22.11.2024

Нападение на Израиль: почему именно сейчас и в чьих это интересах?


Политолог Гай Зив, замдиректора Центра израильских исследований в Американском университете считает, что «внезапное нападение ХАМАС явно стало колоссальным стратегическим провалом для Израиля: никто этого не ожидал и каким-то образом боевикам ХАМАС удалось атаковать и успешно проникнуть в Израиль по суше, воздуху и морю. И выпустить более тысячи ракет по израильским городам».

«Прежде всего, это явно была крупная ошибка разведки Израиля. Это не было спонтанным решением ХАМАС. Очевидно, что оно уже какое-то время находилось в разработке, – сказал политолог. – Это не только провал разведки, но и провал правительства премьер-министра Нетаньяху, который явно не предпринял никаких шагов, которые могли бы обеспечить безопасность Израиля на юге: многие бригады ЦАХАЛ, десятки из них, охраняли поселенцев на Западном берегу и почти не было солдат, защищающих южную границу Израиля. Более того, Нетаньяху практически игнорировал палестинский вопрос на протяжении всех лет своего пребывания у власти».

Скотт Лукас, профессор политологии и международной политики из Университета Бирмингема задается вопросом: «Почему ХАМАС совершил атаку именно сейчас?»

По мнению Лукаса, «с точки зрения ХАМАС, – они увидели возможность, которая связана с сохранением власти. Эта возможность появилась потому, что они видят, что Израиль месяцами находился в состоянии хаоса из-за премьер-министра Нетаньяху, его попыток уничтожить судебную систему. Его заявления разделяют израильское общество и даже отталкивают часть военных. ХАМАС понял, что перед ними – более слабый Израиль, и этим можно воспользоваться».

«Это связано с попыткой сохранить власть над Сектором Газа, их частью Палестины, поскольку они не в состоянии сделать это через предоставление общественных благ и услуг: они не в состоянии обеспечить население Сектора Газа стабильным снабжением продовольствия, жильем, образованием или здравоохранением. Отчасти из-за израильской блокады, а отчасти из-за, скажем так, экономических целей ХАМАСа, с точки зрения того, что они делают, – считает Лукас. – Так как же сохранить авторитет, если вы не можете обеспечить людям нужды их повседневной жизни? Вы атакуете так называемого противника и говорите: смотрите, мы добились победы».

Лукас также задается вопросом: что получит Иран от этой атаки ХАМАС?

«Иран был крайне обеспокоен нормализацией отношений Израиля с Саудовской Аравией, обеспокоен тем, что это произойдет после того, как Израиль уже установил дипломатические отношения с Бахрейном, ОАЭ и, конечно же, ранее с такими странами, как Египет и Иордания. И поэтому Иран решает: «мы позаботимся о том, чтобы Израиль был настолько озабочен своей безопасностью, а Саудовская Аравия обратила внимание на изменение обстоятельств, что этот вопрос был снят с обсуждения», – объясняет Лукас.

«Я думаю, в краткосрочной перспективе никто не будет говорить о нормализации ситуации, приоритетом станет попытка сдержать насилие. Но я думаю, что в среднесрочной перспективе это будет иметь неприятные последствия для Ирана», – подчеркнул Лукас.

Профессор политологии Канзасского университета Майк Вутрич считает, что «многих нападение застало врасплох. Очевидно, оно застало врасплох и Израиль. Многие гадают – как это могло произойти, в особенности такое крупномасштабное нападение со стороны ХАМАС, в то же время скоординированное с Хезболлой».

«Есть предположение, что они намеренно отказались от мобильных средств как метод общения, чтобы быть вне поля зрения обычных средств, через которые ЦАХАЛ следил за этими группами», – сказал профессор Вутрич.

«Наверное, для меня основной вопрос: в чьих это интересах? Кроме того, что люди страдают, я не вижу, чтобы какая-то конкретная группа действительно получала что-то. Обычно можно увидеть какую-то стратегию, – отмечает Вутрич. – Например, что получают ХАМАС и Хезболла от таких действий, которые сами по себе ужасны и бесчеловечны, убивая множество невинных людей, израильских гражданских лиц, забирая в заложники женщин и детей? Это все не вызывает международного сочувствия. К тому же это вызовет сильную реакцию».

Профессор Вутрич подчеркнул, что «ХАМАС должен понимать, что Израиль так этого не оставит и, скорее всего, последует чрезмерная ответная реакция».


67 элементов 1,514 сек.