Постоянное представительство США при Организации Объединенных Наций
Отдел прессы и общественной дипломатии
7 сентября 2022 года
Благодарю вас, г-н Председатель. Также благодарю Заместителя Генерального секретаря ООН Дикарло и Помощника Генерального секретаря Кехрис за их доклады. И большое вам спасибо, г-жа Дрик, за то, что вы предложили четкий и достоверный взгляд на ситуацию с точки зрения гражданского общества.
Российские военные бомбят ваши школы и больницы. Они разрушают ваш мирный город. Тем не менее, вы сделали всё возможное, чтобы обезопасить свою семью. Вы прятались в убежищах. Вы пытались выжить.
И вот однажды вы и ваша семья пытаетесь раздобыть немного еды –и вас останавливают на улице российские войска. Вас препровождают против вашей воли в центр для прохождения фильтрации. Вы в ужасе от того, что произойдет дальше, потому что ваша бабушка рассказывала вам истории о своих друзьях и соседях, исчезнувших при Советском Союзе, и даже о том, что Россия сделала со своими гражданами во время войны в Чечне.
Вас разлучают со спутником жизни и детьми. Ваша личная биометрическая информация записывается. Ваши украинские водительские права и паспорта конфискуются. Ваш мобильный телефон проверяется на наличие предполагаемых антироссийских сообщений.
С вас снимают одежду. Вас допрашивают. Вас избивают. Вы слышите стрельбу и крики из соседних комнат: других украинцев, которых считают более опасными, пытают и убивают.
Поскольку вы являетесь мужчиной призывного возраста, вас просят сражаться на стороне России. Когда вы отказываетесь, вам выдают российский паспорт и против вашей воли отправляют вглубь России, далеко от вашей семьи и без возможности общаться с кем-либо, кого вы знаете или любите.
Вас отфильтровали.
Именно такую картину рисуют многие заслуживающие доверия сообщения из различных источников о так называемых “фильтрационных операциях”, которые Россия организовала в Украине. Теперь у нас есть показания очевидцев от пострадавших – и всё более подробные доклады таких групп, как Human Rights Watch, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Лаборатория гуманитарных исследований при факультете общественного здравоохранения Йельского университета, и вы слышали, как двое наших сегодняшних докладчиков изложили эту информацию. Даже российское государственное информационное агентство ТАСС сообщило о многих украинцах, переселенных в Россию.
На этих объектах фильтрации российские власти или прокси обыскивают, допрашивают, принуждают и, как сообщается, иногда пытают задержанных лиц. Но эти ужасы не ограничиваются созданными центрами – фильтрация может также происходить на контрольно-пропускных пунктах, при обычных остановках автомобилей за нарушения правил движения или на улицах.
В ходе интервью представителям организации Human Rights Watch мужчина из Мариуполя рассказал, что он и десятки мариупольцев были вынуждены оставаться в здании школы в грязных условиях – и это было ещё до того, как их отвезли на фильтрацию.
Он сообщил, что многие заболели. Он сказал: “Мы чувствовали себя заложниками”.
Эти операции направлены на выявление лиц, которых Россия считает недостаточно послушными или совместимыми с её контролем. И появляется всё больше заслуживающих доверия свидетельств того, что те, кого считают угрожающими российскому контролю из-за предполагаемых проукраинских настроений, “исчезают” или подвергаются дальнейшему удержанию под стражей. По словам одной очевидицы, она услышала, как российский солдат сказал: “Я расстрелял по меньшей мере 10 человек”, которые не прошли фильтрацию.
Оценки из различных источников, включая Правительство России, указывают на то, что российские власти допросили, задержали, насильственно депортировали от 900 000 до 1,6 миллиона граждан Украины из их домов в Россию – часто в отдаленные регионы Дальнего Востока.
И я хочу четко заявить: Соединенные Штаты располагают информацией о том, что сотрудники Администрации Президента России контролируют и координируют эти операции по фильтрации. И нам также известно, что чиновники Администрации Президента РФ предоставляют списки украинцев, подлежащих фильтрации, и получают отчеты о масштабах и ходе операций.
