Дмитрий поставил сумку в коридоре и раздеваясь сказал:
— Мам, поживу пока у тебя. Пришлось уйти, стало невыносимо, да и теща постоянно настаивала, чтобы я ушел. Хоть и живем с Катей отдельно, но она, как будто прописалась у нас. Приходит в восемь утра и уходит в восемь вечера. А теперь пришлось сдать служебную квартиру. Теща и жена против, чтобы мы жили вместе. Жалко только дочку.
— Сынок, да как же это? У вас семья, дочка? Нет, я конечно даже рада, что ты будешь жить со мной, мне с тобой в трехкомнатной квартире веселей, а то все не могу привыкнуть. Уж три года, как нет отца, а мне все кажется сейчас придет откуда-то. Ты не подумай ничего, просто жалко, что семья ваша рушится, – переживала мать.
— Мам, она уже разрушилась, и это теща разрушила нашу семью. Не один раз мы разговаривали с Катей по этому поводу. Вроде бы жена со мной во всем соглашается. Но как только теща заявляется, Катя становится совершенно другой, — как-то устало и разочарованно отвечал сын.
Дмитрий не понимал Катю, свою жену. Да, она единственная дочь у матери, но так контролировать свою дочь и разбивать семью, унижать постоянно зятя, зачем? Зачем это нужно теще и чего она этим добивалась? Дмитрий сделал вывод, что теще нужен другой зять, денежный. Но ведь жену все устраивало. Катя молчала и матери никогда не перечила, если она допекала зятя.
Когда Катя с Дмитрием поженились, встал вопрос — где жить молодым? Он предлагал у своих родителей, а она — у её матери. Жена с тещей настояли на своем. Дмитрий сразу же понял, что теще он не ко двору. Придиралась к мелочам, не давала лежать на диване, сразу находила для него занятие. Прибить полку на кухне, прочистить раковину, чтобы не засорилась, почистить ванну, на балконе навести порядок, да мало ли чего.
Дмитрий терпел, молчал, с работы приезжал и начинались упреки.
— Когда у тебя зарплата, я уже на свои деньги покупаю продукты. А поесть любишь. Что так поздно с работы приезжаешь или завел кого на стороне?
— Я с работы еду через весь город, поэтому поздно, пока ждешь автобус, а он иногда опаздывает. А вам-то что, жена мне ничего не говорит, её все устраивает, — пытался оправдываться он.
Но все бесполезно, теща не унималась, и Дмитрий понял, нужно от неё съезжать. А тут через какое-то время ему предложили работу с оплачиваемым жильем. Дмитрий с женой переехали в служебную квартиру, уже и зарплата приличная стала. Он вздохнул облегченно:
— Наконец-то не нужно слышать эти упреки, занудство и брюзжание тещи.
Но теща менять свое мнение о зяте не собиралась, хоть и стал больше зарабатывать. Когда все более-менее наладилось, решили подумать о ребенке. Но забеременеть у Кати не получалось, пришлось ей проходить курс лечения. А теще снова злорадствовала, хоть и виновата в этом была её дочь.
— Ну что это за зять? Даже ребенка не могут родить, как положено. Все не как у всех…
И вот наконец долгожданная беременность жены. Дмитрий буквально пылинки сдувал с жены. Запретил ей заниматься домашними делами, по дому делал все сам, покупал продукты, уборка квартиры, оплата счетов, сопровождение жены в поликлинику — все это было на нем. А ведь он работал, но после работы крутился, как белка в колесе.
Их дочка на свет появилась раньше времени и слабенькой, пришлось Кате с ней долго лежать в больнице. Но слава Богу, все обошлось. Незадолго до выписки теща появилась в квартире Дмитрия и устроила скандал:
— Ты почему ничего не купил для ребенка? Уже давно пора купить коляску, кроватку и вещи. Каким ты был недотепой, таким и остался, таким и будешь всю жизнь. Скоро жену с ребенком домой привезешь, а здесь ничего нет.
— Но Катя сама сказала, что заранее не будем ничего покупать, плохая примета — это её слова. И без неё просила ничего не покупать, — пытался объяснить он теще, но та его не слушала, обозвала непристойным словами и ушла.
