Памуккале – город на юго-западе Турции, в переводе означает «хлопковый замок». Он знаменит термальными источниками, расположенными на террасах из белого известняка. Тысячи лет кальций оседал на поверхности, и в итоге образовался неземной ландшафт.
В 1988 году Памуккале был включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это не просто красивое место, но и геотермальный курорт. Ещё две тысячи лет назад сюда приезжали отдохнуть «на воды». В конце II в. до н.э. династия Атталидов, правителей Пергамского царства, основала город-курорт Иераполис. Сохранились руины древних бань, храмов и других эллинистических памятников.
Лучше всего сохранились театр и саркофаги в некрополе общей протяженностью 2 км. Ещё одна достопримечательность – античный бассейн с римскими колоннами, которые оказались под водой в результате землетрясения. Его называют "бассейн Клеопатры", хотя царица никогда там не купалась.
Здесь находятся геотермальные источники с температурой воды 36 C, водоёмы-террасы, образовавшиеся из травертина. Травертины образовались на склоне холма благодаря стекающей вниз насыщенной кальцием воде. Вода по регулируемому руслу вытекает на склон и спускается по склону с высоты 60-70 метров, постепенно осаждая карбонат кальция в виде мягкого геля в ходе химической реакции. Для формирования твёрдой породы необходимо не осуществлять перемешивание геля. Поэтому доступ на некоторые части горы для посетителей закрыт.
Травертины Памуккале являются частями археологического комплекса Иераполиса. Пожалуй, наиболее сохранившимся можно считать древнеримский театр. Возможно, когда-то здесь играли "Царь Эдип", "Антигона"… На фоне этих впечатляющих развалин невольно возникают мысли о бренности человеческой жизни.
Папе Римскому Франциску приписывают слова «Жизнь – это путешествие». Хотя лично я считаю, что жизнь не просто путешествие, но командировка! Мы приходим в этот мир как посланники, отправленные в долгожданную поездку в прекрасную страну с определённой целью, и цель эта – научиться любить, любить несмотря ни на что! Полагаю, Папа Римский согласился бы с таким моим определением.
Я путешествую не ради отдыха или развлечения, но ради постижения себя и всей глубины разнообразия мира. «Путешествие, как самая великая и серьёзная наука, помогает нам вновь обрести себя», – писал Альбер Камю.
В путешествии приподнимаешься над суетой, начинаешь понимать истинный смысл жизни. «Кто не путешествует, тот не знает реальную ценность человеческой жизни», гласит мавританская пословица.
Жизнь особенно остров ощущаешь во время путешествий. Словно открывается «второе дыхание». «Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать, путешествовать – это и значит ЖИТЬ», — писал Ганс Кристиан Андерсен.
Я лично прошедший год вспоминаю преимущественно по тому, где удалось побывать и что новое открыть. В моём возрасте каждое упущенное мгновение есть нереализованная возможность, которая никогда не повторится.
Для меня путешествия – не просто странствия, но самопознание. Чем больше я познаю мир, тем лучше узнаю себя. «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома». (Анатоль Франс)
Без приключений путешествие всё равно что пища без специй. «Путешествия – это единственная вещь на свете, покупая которую, становишься богаче».
«Истинное назначение вашего путешествия — это не место на карте, а новый взгляд на жизнь». (Генри Миллер)
«Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну её страницу», – говорил Святой Августин.
Недавно я прочитал книгу "ГЕНЕРАТОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Введение в ноэтику".
Понятие "ноэтика" имеет греческие корни, и в переводе «мыслящий». В основе лежит греческое слово «нус», означающее высшее проявление разума — его интуицию. Быть ноэтическим — значит постигать суть вещей через интуицию и мистический опыт.
Термин "ноэтика" обозначает «правильное упражнение nous», тогда как nous («разум, понимание, интеллект») описывается как «высшая способность в человеке, благодаря которой – при условии очищения – он познаёт Бога или внутренние сущности или принципы созданных вещей через непосредственное восприятие или духовное восприятие».
