Владимир Винокур пожаловался, что из-за отсутствия концертов попал в совершенно бедственное положение. Всё настолько плохо, что он даже вспомнил, что в молодости занимался строительством и стал подумывать о том, что возможно, его первая рабочая профессия – сварщик – сейчас может быть более востребованной.
Пародист предъявил претензии государству в том, что после запрета на проведение концертов артисты фактически брошены на произвол судьбы и не получили никакой поддержки. При этом, скажем, в переполненном московском метрополитене люди по-прежнему ежедневно попадают в толпу, где стоят, плотно прижатые друг к другу; летают самолёты, где частенько наблюдается полный аншлаг.
Винокура поддержал его приятель по жизни и по сцене, народный артист РСФСР Лев Лещенко, который и сам переболел ковидом. По его словам, некоторые артисты находятся в такой финансовой ситуации, что не хватает денег даже на хлеб.
Об этом же говорит певец Валерий Меладзе, который также пожаловался на серьезные финансовые проблемы из-за отсутствия концертов и призвал артистов в знак протеста отказаться от участия в новогодних телепрограммах.
Претензии к государству поддержал также продюсер Иосиф Пригожин – как известно еще со времени первой волны коронавируса, один из самых нуждающихся деятелей шоу-бизнеса в России. Но почему-то никто не выступил с идеей частного благотворительного фонда, какие во множестве созданы для пострадавших артистов в западных странах.
Как ни странно, не все артисты пожелали встать перед государством с протянутой рукой. Совсем иную точку зрения и в довольно резкой форме высказал Михаил Боярский.
«Артисты, жалующиеся на потерю дохода из-за пандемии, должны найти дополнительный источник заработка, а не ждать помощи от государства, – заявил артист. – Мы богатыми не были и привыкать не стоит. Какие-то льготы получать? Мне кажется, для мужчины это стыдно. Я считаю, что мужик, даже в такой женской профессии, как актерская – все равно должен уметь доставать деньги любым способом. Каким именно – это уже его проблемы. Но просить – ни в коем случае. Я бы не взял государственную поддержку, не могу себе позволить такой роскоши. Я нашел бы себе другую работу. Первое, что в голову приходит – пошел бы водить машину».
Некоторые артисты рискуют продолжать концертную деятельность, зная, что организаторы должны обеспечить для зрителей «социальную дистанцию» – а значит придется выступать перед полупустым залом.
В интервью «Собеседнику» народная артистка России Ирина Муравьева, у который выступления всегда проходили на аншлагах, призналась, что впервые увидев зал, заполненный только на 25%, испытала настоящую панику:
«Закричала в голос – так на меня это повлияло! Сначала мне показалось, что в зале никого и нет. Но зрители так громко кричали «Браво!» – как будто был полный зал».
Многие артисты очень рассчитывали на приближающийся сезон новогодних корпоративов, он всегда приносил приличные заработки. Но и здесь проблема: большинство компаний из-за ковида от вечеринок отказались и предложение многократно превысило спрос. Соответственно, цены на корпоративы упали в два, а то и в три раза. Но не у всех.
Стало известно, что 73-летняя София Ротару, в частности, свой ценник не поменяла и у неё с заказами всё хорошо – за что ей крепко досталось от коллег по цеху. Но это вот зря. Государство ведь в действительности всех поддерживает. Морально. Все ведь помнят: «Денег нет – но вы держитесь».