Дмитрий где-то понимал тещу, она переживает за дочь и внучку. Но вещи, которые нужны были для встречи из роддома, у них уже закуплены. А теща всегда недолюбливала зятя, а тут во всем обвинила его.
— Это ты виноват в том, что Катя родила раньше срока, не помогал, не заботился о ней.
Дмитрий никогда не опускался до скандала с тещей, пусть беснуется, пусть свой яд выплескивает, он молча терпел. Так был воспитан. Хотя её соседки ей говорили, что она не на того зятя нарвалась. Другой бы её давно с лестницы спустил.
Когда он привез жену с дочкой домой, помогал ей во всем. Купал дочку, менял памперсы, переодевал, гулял после работы, мыл посуду. Научился быстро, даже Катя удивлялась, как ловко у него все получается.
Первое время теща не приезжала. Дмитрий с женой купили все для дочки. Он радовался и надеялся, что теща оставила их в покое. Но рано радовался, когда дочке исполнился один месяц, она появилась. Началось все сначала.
— Сидишь на диване? Ты должен день и ночь работать на трех работах, чтобы обеспечивать свою семью, чтобы они ни в чем не нуждались, — пилила теща зятя.
— Мам, Дима и так работает и зарабатывает, у нас все есть, — пыталась было заступиться за мужа жена. – Помогает во всем…
— А ты молчи. Ты не понимаешь ничего в жизни! Еще и заступается за лодыря.
Катя молчала и вскоре уже была на её стороне. Время шло, дочка подрастала. Теща вышла на пенсию и сообщила, что у неё теперь будет много свободного времени и она будет помогать с внучкой. Теща приезжала к ним домой сначала на полдня, а потом проводила у них весь день. Конечно она помогала с внучкой, забирала из садика, Катя уже вышла на работу.
Все бы ничего, но Дмитрия раздражало, что теща постоянно находилась у них даже в выходные дни. При ней он не мог расслабиться, она до восьми вечера была здесь, она заполняла все пространство в квартире. Командовала и все решала за всех, а сама исподтишка настраивала дочь против зятя. Дмитрий это чувствовал и слышал.
— Ну зачем тебе нужен такой мужик? По дому ничего не делает, жадничает, с дочкой не помогает, — ворчала на кухне теща.
Хоть и было это неправдой, но Катя молчала. Дмитрий тоже молчал, чтобы не накалять обстановку.
А хуже стало, когда теща приобрела дачу, правда опять же с помощью денег зятя, но это не важно. На дачу нужно купить то и это, привезти. Хоть и был для неё зять лодырем, но кто ей поможет? Она даже по имени его никогда не называла.
— Надо привезти на дачу удобрение, — говорила она зятю. – А кто привезет? Дачу я купила и для вас тоже, внучке там на свежем воздухе будет хорошо летом.
Потом заболел отец тяжело. Дмитрий часто был у родителей, помогал, покупал лекарства. А теща опять была недовольна — слишком много времени уделяет своим родителям. А если не дай Бог, что-то забудет купить для дачи, тогда это целая трагедия и скандал обеспечен на весь день.
Отец Дмитрия болел тяжело, но пришел тот момент. Похоронили. Мать переживала, тоже заболела, но Дмитрий поддерживал её, как мог. Старался во всем помочь, хоть она и возражала.
— Сынок, поезжай домой, а то там теща опять тебя будет пилить. Я не хочу, чтобы еще из-за меня у тебя были проблемы.
— Мам, ну что ты. Да ну её эту тещу, пусть беснуется. Мне все-таки твое здоровье важней.
Шло время, неприятность случилась, откуда не ждали. На работе у Дмитрия начались сокращения, предприятие обанкротилось и Дмитрий потерял работу, нужно было освобождать служебную квартиру. Вот тут уж теща показала всем, где раки зимуют. Хоть Дмитрий и встал на биржу труда, при этом постоянно искал работу, и пока безрезультатно. Теща говорила о зяте:
— Вот пьяный проспится, а дурак никогда. Так и будешь получать эти несчастные копейки? Семью нужно обеспечивать, Катя одна тянет. Дочка в школе учится, на неё тоже деньги уходят. Каким ты был лодырем, таким и остался, — злобно верещала теща.
