22.11.2024

Сережа Хазанзун – АССОЛЬ…


В 1924 году они переехали в Крым, где Нина могла бы "поправить здоровье". Купив в Феодосии квартиру по ул.Галерейная, 10 (теперь там музей Грина), они разорились на судебных тяжбах с издательством. Квартиру пришлось продать и переехать в 1930 году в более дешевый город Старый Крым.

Здесь советская цензура, с мотивировкой "вы не сливаетесь с эпохой", еще сильнее ударила по семейному бюджету, запретив переиздания Грина. Они начали болеть и голодать – Грину даже пришлось охотиться на окрестных птиц с луком и стрелами, но безуспешно. На все письма с просьбой о помощи, которые он отправлял в Союз писателей, получал отказ. Ему отказали также и в пенсии, как "идеологическому врагу".

У Грина из-за плохого питания и потрясений развился рак желудка. В конце апреля 1931 года, будучи уже серьёзно больным, он в последний раз ходил (через горы) в Коктебель, в гости к Волошину. Этот маршрут до сих пор популярен среди туристов и известен как "тропа Грина". В конце 1931 года Грину стало совсем худо. Нина вызвала из Феодосии знакомого врача – но он не в силах был облегчить страдания писателя.

8 июля 1932 года, на 52-м году жизни, Александр Грин скончался в Старом Крыму. Нина выбрала для его могилы место на старокрымском кладбище, откуда видно море, которое так любил Грин. На могиле писателя установлен памятник "Бегущая по волнам".

Через два года после смерти Грина писатель Малышкин, встретив 39-летнюю Нину в гостях у Паустовских, встал перед ней на колени и воскликнул: "Ассоль! Ну почему же ты седая?".
Нина Грин продолжала жить в Старом Крыму, работая медсестрой. Во время Второй мировой войны она была угнана на трудовые работы в Германию, а в 1945 году добровольно вернулась назад, получив десять лет лагерей за "коллаборационизм и измену Родине", с конфискацией имущества. После конфискации ее участок и постройки в Старом Крыму передали первому секретарю Старокрымского райкома партии Л.С. Иванову.

Нина отбыла почти весь свой срок и вышла на свободу в 1955 году по амнистии. После смерти Сталина в 1953 году запрет на многих писателей был снят – произведения Грина были возвращены в литературу. Они издавались миллионными тиражами.

Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956), Нина приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как курятник. В этом доме Нина хотела открыть музей писателя, но чиновник ни за что с курятником расставаться не хотел.

Друзья-писатели Грина написали открытое письмо в защиту домика Грина. Через год мощный удар по "курятнику" нанес фельетон Леонида Ленча "Курица и бессмертие". Иванов был в ярости. Его стараниями по Старому Крыму поползли слухи, будто Нина Грин переливала кровь убитых младенцев раненым немцам. На улицах вдогонку писательской вдове шипели "Фашистка!". У Нины от таких переживаний случился инсульт.

В 1960-м году к 80-летию Александра Грина Нина таки получила ордер и ключи от его домика и в день рождения писателя открыла его для посетителей. В нем она провела последние десять лет своей жизни. В июле 1970 года был открыт Музей Грина в Феодосии, но лишь год спустя дом Грина в Старом Крыму тоже получил статус музея так как его открытие крымским обкомом КПСС упиралось в давний конфликт с Ниной: "Мы за Грина, но против его вдовы. Музей будет только тогда, когда она умрёт".

Нина Николаевна Грин скончалась в Киеве 27 сентября 1970 года не реабилитированной. Но она выполнила главное – создала в Старом Крыму Музей Александра Грина и написала о нем воспоминания. Похоронить себя она завещала рядом с мужем. Местное партийное начальство, раздражённое утратой курятника, наложило запрет; и Нину похоронили в другом конце кладбища. 23 октября следующего года, в день рождения Нины, шестеро её друзей ночью перезахоронили гроб в предназначенное ему место.

В 1997 году Нина Грин была реабилитирована.

 Сережа Хазанзун

/КР:/
Страна советов никогда не давала спокойно жить и творить никому и, в первую очередь, талантливым людям…/


66 элементов 1,170 сек.