В древнегреческой и средневековой философии ноэтические темы включали доктрину активного интеллекта (Аристотель, Аверроэс) и доктрину Божественного интеллекта (Плотин).
В современной философии ноэтика — это ветвь метафизики, занимающаяся изучением разума, а также интеллекта. Существует наука НОЭТИКА, которая охватывает сферу мышления и познания, а также умственные операции, процессы и состояния.
В 1973 году в Калифорнии основали Институт ноэтических наук; ноэтические науки исследуются «как убеждения, мысли и намерения влияют на физический мир».
В начале ХХ века академик Вернадский говорил о существовании ноосферы. Он предсказывал, что в ХХI веке человечество научится общаться с ноосферой, и единственным каналом такого общения будет интуиция.
В будущем должен появиться новый тип человека — homo noeticus. Главное свойство этого человека — способность сознательно управлять собственной эволюцией, ускоряя её темп, корректируя направление и внося в неё духовный смысл.
Гностики считали, что каждый человек способен отыскать Бога, заглянув внутрь себя. «Тайна сокрыта внутри нас», — твердили в унисон легендарные учителя-мистики.
Одно из значений древнеегипетского слова "бог" ("нетер") — "тот, кто наблюдает".
"Бог наблюдает за тобой и смотрит на мир твоими глазами; живи так, чтобы ему было интересно".
Любовь — самое великое зеркало, уникальная возможность увидеть себя глазами другого.
В японском языке слово "зеркало" ("кагами") дословно означает "видеть себя глазами Бога".
Эффект наблюдателя в экспериментах квантовой физики доказал: мир зависит от того, какими глазами мы на него смотрим; мы не столько наблюдаем за происходящим, сколько создаём его.
Из квантовой физики известно, что на субатомном уровне вместо твёрдых материальных объектов существуют некоторые вероятностные субстанции.
Принцип неопределённости Гейзенберга гласит: "мы можем определить либо положение, либо импульс частицы, но то и другое одновременно — невозможно",
Элементарные частицы, из которых состоит всё во Вселенной, обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами, находясь в состоянии суперпозиции — равновероятностного состояния обеих возможностей.
Сознание наблюдателя переводит их из вероятностных в реализованные и однозначные.
Сознание обладает возможностью создать в информационном слове Вселенной образ (записать информацию объекта). Всё остальное — дело Ци (энергии).
В китайской философии существует представление о том, что именно энергия (Ци), конденсируясь, создаёт материальные тела.
Со времени появления первых известных нам стройных объяснений устройства мира, созданных человечеством, их, по большому счёту, было всего два:
1\ Мир в основе своей нематериален, он, как и Человек, создан Богом и управляется нематериальными сущностями.
2\ Мир материален, он, как и Человек, возник в результате естественных процессов и управляется естественнонаучными законами.
3\ Третий взгляд – примиряющий. Мир (и Человек) дуалистичен, в нём существуют материальный и нематериальный уровни, не только не противопоставленные друг другу, не только способные вести диалог, но – на фундаментальном (элементарном) уровне являющиеся одним и тем же, способным к взаимным переходам и трансформациям. Этот мир представляет собой постоянный генератор возможностей, для актуализации каждой из которых в нём есть достаточно (безграничное) количество универсальной энергии. У этой энергии, этого живого дыхания есть направление (универсальное сознание), подобное течению реки. Сознание человека, направленное в соответствии с этим течением, является мостом между двумя слоями реальности, способным вызывать материализацию идей.
Гипотеза о бинарной структуре Вселенной исходит из предположения о существовании двух слоёв реальности: мира материальных объектов и информационного (семиотического) поля.
Сознание есть связь, мост между двумя слоями реальности. Возможно, оно не одно из творений материи, но первичное свойство её существования.
Сознание – оператор смыслов.
Понимание, раскрытие смысла – это всегда создание нового смысла.
Если красота – в глазах смотрящего. То смысл – в его уме?
Всё есть энергия, и материя лишь различные её воплощения. Человек – сгусток энергии. Как и всё в этом мире, Человек – энергетическое событие и если он отключён от энергии, негармоничен с ней, не настроен на неё, он заболевает и разрушается.
