22.11.2024

Монахи Шаолинь: воины силы духа, веры и целибата


За 15 веков существования Шаолиня его послушникам пришлось пройти через множество испытаний, чтобы сохранить свою веру вплоть до нынешних дней.

Монахи из китайского монастыря Шаолинь широко известны во всём мире благодаря своему легендарному кунг-фу или, как его обычно называют в России, ушу. Вовсе не стремящиеся к мирской славе воины Будды поневоле стали героями множества голливудских фильмов, книг, историй, легенд, да и просто баек о монахах, которые голыми руками, без какой-либо брони, способны обороняться против армий вооружённых захватчиков.

То, что мы знаем из доступной большинству поп-культуры о монахах Шаолиня, конечно, частично правдиво, однако внутри монастыря происходят вещи куда более сложные, чем те, что мы привыкли видеть в блокбастерах с Джеки Чаном. Легендарный храм Будды был построен в 495 году нашей эры, при этом сами монахи и его невероятная слава дожили до наших дней, хотя, казалось бы, кому хочется сидеть в храме и пить чай в эпоху цифровых технологий.

Монахи Шаолиня имеют свою историю, свой кодекс законов и правил, свой распорядок дня и определённые предписания: что им можно делать, и чего делать нельзя.

Индийский мессия в монастыре молодого леса
Индийский мессия в монастыре молодого леса

Китайский монастырь Шаолиньсы (Монастырь молодого леса) был построен в 495 году на горе Суншань, которая считалась святым местом, потому что на ней селились набожные отшельники, и по легендам, там жили бессмертные даосы. Первоначально монастырь выглядел как несколько деревянных построек, но под бдительным руководством первого настоятеля, Бато, туда стали приходить отшельники со всего Китая.

Главной целью пребывания в Шаолине стало «прозрение природы Будды». Этой достаточно абстрактно выраженной цели местные монахи пытались достичь с помощью сидячей медитации и физической нагрузки, которая проявлялась как в работе над благоустройством монастыря, так и в совершенствовании владения техниками ушу.

Постепенно среди монахов стали выделяться те, кто обучал своих братьев боевым искусствам. Они учились драться на кулаках и обращаться с различным оружием, стили и технику монахи заимствовали у мастеров из, так сказать, гражданского общества.

В 520 году Шаолинь посетил индийский мессия, легендарный Бодхидхарма, прозванный в Китае Дамо. Он был сыном богатого принца, но устал от людской суеты и нашёл себя в проповедничестве буддизма, тогда он ушёл из дома и, как истинный пилигрим, отправился скитаться по миру. В конечном счёте он пришёл в Шаолинь, чтобы немного скорректировать местную установку, и вместо «прозрения природы Будды» предложил «прозреть сердце Будды», то есть пробудить Будду внутри себя, в какой-то мере стать Буддой.

Особой поддержки он не получил и отправился в расположенную неподалеку пещеру. Там он провёл в сидячей медитации за «созерцанием стены» ровно девять лет, заснув, по легенде, всего один раз. При этом после того как Бодхидхарма проснулся, он пришел в ярость от самого себя и, вырвав свои ресницы, бросил их на землю. Однако из ресниц выросли кусты чая, который и по сей день пьют монахи во время медитации, чтобы восстановить силы и взбодриться.

Подвиг Бодхидхармы заставил монахов Шаолиня поверить в истинность его учения и принять его как единственно верное, с тех пор у них появился новый духовный наставник, в то время как настоятели монастыря просто следили за исполнением надлежащих обетов и сохранением инфраструктуры храма. После девятилетнего «созерцания стены» в сидячем положении ноги проповедника наотрез отказывались работать, что совершенно неудивительно.

Тогда он начал разрабатывать свой опорно-двигательный аппарат с помощью физических упражнений. После этого «урока» Бодхидхарма предписал своим последователям сочетать сидячую медитацию с физической нагрузкой: дыхательно-медитативными методиками, владением кулачным боем и специальным посохом Бо. Таким образом владение различными боевыми стилями плотно укоренилось в ежедневном распорядке монахов Шаолиня.

