Общие потери — рекордные для Москвы со Второй мировой — уже почти вдвое превысили численность армии, которую Владимир Путин собрал для вторжения 24 февраля 2022 года. Ее американское Минобороны оценивало в 150 тысяч человек
Вооруженные силы Украины, по американским данным, потеряли 70 тысяч человек убитыми и 100-120 тысяч ранеными. Общие потери двух армий приближаются к 500 тысячам человек, пишет NYT.
Число жертв на поле боя резко выросло зимой и весной, когда российские войска штурмовали Бахмут, теряя убитыми и ранеными сотни человек каждый день, говорят источники NYT. Но ВСУ, по их словам, также несли значительные потери, до последнего обороняя город, который в конечном итоге были вынуждены сдать в мае.
Стартовавшее летом контрнаступление, целью которого Киев назвал «сухопутный мост» в Крым, принесло украинской армии еще тысячи убитых и раненых, говорят источники NYT. К тому же до 20% западного оружия, отправленного командованием на поле боя, было уничтожено или повреждено, признают западные чиновники.
Российские потери, по американским оценкам, в полтора раза превышают украинские, но на поле боя армия РФ по-прежнему превосходит в численности ВСУ в соотношении 3 к 1, говорят источники NYT.
Правящий Россией дольше всех со времен Иосифа Сталина президент Владимир Путин готов положить на украинском фронте сотни тысяч жизней, хотя это и ударит по его поддержке в обществе, полагают американские чиновники: вторжение в Украину Кремль пытается представить как битву за существование страны — по аналогии со Второй мировой войной, на которой погибли не менее 8 миллионов советских солдат.
Мобилизовав осенью 300 тысяч человек, Путин пока не решается запустить вторую волну массового призыва, хотя и готовит под нее законодательную базу. В апреле был принят закон об электронных повестках, который позволяет запрещать выезд из страны, просто отправив уведомление через «Госуслуги», а в июне — закон о повышении призывного возраста до 30 лет, который увеличил число призывников на 2,3 миллиона человек.
В конце марта Кремль поставил задачу привлечь в вооруженные силы 400 тысяч контрактников и добровольцев и спустил соответствующие разнарядки в регионы. За пять месяцев план удалось выполнить чуть больше чем на половину.
Никто не может дать гарантий, что новой волны мобилизации в России не будет, говорил в интервью «Ведомостям» в декабре председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. По его словам, дальнейшие действия по призыву в армию зависят от того, как сложится ситуация в Украине, а любое обещание не проводить мобилизацию было бы «неконституционным».
«Никто не лишил госорганы возможности принять любое решение», — подчеркнул Клишас.