24.11.2024

Очерки. Oбaлдеть мoжнo : Русь крестил еврей!


 

Добрыня, как и почти все герои фолькора, не плод досужего вымысла, а реальный человек, послуживший прототипом многих сказаний. Чтобы выяснить, какая же реальная личность скрывается за этим именем, придется обратиться к "преданьям старины глубокой" – в десятый век. Это был в значительной степени судьбоносный век русской истории. Его события и люди отразились в исторической и художественной литературе, включая песни, сказания, былины.

Середина века – время правления Киевской Русью великой княгини Ольги. Ее отцом был тот самый "вещий Олег", который собирался "отмстить неразумным хазарам" и отправился в мир иной от укуса змеи. Муж Ольги великий князь Игорь погиб в стычке с древлянами, после чего Ольга стала единоличной правительницей Киевской Руси. Сыном Ольги был Святослав Игоревич, при котором был разгромлен и перестал существовать Хазарский каганат, а внуком – Владимир Святославович – креститель Руси. 

Киевская Русь занимала территорию Северного Причерноморья, ее владения протянулись далеко на север к верховьям Волги и на северо-запад к Новгороду. 
Она имела выходы к Балтийскому и Черному морям, занимая путь "из варяг в греки". Самыми могущественными соседями Киевской Руси были на юго-западе – Византийская империя, на востоке – Хазарский каганат. Кроме того, к
северу обитали древляне – союз восточнославянских племен. Все они исповедовали разные религии: Византия – христианство, Хазария – иудаизм, киевляне и древляне были язычниками. Во взаимоотношениях с соседями у Киевской Руси мирные периоды с активными торговыми связями чередовались с военными походами, как победными, так и неудачными. Потерпевший поражение становился данником победителя.

В результате одного из удачных походов против хазар к Киеву отошла часть их владений, включавшая в числе других город Любеч (ныне в Черниговской области, Украина). "Повесть временных лет" (ссылаясь на 960 г.) называет одного из жителей Любеча, еврея, именуя его Малк Любечанин. Он удостоился упоминания в летописи из-за своих детей.

Было их у него двое: дочь Малка и сын Товий. Видимо, отец дал им хорошее по тем временам образование, и поэтому Ольга забрала их на службу ко двору. Малку она сделала ключницей (домоправительницей) и милостивицей – ответственной за раздачу милостыни, а Товия приставила воспитателем – сначала к своему сыну, а затем и к внуку. При этом она их переименовала. Малка получила ласкательное имя – Малуша, а с Товия она сняла "кальку", то есть перевела его имя, имеющее смысловое значение, на русский язык: Товий происходит от еврейского "тов" – добрый, и Ольга превратила Товия в Добрыню (имя, сохранившееся только в фамилии – Добрынины). 

Каковы же были судьбы детей Малка Любечанина? В Малушу влюбился Святослав и женился на ней. Младшим сыном от их брака был Владимир. У Добрыни проявился полководческий талант, и он, став воеводой у Святослава, сыграл выдающуюся роль в победных сражениях с хазарами. Впоследствии, уже при Владимире, он был назначен княжеским посадником (наместником) в Новгороде и по указанию Владимира крестил новгородцев. И вот, казалось бы, парадоксальная ситуация в русской религиозной истории: крещение Руси в Киеве провел Владимир, чья мать Малуша была еврейкой, а в Новгороде – его родной дядя, брат матери.
Но не за это деяние попал Добрыня в русский фольклор, а за свои ратные подвиги. 

И как тут не вспомнить один из многочисленных куплетов:

В Третьяковской галерее
на стенах одни евреи.
А из "Трех богатырей"
левый тоже был еврей.

Левый – это Добрыня Никитич, бывший Товий Малкович.

С. КУМКЕС

10


67 элементов 1,554 сек.