Заниматься любимым делом полезно для здоровья. А заниматься нелюбимым — вредить себе. Если делаешь без любви и радости — не будет в сделанном ни любви, ни радости.
Homo sapiens – человек разумный, и … sapiens – лишь малая часть в каждом из нас. Человек ещё и эмоционален, и иррационален, живёт инстинктами.
Внешних отвлечений так много, что человек всё больше теряет связь с внутренним миром, с самим собой, всё меньше понимает, зачем он живёт, в чём смысл его жизни.
«Отсутствие смысла стало страшнее смерти», — утверждает заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ доктор психологических наук профессор Александр Асмолов. — «Были проведены исследования в разных странах, в которых выяснился удивительный факт: если раньше главным страхом был страх смерти, в 2020 году на первое место вышел особый страх — страх потери смысла жизни».
В своём романе-быль «Странник»(мистерия) в качестве исходного тезиса я написал: СМЫСЛ – ОН ВЕЗДЕ. Тем самым предлагая читателю увидеть смысл в каждом предложении, в каждом слове, смысл, который я вкладывал в каждую точку и запятую, в каждый абзац.
Владимир Варавва в своей книге «Седьмой день Сизифа» доказывает обратное:
«Фундаментальная интуиция – интуиция бессмысленности существования – может быть выражена в простых и однозначных словах: «жизнь не имеет смысла».
«Человек пугается бессмыслицы и убегает в «смысл», прячется в «смыслы». Нужно наоборот. Набраться мужества и принять бессмыслицу, принять для того, чтобы её осмыслить»
«Надо перестать искать, а в действительности наделять смыслом то, что принципиально бессмысленно».
«Изначально мир как мир, включая человеческий, природный и культурный, бессмысленен».
«В умении наделять нечто смыслом усматривается основная метафизическая человека, отличающая его от всех остальных видов сущего».
«В этом «смысл» человеческой деятельности – духовное спасение от ужаса бессмысленного существования».
«Парадокс в том, что человек приносит в мир не смысл, но бессмыслицу».
Автор книги "Бегство от свободы" и сборника "Человек в поисках смысла" австрийский психиатор и философ, бывший узник нацистского концентрационного лагеря Виктор Франкл, известный как создатель логотерапии (буквально: исцеление смыслом) пишет:
«Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла». «Смысл должен быть найден, но не может быть создан». «Воля к смыслу — наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочено смыслом своего существования» — считает Виктор Франкл.
«Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может её реализовать, всегда неповторим» — Виктор Франкл.
«В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно», — считал Эрих Фромм. — «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность».
Если смысл понимать как Закон, то отсутствие смысла это отсутствие закономерностей в нашей жизни, а значит всё нелепо и случайно, не поддаётся никакому пониманию и управлению, жизнь — абсурдна!
Иногда словом «абсурд» и «бессмыслица» пытаются оправдать неспособность найти смысл.
Какова будет реакция человека счастливого, влюблённого, семейного, который занят приятными заботами о своих любимых детях, для которого радость каждый миг существования, его мир прекрасен и он счастлив в этом мире, а ему вдруг скажут, что его жизнь бессмысленна и абсурдна?!
Понимание смысла своего существования определяет цели, которые ставит перед собой человек, а цели определяют его ценности. Но обычно люди идут от критического анализа своих целей и ценностей к пониманию действительного смысла жизни.
К сожалению, истинную ценность жизни большинство людей начинает понимать только в результате столкновения со смертью. Пережившие близкое соприкосновение с ней утверждают: «Без смерти нет смысла жизни!»
Медсестрам, которые работают с умирающими пациентами, был задан вопрос: о чём сожалеют люди на смертном одре?
Чаще всего люди сожалеют о том, что они не смогли прожить жизнь, сохраняя верность себе. Они сожалели о том, что старались соответствовать ожиданиям других людей, но забывали о том, что хотели они сами. И в итоге большинство из них не приблизились к исполнению хотя бы половины того, о чём они мечтали.
