Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: "Довольно!"
Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!
Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
Анна Ахматова 1912г
Художник Курамшин Р. – Портрет Анны Ахматовой
Юрий Павлович Анненков. – Портрет Анны Ахматовой 1921 г.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова- А.А.Ахматова 1922
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
– Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Амедео Модильяни -Анна Ахматова- 1911.
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану – Христос помоги!
На покров этот, светлый и ломкий.
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
1912 г.
Савелий Абрамович Сорин. Портрет Анны Ахматовой 1914
Николай Андреевич Тырса. Портрет Анны Ахматовой
Николай Андреевич Тырса. Портрет Анны Ахматовой 1927
Николай Андреевич Тырса. Анна Ахматова 1927
Есть в близости людей заветная черта…
Н.В.Н.
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти,
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части.
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
2 мая 1915, Петербург
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой
«Сероглазый король»
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»
Стихотворение «Сероглазый король» — одно из ранних произведений Анны Ахматовой, вошедшее в её первый поэтический сборник «Вечер».
Стихотворение посвящено любовной тематике, оно сюжетно и своими образами напоминает средневековую европейскую песню или балладу.
«Сероглазый король» – самое знаменитое и, пожалуй, самое загадочное стихотворение Ахматовой. Иногда его называют балладой. Когда-то его считали посвященным Блоку, но Ахматова не подтвердила догадки, тем более что романа с Блоком у нее не было, но был с Гумилевым…
В стихотворении звучат вечные мотивы лирической поэзии: любовь, измена, месть. В нем много таинственного, недосказанного, что дает возможность для различных трактовок…
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Набросок портрета Анны Ахматовой 1922
Кардовская . Портрет Анны Ахматовой 1914 г.
Натан Альтман. -Портрет Анны Ахматовой-1914г.
Л.А.Бруни. Портрет А. А. Ахматовой 1922
1
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
(5 ноября 1936, Фонтанный Дом)
2
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Владимир Смелков. . Анна Андреевна Ахматова
Неизвестен
Дмитрий Викторович Онищенко. -Анна Ахматова 1999 г.
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви,
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
Емельянов Александр. Николай Гумилёв и Анна Ахматова
Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой.
Я заметила это, вернувшись
С похорон одного поэта.
И с тех пор проверяла часто,
И моя догадка подтвердилась.
Наталия Третьякова – "Ахматова и Модильяни. У неоконченного портрета."
Как соломинкой, пьёшь мою душу.
Знаю, вкус ее горек и хмелен.
Но я пытку мольбой не нарушу.
О, покой мой многонеделен.
Когда кончишь, скажи. Не печально,
Что души моей нет на свете.
Я пойду дорогой недальней
Посмотреть, как играют дети.
На кустах зацветает крыжовник,
И везут кирпичи за оградой.
Кто ты: брат мой или любовник,
Я не помню, и помнить не надо.
Как светло здесь и как бесприютно,
Отдыхает усталое тело…
А прохожие думают смутно:
Верно, только вчера овдовела.
Марина Князева. Анна Ахматова
Этот портрет Анны Ахматовой написал Алексей Баталов.
Удивительно, но она, не любившая позировать, сама попросила его об этом, отметив, что ему очень хорошо удаются лица.
Откуда такое тёплое отношение к Алексею? Дело в том, что мама Баталова – Нина Ольшевская и Анна Ахматова были подругами. Они дружили долго, искренне, и именно Нине она доверяла свои мысли и переживания.
Именно ей Ахматова подарила книгу с надписью "Ниночке, которая про меня знает все".
Нина вышла второй раз замуж за писателя Виктора Ардова, и их дом стал родным для Анны. Она подолгу там гостила.
Алексей считал ее приемной бабушкой, но по его словам "не понимал, что рядом живая легенда".
Она была для него авторитетом, ее мнение было ему очень важно и ценно.
Когда Баталов снимал свой первый фильм "Шинель", именно Анна Андреевна была его консультантом.
Она трепетно заботилась о нем. Когда Алексей пришел из армии, Ахматова подарила ему деньги, чтобы он смог купить себе новые вещи, обувь.
А он купил автомобиль Москвич и назвал его Анечкой.
Она увидела покупку из окна и сказала со своей знаменитой интонацией :
«По-моему, это великолепно! Замечательная покупка».
Они были очень близки, Ардовы, Баталовы и Ахматова. После смерти Анны Андреевны именно Алексей установил на ее могиле первый огромный деревянный крест. Он привез его в багажнике той самой «Анечки»….
Вот такая история.
(рассказала Анна Богачёва)
Ржавеет золото и истлевает сталь.
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово
Идея публикации: Л.С.,Михеева