Эти письма написаны героями любовного романа, который в 1960-е годы потряс Израиль. В нем тесно связаны имена Моше Даяна, Рут Даян, Хадассы Мор и ее мужа Дова Ермии. В то время некоторые из писем были предоставлены Ури Авнери, редактору еженедельного журнала «Ха-Олам ха-зе». Он опубликовал лишь некоторые из них и только в 1972 году, когда Рут и Моше развелись.
По прошествии 50 лет выясняется, что это была лишь малая часть обширной переписки между участниками «любовного многоугольника» – преимущественно переписки между двумя женщинами.
Недавно эта бесценная переписка была найдена на тель-авивской улице. Известный коллекционер приобрел письма и, прежде чем перепродать, связался с газетой «ХаАрец», чтобы обнародовать находку.
«Какая вам разница, к кому Моше ходит на сторону»
«Не пойму, с чего вы так на меня разозлились», – написала в 1959 году Мор, обращаясь к Рут Даян. Их переписка началась, когда стало известно о романе Хадассы Мор с Моше Даяном. В то время он только начинал свою политическую карьеру.
«Какая вам разница, к кому именно Моше ходит на сторону? Пока у него с женой такие отношения, он будет будет появляться на пороге у других женщин, – подсыпала Мор соли на рану. – Ни вы, ни премьер-министр, ни общественное мнение, ни тем более его совесть не помешают ему следовать своим желаниям. В лучшем случае он будет вести себя более скрытно».
«В одном я уверена, – продолжала Мор. – Если бы мой муж так вел себя со мной, обижал и унижал меня, говорил, что он меня больше не любит и гулял с кем попало, я бы и дня не прожила под одной крышей. Как можно уважать женщину, которая живет с мужем только потому, что ей удобно и приятно носить его громкое имя, в то время как внутри все пусто и гнило?»
Начало
Эта любовная история началась в 1950-х годах в тренировочном лагере в Црифине, крупной армейской базе к юго-востоку от Тель-Авива. Дов Ермия (1914-2016) был назначен командиром лагеря. Ему было 40 лет, у него были жена и двое детей. За плечами – обширная карьера в сфере безопасности.
В Црифине его канцелярия располагалась в штабе командира базы. У него была секретарша – солдатка Хадасса Мор, лет на 16 моложе его.
«У него были добрые карие глаза, атлетическое телосложение, он излучал энергию и обаяние, – писала Мор об их первой встрече в своей опубликованной в 2005 году книге «Медовые соты: прощальное письмо».
Их сближение было постепенным. В другом своем романе, «Огненные тропы», Мор писала: «Я ощутила, что меня влечет к нему… Я жаждала оказаться в его объятиях». Однако роман между ними начался только после того, как она отслужила в армии. А третья сторона треугольника – Моше Даян – возникла, когда оказалось, что все они вышли из мошава Нахалаль на севере Израиля.
Даян и Ермия выросли вместе в Нахалале. Они учились в одном классе, вместе начали военную карьеру.
В 1955 году, когда ей было 24 года, а Ермии – 41, Мор сопровождала его на церемонии завершения курса парашютного спорта для высокопоставленных армейских офицеров. Моше Даян потряс Мор. «Наши взгляды случайно встретились, и на долгие секунды наши глаза были прикованы друг к другу», – вспоминала она.
О Ермии же она писала следующее: «Не уверена, что я бы так сильно хотела его, будь он холост. Мне нужна была другая женщина, которую я могла бы победить. И когда он сделал мне предложение, я поняла, что победила».
Ермия развелся с предыдущей женой, женился на Мор, и в 1956 году у них родился сын. После чего интрига начала набирать обороты.
Пустив в ход свои связи с Даяном, Ермия получил в Яффо новую квартиру для себя и Мор. На ужине у Даяна, в тот период начальника Генштаба ЦАХАЛа, Хадасса Мор и Моше Даян снова встретились взглядами.
«Я внезапно почувствовала, что Моше все время следит за моими движениями», – пишет она. Даян приготовил для нее и себя напитки и приблизился к Хадассе Мор вплотную, почти прижался к ней. Потом он с гордостью показал ей свою коллекцию археологических находок, раскопанных, как известно, нелегально. В конце вечера она сказала себе: «Однажды я пересплю с этим мужчиной».