Воины Будды на службе у его величества
Воины Будды на службе у его величества

Первое столкновение монахов с реальными боевыми силами произошло во второй четверти седьмого века, когда Ван Шигунь поднял вооружённое восстание против китайского императора Ли Шиминя. Правитель потерпел поражение и был вынужден скрываться, тогда он попросил помощи у монахов Шаолиня. В итоге 13 бойцов Будды стали защищать императора: благодаря невероятной выдержке, силе духа и владению боевыми искусствами, небольшому отряду удалось разгромить вооружённых захватчиков.

Однако лидеру мятежников удалось скрыться, тогда монахи погнались за ним, повторно нарушив завет «непричинения вреда живому». Бойцам Шаолиня удалось справиться с личной гвардией Ван Шигуня и захватить его в плен, вернув на китайский трон законного императора. В благодарность Шиминь выделил монастырю 250 гектаров земли, разрешил монахам содержать боевой отряд (сэнбин) на территории монастыря в 500 человек, а также позволил им пить вино и есть мясо, что они делали не особо охотно, придерживаясь своих религиозных установок.

Кстати, именно тогда было положено начало «пьяному стилю» в кунг-фу, хотя, как мы узнаем позже, для того, чтобы быть «пьяным мастером», вовсе не обязательно употреблять алкоголь.

Всё, что происходило в Шаолине — останется в Шаолине
Всё, что происходило в Шаолине — останется в Шаолине

С течением времени монахи вызывали уважение у многих китайских императоров, настоятелями становились поистине выдающиеся люди, истинные приверженцы буддизма. Короче говоря, монастырь рос, и слава его росла вместе с ним. В начале 14 века главой Шаолиня стал губернатор княжества Цзин — Фуюй.

Монастырь при нём приобрёл невероятную популярность в миру: тысячи людей стремились попасть в обитель Будды, их было настолько много, что пришлось даже открыть филиалы в других провинциях Китая. Тогда Фуюй заметил, что множество послушников Шаолиня стремятся покинуть монастырь и вернуться к обществу, что в принципе не возбранялось. А вот передача «тайных знаний» боевых искусств монастыря мирянам — очень даже не соответствовало канонам буддистского храма.

Дело в том, что многие экс-монахи Шаолиня начинали хвастаться своими заслугами и самую малость их преувеличивать. Фуюю это не понравилось, тем более, что для изучения полного комплекса мастерства Шаолиня требовалось целых 20 лет, и обучались этому монахи, как правило, с самого раннего детства. Тогда он придумал «выпускной экзамен» для монахов Шаолиня: по указу настоятеля было сооружено 13 своеобразных застав, у которых постоянно дежурили монахи с разным уровнем боевой подготовки.

Любой желающий покинуть монастырь должен был доказать своё право называться монахом Шаолиня, победив всех соперников на своём пути. Если одержать победу не удавалось, или же были получены слишком тяжёлые травмы, проигравшего возвращали обратно в монастырь: подлечиться и продолжить обучение. Более того, он ещё и должен был понести наказание, потому что того требовал религиозный устав Шаолиня.

Кара Будды для нарушителя заветов монастыря
Кара Будды для нарушителя заветов монастыря

В начале 20-го века китайский генерал У Пэйфу, руководивший одной из армий Китая, решил привлечь монахов Шаолиня к, так сказать, государственной службе. Причём ему важна была не непосредственно боевая мощь монахов, а, скорее, их репутация в миру: поддержка воинов Будды равнялась поддержке населения, которое питало огромное уважение к послушникам монастыря.

Благодаря этому Пэйфу удалось прийти к власти: он победил своего главного противника, соратника японцев Чжан Цзолиня, и пришёл к власти в Пекине. В 1922 году он решил сформировать отряд особого назначения, состоящий по большей части из монахов Шаолиня. А сделал он это, по всей видимости предчувствуя масштабную гражданскую войну в Китае (1927-1950), начавшуюся после ареста местных коммунистов под руководством Гоминьдана (одна из политических партий).