Отфильтрованные. Это слово совершенно не передает весь ужас и порочность этой заранее продуманной политики. Достаточно рассмотреть, как Россия обращается с украинскими детьми.
По оценкам, тысячи детей подверглись фильтрации, некоторые из них были разлучены с семьями и взяты из детских домов, после чего их передали на усыновление в Россию. Соединенные Штаты располагают информацией о том, что только в течение июля более 1800 детей были перевезены из подконтрольных России территорий Украины в Россию.
Конечно, мне нет необходимости напоминать Совету о том, что насильственное перемещение или депортация покровительствуемых лиц с оккупированных территорий на территорию оккупанта является грубым нарушением Четвертой Женевской конвенции о защите гражданского населения и представляет собой военное преступление.
Мы должны воспользоваться моментом, чтобы подумать о судьбе тех, кто успешно не проходит фильтрацию. С каждым днем появляется всё больше доказательств того, что тысячи украинцев, которых считают опасными из-за их потенциальной связи с украинской армией, силами территориальной обороны, средствами массовой информации, органами власти и группами гражданского общества, по сообщениям, задерживают или просто подвергают исчезновению.
Так почему же россияне это делают? Почему они конфискуют украинские документы, удостоверяющие личность? Почему они заставляют украинцев подавать заявления на получение российского паспорта? Почему они запугивают местных жителей и депортируют всех, кого считают опасными? Почему они систематически каталогизируют украинцев, проходящих через систему? Почему Россия назначает чиновников на посты в оккупированных территориях, навязывает в школах свою учебную программу и пытается заставить украинских граждан подавать заявления на получение российских паспортов? Почему российские военные и прокси делают всё возможное, чтобы стереть живую память об Украине?
Причина проста: подготовка к попытке аннексии.
Цель состоит в том, чтобы изменить настроения силой. Создать фальшивую видимость легитимности российской оккупации и возможной попытки аннексии ещё большего количества украинской территории. Эта попытка сфабриковать эти факты на местах является предпосылкой для проведения фиктивных референдумов. Это часть российского плана действий в отношении Украины, о котором мы предупреждали членов Совета с самого начала войны.
Эти референдумы будут попыткой создать ложную видимость законности и общественной поддержки, чтобы Россия почувствовала, что может аннексировать Херсонскую, Запорожскую и другие области Украины. Конечно, мы никогда не признаем никаких усилий России по насильственному изменению границ Украины. Мы должны привлечь виновных в этих злодеяниях к ответственности. Мы должны отреагировать как международное сообщество – международное сообщество, которое по-прежнему уважает Устав ООН.
Мы знаем, что скажут россияне по поводу всего этого. Они будут отрицать, отрицать, отрицать. Но есть простой способ узнать, является ли правдой что-либо из этой информации. Впустите представителей Организации Объединенных Наций. Предоставьте доступ независимым наблюдателям. Предоставьте доступ неправительственным организациям. Откройте гуманитарный доступ. Пусть весь мир увидит, что происходит.
Как члены Совета Безопасности, мы находимся здесь для того, чтобы содействовать международному миру и безопасности и поддерживать Устав ООН. Как минимум, я надеюсь, что каждый из нас здесь сегодня признает, что все лица, подлежащие фильтрации, нуждаются в скорейшем доступе к представителям ООН и гуманитарным учреждениям, с тем чтобы мы могли проверить их благополучие, о чём сегодня говорили сотрудники Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ). До тех пор, пока Россия не предоставит этот доступ, нам придется полагаться на собранные нами доказательства и смелые показания лиц, переживших процесс. Картина, которую они рисуют, наряду с растущим количеством сообщений, пугает.
Коллеги, настанет день, когда мы соберемся в этом Совете, чтобы осудить попытки Российской Федерации аннексировать новые участки территории Украины. И я попрошу вас запомнить то, что вы услышали здесь сегодня. Никто – никто – не сможет сказать, что их не предупреждали.
Благодарю вас.
/КР:/
Количество нарушений ведения войны зашкаливает и я предполагаю, чо в недалёком будущем страну царька с треском выкинут из всех подразделений ООН…/