Моше и Рут Даян. Фото: GPO
К тому времени Даян был женат на Рут (урожденной Шварц), у них было трое детей. Что не помешало ему начал ухаживать за Мор за спиной Ермии.
«Он стал приходить ко мне по утрам. Муж уходит на работу, а жена только встает, он приходит спросить, как дела, – писала она. – Однажды он перешел грань допустимого. Он приблизился ко мне. Его тело излучало волны тепла и желания. Он нежно обнял меня за талию, но я выскользнула из его объятий».
Мор попросила Даяна устроить ей квартиру в общежитии Еврейского университета в Иерусалиме, где она тогда получала специальное образование. Даян снял для себя квартиру неподалеку. Ему было 43 года. «Будет скучно – приходи, я дома», – сказал он ей.
«В ту секунду, когда все барьеры между нами рухнули, мое сердце кричало: «Пусть это мгновение длится вечно»».
Тем временем отношения Мор с Ермией испортились. Она характеризует его как человека эгоистичного, негибкого, скупого, фанатичного. По ее словам, все, чего он хотел, – чтобы она родила ему сына. Впоследствии Мор оставил жену и переехал с сыном в кибуц Сарид на севере Израиля. Мор осталась жить в Иерусалиме. Ее роман с Даяном продолжился и после того, как в 1959 году он был назначен министром сельского хозяйства.
«Мерзкий прелюбодей»
Первое письмо, которое Авнери опубликовал в «Ха-Олам ха-зе», было от Ермии к Даяну в августе 1959 года. И обманутый муж в выражениях не стеснялся.
Он назвал Даяна «мерзким прелюбодеем», «ублюдочным негодяем» и «блудником» и проклял его навеки. Второе письмо, ставшее достоянием гласности, было от Рут Даян к Ермии в сентябре того же года.
«Никакие выходки Моше меня не удивляют. Меня просто поражают глупцы, которые все еще верят в него и преклоняются перед ним. Для меня он давно уже – больной, грубый человек, лишенный всяких человеческих черт», – писала она.
Далее Ермия рассказывает о том, как Даян «сделал Хадассу своей постоянной наложницей». В их романе он винил Моше Даяна, а не свою жену.
«Силой своей личности, своего влияния и своей мужественности он фактически принудил ее спать с ним, и со временем это превратилось в привычку и порочный круг, из которого она не смогла выбраться», – писал Ермия.
Обиженный муж призвал Рут немедленно покинуть Даяна. «Ни при каких обстоятельствах вы не должны больше терпеть это. Плюньте ему в лицо и скажите, чтобы он шел к черту. Вырвитесь из этих проклятых рамок, которыми он наслаждается десятилетиями, среди гнусного предательства и эксплуатации других людей».
Он умолял Рут придать разводу публичный аспект. «Пусть вся страна знает, и пусть его духовный опекун Давид Бен-Гурион знает сущность этого монстра, который возвышается как символ и образец для подражания для молодого поколения и всей нации», – подытожил он.
Ермия писал о «подвигах» Даяна также Бен-Гуриону. «Старик» ответил ему двумя письмами, опубликованными в 1972 году в «Ха-Олам ха-зе». Бен-Гурион писал, что понимает «горе, боль и гнев», которые испытывал Ермия, но в конечном счете он отверг обвинения в адрес Даяна, порекомендовав Ермии отличать личное от общественного.
В письме, адресованным Рут Даян, Мор упрекает Рут за то, что та якобы пыталась вбить клин между ней и ее мужем Ермией. «Мне бы и в голову не пришло писать вам, если бы я не узнала, что вы взяли на себя святую обязанность разлучить меня с Довом», – писала она.
Ответ Рут был на удивление сдержанным.
«Я была поражена содержанием вашего письма и вашими обвинениями… Не я вклинилась между вами», – утверждала она и обвиняла Мор в том, что та предложила ее мужу Моше «жизнь в блуде на виду у всех».