Многие люди не понимают простого: счастье – это действительно сознательный выбор, поэтому они проводят свою жизнь в ожидании того чудесного момента, когда всё само собой изменится, они смогут вырваться из надоевшего быта и рутины, и вот тогда наступит счастье.
«Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали», — говорил Марк Твен.
«Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрёшь». (Рэй Брэдбери)
Никто не может примириться со своим полным исчезновением. Мысль эта противоестественна. Ничто не рождается из ничего, и потому не обращается в ничто. Происходит лишь смена форм. И эта мысль не есть бегство от страха, но факт, который мало кто будет отрицать.
Есть люди, которые считают, что после смерти ничего нет, а потому можно грешить и вести безответственную жизнь, поскольку отвечать не придётся.
Именно отрицание жизни после смерти побуждает людей грешить. А если бы люди знали, что их ждёт вечная жизнь по итогам прожитой ими на Земле, они бы вели себя осмотрительнее.
Современная наука вслед за религией приходит к выводу: смерть — это не конец, а скорее переход из одного состояния в другое. Научные приборы фиксируют — за телесной смертью что-то есть.
Можно верить или не верить в это. Но, на мой взгляд, правильнее верить. Ведь если окажется, что там что-то есть, то лучше быть готовым к посмертному испытанию. Не на пустом же месте возникли египетская «Книга мёртвых» и тибетская «Книга мёртвых».
Немецкий философ Мартин Хайдеггер говорил о «заброшенности в жизнь». Ни время, ни место рождения мы не выбираем, как, впрочем, и родителей тоже.
Кто-то полагает, что Земля это ад, кто-то – рай, а кто-то, что Земля – исправительная колония. Одни считают, что жизнь даётся для самосовершенствования. Другие убеждены, что для наслаждений. Третьи – для того, чтобы научиться любить, любить несмотря ни на что.
Жизнь на планете Земля не легка – это испытание. Каждый день требуется бороться за существование, обеспечивать себя необходимым, заботиться о своём бренном теле (храма души). И ещё надо решать проблемы, которые встают перед душой в процессе борьбы за существование.
Некоторые воспринимают жизнь на Земле как отпуск, как время для отдыха, и предаются наслаждениям. Многие не могут устоять перед соблазнами, которыми наполнен этот мир, и, поддавшись искушениям, начинают жить исключительно удовольствиями, растрачивая драгоценное время и забывая о цели, ради которой отправлены на Землю.
Каждый человек приходит на Землю со своей строго определённой целью. Чтобы выполнить эту цель нужно познать себя, своё предназначение. А для этого необходимо быть самим собой и верить в своё предназначение, в то, что ты можешь и должен сделать, чего никто сделать не сможет.
Чтобы понять своё предназначение, следует ко всему, что встречается в жизни, относиться как к необходимому для твоего развития. Если ты испытываешь страдание от жизни, значит, ты неправильно живёшь, несообразно своей сущности, своему предназначению.
Постичь замысел в отношении себя — значит понять всеобщий замысел для всех существ, общий для каждого человека, особенный в отношении тех, среди кого ты живёшь, и индивидуальный в отношении тебя.
Однако не все задумываются над этим, и в результате проживают жизнь впустую, так и не осуществив задуманного. А потому попадают в череду перевоплощений, пока всё-таки не выполнят поставленной перед ними задачи и не научатся любить, любить несмотря ни на что!
Кто-то считает, что рождаемся мы без всякой цели и смысла; нас не спрашивают, хотим мы рождаться или нет, родителей и страну не выбираем. Но те, кто верит в Карму, убеждены, что наша жизнь есть во многом продолжение предыдущих существований.
Если за одну жизнь на Земле мы не достигаем той степени совершенства души, которая необходима для жизни в других более совершенных мирах, мы возвращаемся снова и снова жить на планету Земля, пока не научимся любить несмотря ни на что.
Только после того, как на посмертном суде будет определена степень совершенства души, она будет либо отправлена в более совершенный мир, либо возвращена на Землю, либо отправлена в худший мир.