— Катя, ты что молчишь, тебя разве все устраивает? Ты сама жалуешься, что не хватает тебе денег. Надо решать вопрос, пусть убирается этот лодырь, кормить еще его.
Теща не стеснялась в выражениях и даже не старалась, чтобы зять не услышал её ругань. Наоборот старалась, как можно больней уколоть его.
Прошло два месяца и квартиру нужно освобождать. Дмитрий разговаривал с женой.
— Кать, собираем вещи и переезжаем к моей матери. Там трехкомнатная квартира, места нам хватит. Мама даже предлагает разменять, ей купить однушку, если ты не хочешь с ней жить. Ты что молчишь?
— Дима, жить будем у моей мамы. Да, там двухкомнатная квартира, но мне с моей мамой лучше. Мы уже с ней обо всем переговорили и решили, — настойчиво говорила жена.
— Как это с ней переговорили? А меня значит в известность не нужно поставить? – спросил муж.
Но тут влетела в комнату теща:
— А ты кто такой, чтобы тебя ставить в известность? Ты муж что ли? Копейки приносишь домой. Не обеспечиваешь свою семью, нищеброд. Катя, пусть он живет у своей матери, а мы будем жить у меня.
— Ну бабушка, я не хочу, чтобы папа жил отдельно от нас, — вставила свое слово внучка, она любила отца больше всех.
— А тебя никто и спрашивать не будет, нашлась защитница. Будешь делать так, как мы с твоей матерью захотим, — быстро заткнула рот внучке она.
Дмитрий обратился к жене:
— Кать, ну правда, дочке лучше вместе с нами жить. Зачем ты идешь на поводу у матери? Дочке сложно будет жить без меня. Тебе ведь не пятнадцать лет, ты взрослая женщина, скоро уж сорок лет стукнет а все маму слушаешь…
— Помолчи, Дим. Я уже все решила. Нам нужно пожить отдельно, так что катись к своей матери, а мы будем жить у моей.
Так и разошлись по разным квартирам Дмитрий с женой. Теща разбила семью. Дмитрий живет у матери, жизнь у него наладилась. Работу нашел с достойной зарплатой. Иногда по выходным встречается с дочкой. Дмитрий несколько раз пытался поговорить с женой:
— Катя, дочка должна расти в полной семье. Можем разменять квартиру мамы.
— Не хочу я жить с тобой, подаю на развод. А с дочкой можешь общаться и платить алименты, ну и так денег подкидывать, мы не откажемся. Я буду жить с мамой, она мой самый родной человек. А ты так, посторонний мужик…
— Но, Катя… — он даже не нашелся, что сказать.
Дмитрий со временем понял, что никакой семьи у них и не было. Разве с такой тещей и женой можно построить семью? Конечно жаль ему все эти годы, но как случилось, так и случилось. Даже, если бы он настоял на своем, все равно семьи бы не было. Теща контролировала все.
Мать Дмитрия тоже переживает:
— Сынок, и что в результате? Ты остался один, жена твоя одиночка, если конечно мать ей не найдет мужа. Больше всех страдает твоя дочка и моя внучка. Мы редко с ней видимся. Одна надежда, когда она повзрослеет, поймет кто есть, кто. И кому от этого стало легче? Никто от этого не выиграл.
— Да, мам. Я понимаю. Теща воду мутила и мутит. А могла бы оставить свою дочь в покое. У самой жизнь не сложилась, и дочку сбила с дороги. Могла бы жить для себя, путешествовать, или в санатории отдохнуть, так нет. Нужно сделать всем на зло. Как можно быть таким человеком, портить всем отношения, чтобы все страдали. Ей от этого легче что ли? — говорил Дмитрий.
Он уже для себя решил, что в сорок лет жизнь только начинается, и будет еще в его жизни любовь и счастье, но теперь он уже не повторит таких ошибок.