Согласно церковной (но не библейской) традиции, Мария Магдалина была грешной женщиной, которая, встретив Христа, раскаялась и изменила свой греховный образ жизни. Великие мастера живописи посвящали свои произведения Магдалине, и каждый из них превнёс в её образ что-то свое.
«Магдалина с дымящей свечой» Жоржа де Латура (1638-1640)
Жорж де Латур – французский художник эпохи барокко, который написал этот шедевр в 1640 году. Сцена, изображенная в «Магдалине с дымящей свечой», происходил в темной и простой комнате. На картине де Латура Мария Магдалина сидит перед столом и целиком погружена в свои мысли. Ее правая рука лежит на черепе, ноги обнажены, а белая рубашка приоткрыла обнаженные плечи героини. Тело Марии Магдалины окутывает таинственная тьма, а лицо освещает только свеча. Лампа не только создает атмосферу движения, но также является элементом, намекающим на хрупкость человеческой жизни.
«Магдалина с дымящей свечой» Жоржа де Латура (1638-1640)
Благодаря этому источнику света можно увидеть книги и атрибуты, характеризующие Страсти Христовы и мимолетность жизни. Вот деревянный крест и окровавленная плеть. Череп представляет собой Голгофу, место распятия Христа. Смысл есть и в руке, ласкающей череп – это отражением темы смерти. Пламя и череп вкупе олицетворяют быстротечность и невозвратность времени. Таким образом, все элементы картины отсылают к темам покаяния и испытаний, посланных Богом.
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения в Италии» Александр Иванов (1834-1835)
Александр Иванов написал «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» во время своей командировки в Италию. Полотно было отправлено в российскую столицу в мае 1836 года и с большим успехом принято на выставке в Императорской Академии художеств. Иванов был избран академиком.
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения в Италии» Александр Иванов (1834-1835)
Хотя Иванов написал картину в традициях академического искусства, в неё чётко прослеживаются особенности итальянского искусства и живописи эпохи Возрождения. «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» считается «репетицией» перед созданием масштабного полотна «Явление Христа народу» (его Иванов писал долгих 20 лет!). Однако, работа с Магдалиной все же заслуживает должного внимания, ведь именно благодаря ей автор получил звание академика, а картина украшала стены дворца самого царя Николая I.
Инфографика: Александр Иванов
Сюжет с Магдалиной кисти Иванова отличается элегантной простотой и итальянским изяществом. Зритель видит только две фигуры – Христа и Магдалину. Художником запечатлен момент из Евангелия, когда Магдалина увидела его воскресшим. Она спешит к Христу, но он останавливает Магдалину спокойным жестом.
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения в Италии» Александр Иванов, фрагменты
Лицо Марии озарено множеством искренних и сложных чувств: удивление, волнение, горе, восхищение и пр. Магдалина одета в ярко-красное платье. Христос изображен в белой мантии. Образ Магдалины пробуждает у зрителя веру в чудеса. А главный посыл картины в том, что даже самую заблудшую душу можно спасти.
Фредерик Сэндис «Мария Магдалина», 1859 г.
Фредерик Сэндис (1829–1904) был сыном художника и получил образование в Норвичской школе дизайна. Он начал свою карьеру как портретист и иллюстратор антиквариата. Его переезд в Лондон в 1851 году стал судьбоносным, там он стал членом Братства прерафаэлитов, подружился и жил в одном доме с Данте Габриэлем Россетти. Последний назвал Сэндиса «величайшим из ныне живущих рисовальщиков». Сильные и чувственные образы женской красоты и культовые изображения соблазнительных и загадочных женщин, выполненные в стиле прерафаэлитов, принадлежат именно этому художнику.
Фредерик Сэндис «Мария Магдалина», 1859 г.
Глядя на его работу «Мария Магдалина», зритель не сразу узнает в героине Святую Магдалину. Она изображена красавицей с длинными золотыми волосами в стиле прерафаэлитов. Интересно, что Сэндис специализировался именно на поясных фигурах красивых и роковых женщин. Пристальное внимание Сэндис к деталям типично для школы прерафаэлитов. Образы женской красоты Сэндис – это знаковые изображения очаровательных и загадочных женщин, представляющих его уникальный стиль. Героиня изображена практически в профиль. Фон – темно-зеленый с английским орнаментов. В руке у героини сосуд с притираниями (ее главный атрибут), а плечи покрывает красно-зеленый платок с растительным орнаментом. Этот образ Магдалины резко выделяется на фоне других картин.
