Текст моноспектакля Post Scriptum – статьи журналистки Анны Политковской, расстрелянной в лифте своего дома, ранее не публиковавшаяся глава романа Достоевского «Бесы». Статьи страшные, Достоевский страшный, спектакль страшный. Кто идёт в театр за развлечением, будет разочарован. Posr Scriptum – это тяжкий внутренний труд, в который вовлекают зрителя Чулпан Хаматова и режиссёр Алвис Херманис.
С Херманисом Хаматову связывают спектакли «Рассказы Шукшина» и «Горбачёв». Именно ему позвонила Чулпан 24 февраля прошлого года, не понимая, как можно жить в этой стране дальше. И Херманис, не сомневаясь ни минуты, пригласил ее в свой театр в Риге. Чулпан говорит, что он вернул ей голос, который она потеряла после начала войны.
Она многое потеряла. Дом, город в котором много лет жила, лучшую подругу Дину Корзун, с которой они создавали самый известный благотворительный фонд (за что Чулпан люто прилетало), Евгения Миронова, с которым дружила полжизни.
Мне очень-очень жаль, что я не увижу спектакль «Горбачёв». Он должен был открывать прошлогодний фестиваль в Тель-Авиве. Но началась война. А потом Миронов поехал в Мариуполь… Спектакля больше нет и никогда не будет. Остался только нечёткий силуэт, как после взрыва атомной бомбы.
Я сделала над собой усилие – поверьте, это было непросто – и посмотрела Post Scriptum. Проделала тяжёлый путь, по которому меня вела маленькая женщина Чулпан Хаматова. Она мечтала жить в мире, где люди носят венки на головах, любят друг друга и поют песни.
Не получилось.