакомился со своей будущей женой Конкордией Дробанцевой. Несмотря на то, что сам физик иронизировал над собственной внешностью, говоря: «У всех телосложение, а у меня теловычитание», Кора обнаружила у Ландау множество других достоинств. «Он не пил, не курил, не был гурманом, был абсолютно равнодушен к роскоши…
А вся красота природы для него сливалась в образ прелестной женской красоты!» – вспоминала Дробанцева. Впрочем, Лев Давидович скромничал: на самом деле он умел нравиться женщинам. А нравился он женщинам именно потому, что искренне восхищался их красотой.
Ландау прекрасно понимал, что не сможет быть верен в браке, поэтому жениться на Дробанцевой не спешил. К тому же в своих мемуарах Конкордия Терентьевна писала о том, что ее муж считал, что по любви женятся только дураки, так как узаконенные отношения лишь губят это великое чувство.
В браке же, по мнению Ландау, любовь переходит в привычку. «Как собака привыкает к своему хозяину», – говорил ученый. Тем не менее свадьба все-таки состоялась. Хотя Лев Давидович подстраховался, составив так называемый «Брачный пакт о ненападении». Кроме пунктов, касавшихся распределения денежных средств в семье, в «Брачном пакте о ненападении» имелись и такие, согласно которым Ландау имел право не только заводить любовниц, но и приводить их в дом.
Понятно, что Дробанцева отлично знала о похождениях своего Дау, но терпела. По какой причине она это делала, неизвестно. Некоторые говорят, что Конкордия зависела от мужа в материальном плане, другие считают, что она попросту любила Ландау.
Как бы то ни было, Лев Давидович всегда ценил женскую красоту и не скрывал этого. Однажды он даже вывел формулу женской привлекательности, где 5 было высшей оценкой, а 1 и 2 – низшими.
Для того, чтобы узнать, привлекательна ли та или иная дама, необходимо вставить соответствующие значения в формулу: L= KMT / (N2P), где K — обхват по бюсту; M — по бедрам; N — по талии, T — рост (все в см); P — вес в кг. Если взять для примера параметры моделей 1960-х годов: 80-80-60-170-60, то получится 5 баллов.
Какую «отметку» получила бы по этой формуле Кора Дробанцева неизвестно, но точно, что она была очень эффектной женщиной. Иначе Лев Ландау ее бы не выбрал. Да и семейную жизнь супругов нельзя назвать несчастной. С 1934 года они фактически являлись мужем и женой, а зарегистрировали отношения только в 1946 году, незадолго до рождения сына Гарика.
Тот факт, что эти двое были вместе столько лет без штампа в паспорте уже о многом говорит. К тому же в своих мемуарах Конкордия Терентьевна очень нежно отзывалась о муже и приводила множество трогательных случаев из их совместной жизни. Например, она писала о том, что Ландау был очень щедрым человеком и легко относился к деньгам.
Однажды у Дробанцевой в общественном транспорте украли из сумочки весьма крупную сумму. Вернувшись домой, она расплакалась, а физик ее пристыдил: мол, подумала бы лучше о воре, у которого сегодня такой счастливый день.
Кстати, в сумочке Конкордии Теретьевны была часть Сталинской премии, которую получил Лев Ландау. Советскому физику Сталинскую премию присуждали трижды, а в 1962 году он стал и лауреатом Нобелевской.
В общем, заслуги Ландау были оценены еще при его жизни. Впрочем, Льву Давидовичу довелось пережить и арест. Дело в том, что в 1930-х годах шли многочисленные судебные процессы над учеными, некоторые из которых были приговорены к расстрелам. Ландау это возмущало.
В 1938 году он принял участие в составлении листовки с призывами к свержению режима. Мало того, в листовке Сталин был назван фашистским диктатором. Скорее всего, Ландау не сносил бы головы, но за него поручился коллега Петр Капица. Благодаря вмешательству Капицы Лев Давидович прожил еще много лет со своей семьей.
Дробанцева и Ландау были вместе до самой смерти последнего. Началом конца для талантливого физика стала автокатастрофа, в которую он попал в 1962-м году. В течение почти 2 месяцев Лев Давидович находился в коме. Но ученого удалось спасти.
Однако к научной деятельности он уже не вернулся. В 1968 году Ландау лег на операцию по поводу непроходимости кишечника. Хирургическое вмешательство завершилось успешно. Однако вскоре Лев Ландау скончался. Причиной смерти оказалась закупорка артерии тромбом.
Конкордия Теретьева писала, что Дау очень любил шутить, поэтому, словно в шутку и умер 1 апреля.