Рут добавила, что невозможно одним махом перечеркнуть ее отношения с Моше, «продолжавшиеся четверть века, плодом которых стали трое детей».
«Переспать с Хадассой и с целым рядом респектабельных дам, которых привлекает громкое имя, – этого не хватит, чтобы стереть наше прошлое», – пишет Рут Даян. И напоследок просит соперницу не вмешиваться в ее жизнь и постараться «обойтись своим ребенком и своим мужем, который заслуживает достойного отношения».
Позже Ермия сообщил Рут, что попытается восстановить свои отношения с Хадассой.
«Она призналась во всех своих грехах и попросила продолжить жизнь со мной в верности», – написал он. По его мнению, Хадасса «усвоила урок» и «покончила» с романом на стороне.
На самом деле роман между Мор и Моше Даяном продолжался вплоть до 1962 года. Впоследствии Мор снова писала Рут. Она извинилась за резкий тон предыдущего письма и в стиле дешевого телесериала попросила у нее совета, как ей избавиться от Моше.
«Вы единственная, кто хорошо знает человека, о котором идет речь. Я хочу, чтобы вы помогли мне выбраться из клубка моих гнетущих отношений с Моше», – написала она.
В этом письме Хадасса описала их отношения и личность Моше Даяна в самых резких выражениях. «На протяжении всех двух с лишним лет, что я встречалась с ним, я часто клялась себе, что больше не стану с ним видеться. Он эгоистичен, холоден, агрессивен, практичен. Он не брезгует ложью, у него нет совести и для достижения цели он способен прибегнуть к самым низким и отвратительным средствам».
Мор уверяла, что в их отношениях с Даяном она была невинной жертвой. «Я была наивна и, несмотря на все истории, которые я о нем слышала, не предполагала, что он хищник. Он собрал все свое мужское обаяние и пустил в ход всевозможные уловки, чтобы сломить мое сопротивление. Я пошла за ним и знала, что делаю глупость».
Мор рассказала Рут, что Ермия согласился дать их отношениям вторую попытку. Но затем ее «охватило желание увидеть Моше», и все началось снова.
В итоге Мор решила добиваться развода с Ермией, о чем в июне 1960 года Мор сообщил Рут. «Еще одна операция народного героя прошла успешно», – саркастично писал он.
В августе 1961 года Мор написала Моше Даяну. Она недоумевала, отчего он игнорирует ее. «Если ты сердишься, скажи, не молчи. Если я что-то сделала не так, то это не по злому умыслу. Если ты не хочешь, чтобы моя душа погибла, приходи ко мне в воскресенье днем или вечером в Иерусалиме. Я буду ждать тебя».
«Это будет бестселлер»
Последнее письмо Мор отправила Моше Даяну в начале 1962 года. Она сообщила, что решила опубликовать роман об их отношениях.
«Я обещаю, что в конце концов ты получишь удовольствие от чтения, хотя и возможны и некоторые потрясения. Я не уверена, что с литературной точки зрения это будет шедевр. Однако с точки зрения продаж это будет денежный бестселлер. Ты можешь также попытаться убедить меня бросить идею написания книги. Сомневаюсь, что тебе это удастся. Ты также можешь помочь мне с написанием книги».
Книга «Огненные тропы», опубликованная в 1963 году, произвела фурор в израильском обществе. В дальнейшем Мор опубликовала еще семь книг, представляющих собой смесь автобиографических романов и мемуаров. Она также сделала карьеру как журналистка и адвокат.
Хадасса Мор умерла в августе этого года в возрасте 90 лет, пережив Моше Даяна (который умер в 1981 году в возрасте 66 лет), Рут Даян (2021 год, 103 года) и Дова Ермию (2016 год, 101 год). У нее было четверо внуков и двое правнуков.
В прошлом году в интервью газете «ХаАрец» Мор сказала: «Мои отношения с Моше Даяном были трогательными. Тот факт, что после с тех пор лет они продолжают вызывать интерес общественности, просто удивителен».
Офер Адерет, «ХаАрец», М.Р. На фото: Хадасса Мор. Фото из семейного архива
/КР:/
Все мы люди -человеки со своими страстями…/