Можно не верить в Карму и теорию перевоплощений. Но очевидно, что жизнь человека во многом предопределена его способностями, которые он унаследовал от родителей. И время, и место рождения, и даже родители не случайны, поскольку всё это проявления Порядка, суть которого нам неведома.
По моему мнению, наша судьба есть задание, которое человек должен исполнить во время командировки на Землю. И от нас прежде всего зависит, в какой степени наша судьба осуществится. Сталкиваясь с искушениями и трудностями, душа преодолевает их, если прислушивается к голосу судьбы — тому, что надлежит исполнить.
«Мы живём не для того, чтобы есть или зарабатывать деньги. Мы едим и зарабатываем деньги, чтобы иметь возможность радоваться. Вот в чём смысл жизни, и вот для чего она дана». (Джордж Мэллори)
«Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется». (Рабиндранат Тагор)
«Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла», — утверждал Платон.
«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро», — уверял Аристотель
«…определение понятия смысла жизни: он состоит в том, чтобы наша жизнь была назначена и служила действительным средством для достижения абсолютно ценной цели, то есть такой цели, преследование которой было бы обязательно не ради других целей, для которых она служила бы средством, а ради неё самой» — А.И. Введенский.
«Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия», — уверял М. Бубер.
«Я давно научился отличать то, что важно, от того, что необходимо. Необходимо, ясное дело, чтобы человек ел, потому что без питания не будет человека и таким образом человек перестанет существовать, но любовь, смысл жизни и вкус вещей Божьих важнее», — был убеждён Антуан де Сент-Экзюпери.
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», — говорил Альберт Эйнштейн.
«Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола», — считал философ Владимир Сергеевич Соловьёв.
«Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни», — считал Антон Павлович Чехов.
«Смысл жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём», — полагал Оскар Уайльд.
«Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл», — полагал Лев Толстой.
«Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже — разум для того, чтобы понять её».
«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви».
«В конечном итоге, вся философия и жизненная мудрость должна иметь корни в концепции мироустройства — почему нужно вести себя так, а не иначе.
Счастье на земле возможно только как счастье вселенское, это универсальный принцип устройства мироздания, по которому сконструированы и люди. Человек должен жить в гармонии с Вселенной, в этом его счастье!
Человечество лишь малая часть единого вселенского процесса, в котором всё взаимосвязано, и мы лишь отражаем в себе то, что существует в мироздании.
Если бы в Космосе царила ненависть, то не было бы никакого движения, никакого развития. Вселенная наполнена любовью, а мы лишь дорастаем до царящей во Вселенной любви.
Жизнь есть необходимость творить любовь. Бытие — это сила любви! Всё существует для любви, и так называемое зло лишь метаморфоза любви.
А потому и борьба за выживание, и соперничество за самку по сути есть необходимость осуществить себя — сотворить любовь. В этом творении любви заключён вселенский смысл! Смысл в том, что творить любовь необходимость, необходимость, в том числе и вселенская!
Необходимость — есть творение любви. Любовь — это необходимость творить. Творение — необходимость любить.
ТВОРИТЬ любовь необходимость — то есть творить, а не потреблять. ЛЮБОВЬ творить необходимость — именно любовь, как символ мира. НЕОБХОДИМОСТЬ творить любовь — необходимость как выражение закона жизни.
Жизнь должна быть неожиданностью,
Как сюрприз или подарок.
Ведь дана она нам милостью.
Каждый день должен быть ярок.
Счастье ждёт нас в понимании:
Радость — жизни каждый миг.
Мы творимся в мироздании,
Как любви Господней лик.
Благодарность — ключ к познанию,
В чём секрет бытия земного.
А любовь — тропинка к знанию,
Как родиться к жизни снова.
Надо жить на удивление,
Восторгаясь окружающим.
Жизнь есть чудное творение.
Пусть я создан умирающим.
Мы уйдём — придут другие.
Что оставим мы потомкам?
Наш пример, как в дни любые
Жизнь прожить в любви и с толком!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
/КР:/
Несколько пространно, но главне – это ЛЮБОВЬ!!!/