05.11.2024

Евгений Александров – Встреча с НЛО

+ +

Должность эта сопровождалась обязанностью руководства институтским семинаром. На одном из этих семинаров был поставлен доклад старшего научного сотрудника одного из секретных отделов, связанного с сопровождением запусков орбитальных спутников, несущих на себе аппаратуру разработки ГОИ. Этот сотрудник (с редкой фамилией Иванов) наблюдал множество ракетных стартов и вознамерился прокомментировать популярные в то время газетные сообщения об НЛО[2]

. В частности, в то время была напечатана большая статья в «Известиях», подробно описывающая эпизод сопровождения ночного гражданского самолётного рейса явно инопланетной летающей тарелкой.

Сияющая тарелка возникла по курсу самолёта на расстоянии ~200 метров (по оценке экипажа) и летела, как привязанная, со скоростью самолёта на протяжении десятков минут, вызвав панику экипажа и пассажиров. И только при заходе на снижение тарелка совершила резкий манёвр, уйдя с курса самолёта и исчезнув. Загадочность происшествию добавили переговоры с экипажем встречного рейса, который не увидел НЛО на носу встречного ему судна! Газетная статья вышла через несколько лет после событий, поскольку до того материал считался секретным. И было что секретить – статья кончалась перечнем фамилий пассажиров, которые после этого злополучного перелёта скончались с различными диагнозами!

Сотрудник ГОИ взялся за анализ этого сенсационного сообщения, опираясь на опыт, накопленный его отделом, и истолковал происшествие самым прозаическим образом. Он объяснил его как явление, сопутствующее запуску космической ракеты с дальнего космодрома. Работа разгонных ракетных двигателей в космическом вакууме приводит к возникновению причудливых дымовых шлейфов, подсвеченных солнцем и наблюдаемых на чёрном ночном небе в виде светящегося объекта. Большое расстояние до него приводит к очень медленному изменению углового положения объекта, создавая впечатление сопровождения самолёта[3]. Визуальная оценка расстояния до удалённого объекта в небе обычно бывает совершенно произвольной.

Пример подобных ошибок приводил Я. И. Перельман: на вопрос, каков видимый размер Солнца, большинство людей отвечает сравнением Солнца с суповой тарелкой. Это означает, что люди подсознательно оценивают расстояние до Солнца величиной около 30 метров! (Между прочим, именно поэтому Солнце на закате представляется гораздо большего размера, потому что при его наблюдении появляются масштабы – например, дома на горизонте. И это при том, что угловой размер Солнца в зените и на горизонте практически одинаковый – около 0,5 градуса–обычно кажущееся увеличение размеров Солнца на закате приписывают рефракции в атмосфере, влияние которой сводится, главным образом, к изменению формы диска).

В свете этого объяснения все загадки встречи с НЛО немедленно объясняются: Взлетающая ракета была по курсу самолёта и оставалась примерно там же до изменения этого курса при заходе на посадку. Встречный самолёт просто не видел этой ракеты, поскольку летел в обратном направлении.

Наш сотрудник умудрился связать описанные в «Известиях» события с запуском конкретного спутника серии «Космос», что было не просто, потому что данные всех запусков были засекречены. Но он воспользовался сведениями из американской открытой печати, которая сообщала, когда, откуда и что запускал в космос СССР. Впрочем, эти американские журналы у нас тоже изымались из открытого доступа и попадали в спецхран, в который, однако, имел доступ наш Иванов.

Семинар в ГОИ прошёл с успехом, слух о нём распространился по городу, и вскоре в нашу дирекцию пришёл запрос из Дома учёных с предложением повторить этот семинар для широкой общественности. Вести этот семинар было поручено опять мне, тем более, что к этому времени я был назначен председателем учёного совета при первом мэре Санкт-Петербурга  А.А. Собчака[4].

Семинар собрал весь большой белый зал Дома учёных. (Мне запомнился в первом ряду Д.А. Гранин, с которым я после этого часто встречался – он всегда интересовался научными новостями). Доклад вызвал определённое разочарование у публики, которая ожидала рассказа о встрече с представителями внеземной цивилизации. Были заданы обиженные вопросы – а как же можно объяснить последовавшее вымирание  участников рейса? Иванов ответил, что навёл справки и нашёл, что вымирание за прошедшее время не превысило статистическую норму.

