22.11.2024

Императорские хоромы: история Зимнего дворца


Зимний VS летний

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти ещё во временах Московского царства. Именно тогда цари начали покидать на лето стены Кремля, чтобы подышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Пётр I перенёс и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

 Зимний дворец Петра I. Зимний дворец Петра I. Источник: wikipedia.org

От домика до дворца

Императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену этому домику пришёл деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание вышло недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвёртый по счету.
Зимний дворец. Зимний дворец. Источник: wikipedia.org

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале 20-го века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскрёб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили её глобусом, создающим впечатление высотности.

Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырёхугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце 18-го века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 года — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы.

Своё название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби на Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о её назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.
Иорданская лестница. Иорданская лестница. Источник: wikipedia.org

В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришёлся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце 19-го века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

Тяжёлые дни революции

В первые дни революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошёл в состав музея.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2 тыс. человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей».
Кот в Эрмитаже. Кот в Эрмитаже. Источник: wikipedia.org

Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.


67 элементов 1,074 сек.