22.11.2024

Владимир Путин, израильский авантюрист и тонна кокаина из Колумбии


Эта удивительная история легла в основу книги «Операция Акапулько», которая недавно вышла в свет на иврите. Автор книги – 69-летний израильский пенсионер Йом-Тов Михтави.

Трудно представить, что в начале 1990-х этот человек решил провести немыслимо дерзкую операцию по контрабанде тонны колумбийского кокаина в Россию. И уж, конечно, он и представить себе не мог, что в дело войдут Владимир Путин (который тогда еще не был президентом России) и высшие чины КГБ, которые обеспечили прикрытие и в конечном итоге прикарманили многомиллионную прибыль.

 

Yevgeny Odinokov, Sputnik, Kremlin Pool Photo via AP

«Если бы все пошло так, как было задумано, и операция завершилась успешно, я мог бы сразу уйти на покой, обеспечив не только себя, но и детей, и внуков, – сказал Михтави в интервью 12 телеканалу израильского телевидения. – Это была одна из самых дерзких и хитроумных операций, и я до сих пор не могу понять, как кораблю вообще позволили отплыть из Колумбии в Россию  без проверки груза». По его словам, на борт грузового судна погрузили контейнер с тонной кокаина. По завершении сделки он должен был получить 50 млн долларов наличными.

Йом-Тов Михтави родился в Иерусалиме в семье репатриантов из Курдистана. Когда он был ребенком, родители развелись. Йом-Това, как и его четверых братьев и сестер, отправили учиться в интернаты. Оттуда, по его свидетельству, путь в мир криминала был очень коротким. Сегодня он называет себя «бывшим уголовником». Но поясняет: «Я никогда никого не убивал, никогда никого не сдавал. Ни разу не обагрил свои руки кровью ради  наживы. В отличие от многих нынешних уголовников, которые готовы продать душу дьяволу. Они убивают, предают, становятся государственными свидетелями или тайными осведомителями полиции, чтобы спасти свою шкуру. У меня был свой моральный кодекс. Свои понятия. Я дал себе зарок, что никогда не буду стучать на своих товарищей, даже если мне предстоит провести много лет в тюрьме. Что, в конце концов, со мной и произошло».

В мире контрабанды наркотиков Михтави делал быструю карьеру. В 1990-е годы он с подельниками переехал в Амстердам, откуда руководил контрабандой «экстази» по всей Европе. Там же он близко познакомился со всеми израильскими наркодилерами. Например, с теми, которые пытались привезти из Колумбии в Западную Европу 650 кг кокаина, но попались и прогорели.

Но их пример не давал Йом-Тову покоя. И он решил учесть все ошибки неудачников и организовать доставку гигантской партии кокаина – целой тонны – из Колумбии в Россию.

«Эти ребята дали мне серьезные адреса в Колумбии, познакомили с израильтянами, которые там живут и занимаются этим бизнесом», – рассказал Михтави. В 1992 году он вылетел в Боготу, чтобы воплотить свой грандиозный план. Тонна кокаина должна была прибыть из Колумбии в Санкт-Петербург, откуда его должны были доставить в Голландию.

 

В Колумбии Йом-Тов встречался с представителями местного картеля, которые предложили ему за миллион долларов тонну кокаина и его отправку из порта Барранкилья на севере Колумбии по морю в Санкт-Петербург.

«У нас были очень тесные связи с криминальным миром России. Голландцы тогда не проверяли грузы из России. Наш кокаин снабдили бы всеми необходимыми документами, и он прибыл бы благополучно в Амстердам», – рассказывает Михтави.

В те времена мэром Санкт-Петербурга был Анатолий Собчак, а его помощником работал молодой офицер КГБ Владимир Путин. В накладной на груз из Колумбии в графе получателя значилась санитарная инспекция мэрии Санкт-Петербурга. «Я тогда не мог себе представить, кто такой Путин и каким невероятным влиянием он обладает, – вспоминает Михтави. – Лишь спустя годы мне стала понятна вся картина. Это он и его люди присвоили себе наш груз».

Михтави рассказывает, что кокаин был расфасован в банки с говяжьей тушенкой. Всего на борту судна было 18 тонн этих консервов. В январе 1993 года груз покинул Колумбию. Но Михтави и его товарищи не подозревали, что ФБР с самого начала знало о грузе, и их сразу начали «пасти». Скорее всего, у спецслужб были свои осведомители в окружении колумбийских наркобаронов. За кораблем велось спутниковое наблюдение.

«Мы не знали, что американцы нас пасут, – рассказал Михтави. – Мы с товарищами были очень беспечны. Мы уже обсуждали, в какие путешествия отправимся, когда сорвем свой куш». Но этим мечтам не суждено было осуществиться. 18 февраля 1993 года по CNN  сообщили об аресте контейнера с тонной кокаина на таможне в Выборгском порту.

«Мы сразу поняли, что пропали наши деньги, – вспоминает Михтави. – Для меня это был большой удар».

Потом стали выясняться другие подробности. Например, что судно с грузом кокаина пасли разведки нескольких стран, включая израильскую. Израильские спецслужбы следят за израильскими криминальными авторитетами по всему миру, особенно если у них есть связи с колумбийскими наркобаронами. По всей видимости, израильтяне передали информацию российским спецслужбам, которые с нетерпением ждали прибытия груза. Но после захвата груза его реквизировала Санкт-Петербургская мэрия, после чего появилась информация, что кокаин оказался в руках "тамбовской группировки", которая продала его в Швейцарию и в Германию. По всей видимости, кокаин попал бандитам от Путина за круглую сумму.

Йом-Тов Михтави утверждает в своей книге, что об этой сделке знал бывший российский разведчик Александр Литвиненко, который попросил убежище в Великобритании, но был отравлен полонием сотрудниками российских спецслужб. «Литвиненко знал, что Путин и Собчак наложили лапу на этот кокаин и перепродали его бандитам, – говорит Михтави. – Мы видели потом много документов 1990-х, которые показывают, чем занимался тогда молодой офицер КГБ. Он хорошо нагрел руки за мой счет».

«Я не боюсь Путина, – сказал Йом-Тов Михтави в ответ на вопрос, не страшно ли ему издавать такую книгу. – Я пенсионер, что он мне сделает? Отравит? Я не думаю, что его заинтересует моя скромная персона. Я здесь публикую факты, которые давно известны британской и другим разведкам.

У меня нет сомнений, что на деньги, полученные от продажи нашего кокаина, Путин укрепил свои позиции во власти, что позволило ему  стать президентом России».

По следам этой истории Михтави был осужден на 9 лет. Его израильские подельники тоже получили серьезные тюремные сроки. Он вышел на свободу в 1999 году, когда ему скостили треть срока за хорошее поведение. После отсидки он переехал в Бухарест, где помогал Зеэву Розенштейну в организации казино. Он использовал свои международные связи для контрабанды «экстази» в США под патронажем Розенштейна. Его снова арестовали во время поездки из Бухареста в Варну, предъявив международный ордер Интерпола. Он был осужден на 20 лет.

В 2014 году Михтави перевели в израильскую тюрьму, и через три года он вышел на свободу. С тех пор он пишет мемуары. Сейчас он продолжает работать над следующей книгой – «Стены надежды».

«Детали», по материалам информационных агентств, Ц.З. Yevgeny Odinokov, Sputnik, Kremlin 


67 элементов 1,343 сек.