Всего спустя год после начала войны Шаолинь был сожжён дотла одной из конфликтующих сторон. Не исключено, что причиной этому стал как раз таки тот самый отряд, который возглавлял именитый монах Моясин, по прозвищу Золотой Архат: он познал все тайные техники Шаолиня, начиная от закрытых разделов дяньсю («надавливание на точки») и заканчивая вэйгу («переломы костей»). В общем, настоящая машина для убийства, конечно же, во имя Будды. Или нет?

В общем, Мяосин, по всей видимости осознав свой гражданский долг, забыл все наставления Шаолиня, по типу «непричинения вреда» или сохранения сакральных знаний монастыря. Он активно сражался на стороне У Пэйфу против банд местных бандитов, а также «без устали» наставлял своих бойцов, обучая их тайным техникам кунг-фу, вопреки религиозным канонам Шаолиня.

По легенде, Будда не стерпел столь вопиющего нарушения своих предписаний и покарал нерадивого послушника: во время одной из боевых вылазок Мяосин погиб во главе своего отряда, не дожив даже до 36 лет.

Путь Будды в эпоху цифровых технологий
Путь Будды в эпоху цифровых технологий

Сейчас, в 21-ом веке, жизнь монахов Шаолиня по большей части не отличается от той, что была всегда. За исключением надоедливых блогеров и журналистов, на вопросы которых послушникам Будды приходится иногда отвечать. Зато для нас, мирян, это практически единственный способ узнать от первого лица, как живут легендарные монахи сейчас.

В течение дня они уделяют равное количество времени духовным практикам, таким как воспевание сутры, медитация и даже обучение английскому языку, и физическим нагрузкам, которые по большей части состоят из тренировок кунг-фу. За 15 с лишним веков монахи Шаолиня настолько отточили своё мастерство, что могут прыгать гораздо выше, чем обычные люди и даже непродолжительное время бежать по воде.

В своих тренировках монахи предпочитают работать с собственным весом или использовать в качестве дополнительной нагрузки естественные материалы, например, камни или брёвна. Кстати, пьют они в основном чай, воду или сок, хотя согласно религиозным заветам, могут пить всё, кроме алкоголя и стимуляторов.

Так что «пьяный стиль» на самом деле подразумевает полную свободу действий, непредсказуемость. Поэтому бойцов этого стиля иногда сравнивают с пьяными людьми, по которым непонятно, что они будут делать дальше.

Посвящённые в сан монахи Шаолиня не могут жениться, есть мясо и пить вино: за нарушение любого из этих обетов монах будет выгнан из монастыря. Кстати, ушедший из Шаолиня монах может вернуться обратно, но он будет считаться исключительно послушником в миру. 

С недавних пор женщины могут стать монахами, раньше это было невозможно из-за того, что приходилось бы создавать различные условия для послушников мужского и женского пола.

Послушники монастыря не занимаются сексом: с помощью медитации они способны подавлять в себе мирские желания и страсти, которые кажутся им лишними, причиняющими ненужные страдания и вызывающими тревогу. В то время как основной задачей монаха Шаолиня является достижение полного умиротворения и контроля над собой.

Также мужчины Шаолиня практически не имеют волос на голове, так как считают их лишним бременем и поводом для беспокойства. Монахи поголовно придерживаются вегетарианства, потому что это помогает им быть более здоровыми и соблюдать завет «непричинения вреда живому».

Монахи Шаолиня ложатся спать и просыпаются очень рано, следуя распорядку дня, составленному монастырём. Они всё также преодолевают мирские искушения на пути к умиротворению и дзену. Они тренируются и медитируют каждый день, улучшая состояние своего тела, сердца и разума. Они продолжают идти по пути Будды с 495 года до наших дней, что, несомненно, заслуживает уважения.


67 элементов 1,160 сек.