Добрый день, друзья!
В 2018 году письмо Эйнштейна философу, профессору Гуткинду, было продано на аукционе Кристи почти за 3000000 американских рублей.
Письмо это сразу всколыхнуло мир, поскольку, еврейский философ, отправивший на рассмотрение Эйнштейну свою книгу «Выберите жизнь», наверняка, никак не ожидал такой реакции от великого ученого.
Чеи уж там между ними дело кончилось, я не знаю, а вот полный текст письма в русском переводе представляю вам. Уверен, многим будет интересно узнать точку зрения о Боге знаменитого Эйнштейна.
«Дорогой м-р Гуткинд,
По настойчивой рекомендации Брауэра, я в последние несколько дней прочел большую часть Вашей книги. Спасибо, что послали ее мне. Особенно обращает на себя внимание следующее: мы в значительной мере похожи друг на друга в фактическом отношении к жизни и человеческому сообществу: это сверх-личный идеал стремления к свободе от эгоцентрических желаний, стремление сделать бытие прекраснее и благороднее, с акцентом на чисто человеческое, чтобы неодушевленное было для нас только средством, и никоим образом не проявляло своего господства (Эта точка зрения особенно сближает нас как "unAmerican attitude, неАмериканская позиция").
И все же, если бы не рекомендации Брауэра, я никогда не стал бы вникать в Вашу книгу, поскольку она написана на недоступном для меня языке. Слово "Бог" для меня значит не больше чем продукт и выражение человеческой слабости, а Библия – это собрание множества почитаемых, но все же примитивных легенд. Никакое их толкование, пусть самое искусное, не убедит меня в обратном. Эти изысканные толкования, естественно, очень отличаются друг от друга и не имеют почти ничего общего с оригинальным текстом. Для меня подлинная еврейская религия, как и все иные религии, – это воплощение примитивных суеверий. Еврейский народ, к которому я с удовольствием принадлежу, и чей менталитет мне глубоко сродни, не имеет для меня, однако, никакого особого достоинства, в сравнении с любым другим народом. Как мне подсказывает опыт, евреи не лучше других групп людей, и только отсутствие власти спасает их от худших пороков. Ничего иного в плане их "избранности" я не нахожу.
В целом же меня удручает, что Вы притязаете на привилегированную позицию и пытаетесь отстоять ее двумя стенами гордости – внешней, общечеловеческой, и внутренней – как еврей. С общечеловеческой позиции Вы притязаете на известную степень свободы от признаваемой в иных случаях причинности; как еврей – на привилегию монотеизма. Но ограниченная причинность – это вообще не причинность, как первым, видимо, со всей проницательностью признал наш замечательный Спиноза. И анимистическая концепция естественных религий в принципе не отменяется их монополизацией. Благодаря таким стенам мы можем прийти разве что к некоему самообману, но наши моральные усилия они никак не вдохновят. Скорее наоборот.
Теперь, когда я Вам искренне высказался о различии в наших интеллектуальных позициях, мне, тем не менее, ясно, что по-существу мы очень близки, а именно в оценках человеческого поведения. Разделяет нас только интеллектуальное обрамление, "рационализация", выражаясь языком Фрейда. И я думаю, мы хорошо бы поладили, если бы обсуждали конкретные вещи.
С благодарностью и наилучшими пожеланиями.
Ваш, Альберт Эйнштейн»
Вот такая история, друзья.
Всем хорошего дня.