22.11.2024

Израиль. Ещё раз о законе «О возвращении»…

В 1950 году Кнессет принял закон «О возвращении». Могу предположить, что приблизительно в это же время министерство финансов внесло в Кнессет на утверждение  закон «О принципах расчета пособия на прожитие для новых репатриантов». Интерес к пониманию структуры нашего пособия на прожитие пришел к нам – репатриантам 90-х – с большим опозданием и только тогда, когда по возрасту мы не смогли продолжать работать. Что же мы поняли?

 

            Пособие для одиночки  (мужчины или женщины) было определено, как базовое. А размер базового пособия по общепринятым нормам должен вытекать из размера прожиточного минимума. Сегодня мое пособие 87-летнего мужчины, определенное «Битуах Леуми», равно 2934 ш. или 32.48% от среднего заработка 9000 ш. Пособие на жену  прибавляется к пособию мужа, как половина его пособия. И тогда наше пособие на пару стало 4386 ш  или на каждого по 24.36%. Понимая, что полтора пособия не достаточны для прожития семьи, служба социального страхования «Битуах Леуми» разрешила нам  заработать ещё примерно одно пособие на жену. И  для этого провела хитроумную операцию, которую Кнессет преобразовал в закон. Полтора пособия были разделены на собственно пособие и социальную надбавку. Но это не надбавка, это просто часть пособия на двоих! Соотношение пособия и социальной надбавки 1.15:1. В этом же законе было записано, что заработок в данный месяц, превышающий разрешенный, должен быть умножен на 0.6 и  вычтен из социальной надбавки. 

 

Если по международным стандартам пособия на мужа и жену должны быть равными,   то нетрудно понять, что нам до этих норм, как до неба. Я хочу отметить, что и без знания этих норм, мы хорошо понимаем, что необходимо работать и иметь право заработать больше, чем нам разрешают. Если же разрешенный заработок  превышен значительно, то семья лишается социальной надбавки полностью. Лишенные социальной надбавки лишаются пособия на аренду жилья,  скидок на лекарства и проезд в городском транспорте. Легко понять, что за заработки, сверх разрешенных помесячно, продолжать  работать – значит не уважать себя и свой труд. Но это ограничение невыгодно и нашим работодателям. А об этом не подумали в «БЛ». И поэтому в теневую экономику потекли миллионы шекелей. (Лично я решил, что допустимый заработок должен рассчитываться, как средний за год, потому что работа может быть случайной. На что сотрудница «БЛ» мне возразила: «но тогда вы имеете социальную надбавку»! Если работники «БЛ» всерьез понимают социальную надбавку, как выплаты сверх пособия, то придумка с названием сработала.)

 

            Прошли годы, алие 90-х больше 20 лет. Мы  постарели, и разрешение  работать уже неосуществимо, и пришло  понимание того, что израильский истеблишмент совершил либо грубую ошибку, либо преднамеренный обман, который не желает признать. Разобравшись во всём этом, мы обратились к  директору отдела абсорбции, которая  проверила сообщенные нами цифры и обратилась в «Битуах Леуми» с просьбой  помочь своим подопечным. Вот ответ Генерального директора «Битуах Леуми» профессора Шломо Мор-Ёсефа:

            «…Мы понимаем, что размер пособия недостаточен для покрытия всех необходимых для жизни расходов. Я надеюсь, что в будущем будет возможность повысить уровень пособия».

 

            Продолжая разговор об алие и шекелях, сравним пособие на прожитие с пособием на аренду жилья. Если пособие на прожитие живет в двух режимах: замораживания и индексации, то пособие на аренду подобно кардиограмме человека в  клинической смерти: прямая линия, прерываемая двумя оживлениями. Первое оживление произошло, когда Натан Щаранский был министром строительства. Он добился существенной  добавки к пособию в 400-600 шекелей, если заключить договор  аренды на 5 лет. Второе оживление произошло в 2011 году. Прибавку в 400 шекелей на 5 лет получили те, кто вышел из очереди на социальное жильё.

 

            А теперь задумаемся. В 2007 году репатриация  сравнялась с эмиграцией. В Модиине за прошедшие 5 лет построены более 10 «высоток», и непрерывно строятся дорогие виллы. А в новом районе ведется и малоэтажное  строительство. Многоэтажные дома строятся в новых районах Рамле, Натании, Ашкелона, Тель-Авива, и в других городах.  Не свидетельствуют ли эти факты о кардинальном изменении политики по отношению к алие 90-х и вообще о корректировке закона «О возвращении»?

 

            Всё, что произошло и продолжает происходить с алией 90-х, не пройдет незамеченным для евреев, живущих на планете Земля.

Напечатано в газете «Новости Недели» 22 августа 2013 года с редакционной правкой. Этот тест оригинальный, мой.

Автор: Shmuel Stekel


67 элементов 2,632 сек.