Карло Дольчи «Кающаяся Магдалина» (1670)
Покаяние Святой Марии Магдалины – традиционная тема, особенно популярная в итальянском искусстве XVII века. На картине Долчи Магдалина изображена с распущенными волосами, ее правая рука лежит на груди, а ладонь левой руки поднята вверх и опирается на раскрытую книгу. Ее традиционный атрибут – горшок с притираниями, с которым она пришла к Христу, чтобы помазать его – изображен на правом переднем плане среди скал. К слову, распущенные волосы и горшок – это ссылка на Евангелие от Луки (7: 37-8). В писании описывалась женщина-грешница, которая помазала ноги Христа, омыла их своими слезами, а отерла длинными волосами. Карло Дольчи был глубоко набожным человеком и прославился своей эмоциональной передачей религиозных сюжетов, а также тщательной детализацией. Мария Магдалина была его наиболее часто изображаемой героиней.
Карло Дольчи «Кающаяся Магдалина» (1670)
Самобытный и детализированный стиль живописи Дольчи принес ему известность как во Флоренции, где он провел большую часть своей жизни, так и за ее пределами. Эта картина вошла в Королевскую коллекцию в качестве подарка сэра Джона Финча католической королеве Екатерине Брагансской, жене Карла II. Будучи английским резидентом при дворе великого герцога Фердинанда II, Финч встретил Карло Дольчи во Флоренции и имел возможность заказать у него ряд работ. Финч восхищался художником и оказывал ему покровительство и поддержку.
Артемизия Джентилески «Преображение Марии Магдалины (Кающаяся Мария Магдалина)», 1615-1616
Артемизия Джентилески – это первая женщина-художник, присоединившаяся к флорентийской академии, написала образ трогательной Магдалины в 1617 году. Это был заказ от семьи Медичи. Героиня Джентилески одета в желтое с кружевами платье и и сидит среди роскошного шелка и бархата. Одна рука Магдалины прильнула к груди, а вторая – к зеркалу, которое показывало ей, кем она была перед Богом. Ее глаза теперь полностью открыты и жаждут свободы, Христа, света. Мария Магдалина не перестает быть красивой, когда обращается к Христу, но эта красота больше не предназначена для обогащения. Она – для прославления Господа, который любит ее больше, чем кто-либо и когда-либо.
Артемизия Джентилески «Преображение Марии Магдалины (Кающаяся Мария Магдалина)», 1615-1616
Известно, что сама Артемизия Джентилески испытала боль публичного проступка после того, как в 17 лет была изнасилована коллегой своего отца. Последующий судебный процесс по делу об изнасиловании унизили девушку и подвергли ее сплетням еще больше. Собрав всю свою волю и «упаковав» свой потрясающий художественный талант, она переехала во Флоренцию, чтобы начать свою жизнь заново.
Тициан «Кающаяся Магдалина» (1531, 1565)
Инфографика: Тициан
Тициан был одним из тех художников, которые изображали Магдалину как символ искупления. В двух знаковых произведениях он демонстрирует кающуюся Магдалину. Зритель видит момент из Евангелия, когда Магдалина осознает свою греховную жизнь и плачет, поднимая свой взор на небо. Его первая Магдалина была написана в 1531 году, а затем он вернулся к ней 30 лет спустя.
Работы Тициана «Кающаяся Магдалина», 1531, Палаццо Питти, Флоренция / «Кающаяся Магдалина», 1565, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Работы Тициана хоть и затрагивают христианскую тему, но кажутся довольно чувственными. Причина кроется в средневековых повествованиях. В них говорится, что в течение 30 лет после вознесения Иисуса Мария Магдалина бродила по пустыне и ее одежда буквально разваливалась. Художники того времени стремились использовать это упоминание как способ смешения чувственности и религии. Картины, таким образом, становились более популярными, а художники не боялись скандальной реакции общественности. Физические характеристики Магдалины Тициана соответствуют идеалу красоты того времени: золотистые длинные волосы, полные губы и пышное тело.