Но для меня семинар имел некоторое продолжение. Через некоторое время меня вызвал к себе заместитель директора ГОИ по режиму Э.И. Макуровин. Он сказал, что со мной хочет побеседовать некий сотрудник государственной безопасности. Как оказалось, этот сотрудник интересовался, главным образом, отклонялся ли докладчик от текста, на который было предварительно получено разрешение для открытой публикации. Я заверил его, что докладчикбуквально прочитал весь текст доклада по бумаге. Далее меня спросили, согласен ли я с заключением комиссии об открытости материала. Я ответил, что в основе доклада лежат материалы газетных публикаций, на что мне было сказано, что это не гарантия отсутствия секретности. На этом разговор был прерван.

Когда особист ушёл, замдиректора по режиму приоткрыл мне подоплёку этого визита. Оказалось, что в КГБ пришло заявление о моём способствовании разглашению государственной тайны. «Где ж тут тайна?» – спросил я и получил ответ: «Теперь гражданин, увидев НЛО, может получить представление о направлении на секретный объект – космодром. Пусть лучше он думает, что видит инопланетный корабль».

Дальнейшего развития эта история не имела. В то время «компетентные органы» пребывали в состоянии некоторого ошеломления действиями генсека М.С. Горбачёва, освободившего Сахарова и всех политических заключённых. Да и мотивы доноса на меня были уж слишком очевидными – донос был написан сотрудником ГОИ, на диссертацию которого я незадолго до того написал хорошо мотивированный отрицательный отзыв.

————————————

[1] Государственный Оптический Институт им. С.И. Вавилова

[1] Неопознанные Летающие Объекты.

[1] У Пушкина Луна сопровождает всадника: «…И месяц с левой стороны сопровождал мой бег уныло»

[1] Это произошло по инициативе председателя СПб-центра РАН Ж.И. Алфёрова. Эту должность я вскоре оставил в связи с получением премии Гумбольдта и связанной с ней годичной работой в Германии.

[1] Государственный Оптический Институт им. С.И. Вавилова

[2] Неопознанные Летающие Объекты.

[3] У Пушкина Луна сопровождает всадника: «…И месяц с левой стороны сопровождал мой бег уныло»

[4] Это произошло по инициативе председателя СПб-центра РАН Ж.И. Алфёрова. Эту должность я вскоре оставил в связи с получением премии Гумбольдта и связанной с ней годичной работой в Германии.

P.S. (от ред.)
Директор Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения Российской академии наук Александр Шиплюк арестован по делу о государственной измене. Об этом агентству ТАСС рассказал научный руководитель института Василий Фомин. Ранее сообщалось, что в учреждении прошли обыски.
Фомин уточнил, что Шиплюка перевезли в СИЗО "Лефортово" в Москве. Александр Шиплюк – третий ученый из Новосибирска, задержанный по делу о государственной измене за чуть более чем месяц.
27 июня был арестован главный научный сотрудник института Анатолий Маслов – его также поместили в СИЗО "Лефортово". По данным источников ТАСС, его подозревают в предоставлении данных, которые связаны с гиперзвуком и являются государственной тайной. Дело расследуется Центральным аппаратом ФСБ России. Маслов – специалист в области динамики вязкого газа. Основное направление его научной деятельности – аэрогазодинамика.
30 июня был арестован научный сотрудник Института лазерной физики СО РАН Дмитрий Колкер, у которого диагностировали четвертую стадию рака. Его забрали из частной клиники и этапировали в Москву в СИЗО "Лефортово". Ученый скончался 2 июля в московской больнице, куда его привезли из изолятора. После этого члены неформального академического сообщества "Клуб 1 июля", в который входят академики и члены-корреспонденты Российской академии наук, потребовали привлечь к ответственности виновных в смерти ученого.

/КР:/
И всё таки я верю в неземные цивилизации…/


63 элементов 3,401 сек.