Раввин Биньямин Кахане, аШем икком дамо, простыми словами и доходчиво объясняет историю Хануки.
Стоит познакомиться с полной историей Хануки, чтобы лучше понять её уроки. В конце концов, эта история говорит сама за себя.
Такая, казалось бы, знакомая всем нам история Хануки: Антиох, недоброй памяти греко-сирийский царь, решил заставить евреев сменить веру, и тогда восстали Маккавеи и воевали против него вплоть до победы.
Нам также знакомо в связи с Ханукой понятие «митьявним» и мы знаем, что Хасмонеи сражались также и с ними. Однако, как это нередко случается, похоже, что неизвестна полностью история этих событий, включая и вопрос о роли эллинистов в ней. В этой статье мы вкратце, но достаточно подробно опишем исторические события, стоящие за этим любимым поаздником. И таким образом, уроки его станут более понятными.
Антиохос Эпифанес – тот самый Антиох, из Хануки – взошёл на царский престол примерно полтора столетия спустя после начала мощного движения по захвату господства в мире эллинизмом. В течение всего этого периода Иудея (верховная власть в которой принадлежала грекам, а реальное правление было передано в руки первосвященников) оставалась редким островком, в который «нахлынувшая» на мир эллинистическая культура так и не проникла. Античные авторы той эпохи отмечают эту особенность еврейского народа, но есть среди них и такие, кто в своей фанатичной нетерпимости объя вляют иудеев «человеконенавистниками» из-за их изолированности от других народов.
ПЕРЕВОРОТ В ИЕРУСАЛИМЕ
Однако, в тот период, из-за
событий которого празднуется Ханука, в Иудее начались изменения в худшую сторону. Сильное влияние эллинизма начало проникать и сюда. Многие, в том числе и когены-священнослужители Храма, увлеклись новомодными «веяниями». Их стали называть «митьявним». Так вот, эти самые эллинисты не удовлетворились своим личным участием в культуре Древней Греции, но возжелали, чтобы власть, т. е. первосвященство, перешла бы к ним. Иерусалим же должен был превратиться по всем статьям в греческий город, где даже собирались построить «гимнасион» – заведение, которое, пожалуй, наиболее ярко характеризовало эллинистическую культуру того времени, пропагандируя культ обнаженного тела и организовывая соревнования по борьбе в подобном виде.
И вот выступил некий эллинизатор, брат первосвященника, с тем, чтобы воплотить в жизнь этот план, и купил у Антиоха за деньги первосвященство, а также право осквернить Иерусалим строительством «гимнасиона». На этом этапе евреи, верные Торе, всё ещё сдерживались.
ЦЕЛИ ЭЛЛИНИЗАТОРОВ
Какую же цель преследовали эллинисты, превращая Иерусалим (и Храм) в город, имеющий характерный греческий облик? Внимательно рассмотрев вопрос, можно сделать вывод, что их целью было одно из двух. Либо они намеривались осуществить религиозную реформу в «устаревшем» иудаизме и приспособить его к «прогрессивным» греческим взглядам (если это так, то новый культ, который был позднее установлен в Храме по следам указов Антиоха, «совместил» в себе черты иудейской веры и культа богов Греции). Или же эллинизаторы хотели просто-напросто отменить иудаизм и тем самым превратить еврейский народ в греков, как это произошло со многими народами мира.
Итак факты, которые мы увидели, свидетельствуют о том, что до сих пор Антиох не был инициатором. Пока что его «тащут» за собой евреи-эллинисты. Ему самому эти дела казались всё ещё «не первой важности», хотя он и был рад помочь тем, кто очень хотел эллинизировать Иудею.
«МЕНЕЛАЙ-ПРЕДАТЕЛЬ… РУКОВОДИЛ ЭТИМ»
Тем временем, спустя три года некий еврей по имени Менелай, «свой человек» в эллинизированных кругах и ещё более радикальный эллинист, чем его предшественник, покупает первосвященство за ещё более высокую цену.
В Иерусалиме в течение восьми долгих лет от первой купли-продажи первосвященства и до указов Антиоха шла тяжелая борьба, нередко кровавая, между различными группировками евреев-эллинистов с одной стороны, и евреев, хранивших верность Торе, с другой. В тот период реальная власть в городе переходила из рук в руки не один раз. Мы не будем подробно останавливаться на этом из-за недостатка места и перейдём к заключительному этапу всей этой истории.
Как только Антиоху стало известно о непокорности верующих евреев и их выступлениях против эллинистов, во главе которых стоял его друг Менелай (получивший от него власть), он поднялся в Иерусалим, учинил там резню и осквернил Храм, в то время как «Менелай, предавший Тору и землю отцов, руководил этим” (2 кн. Маккавеев, 5:15).
УКАЗЫ, ВОССТАНИЕ И НЕЗАВИСИМОСТЬ
Однако, после того как Антиох покинул город, властью в нём снова овладели верные заповедям евреи. И тогда, на этом этапе Антиох решил издать свои небезызвестные указы, запрещавшие выполнение заповедей Торы, исходя из признания и понимания того факта, что лишь оторвав евреев от их веры, у него есть шанс подавить их. По всей видимости, также и эти чрезвычайно жёсткие шаги были предприняты при сотрудничестве и даже поддержке евреев – сторонников эллинизации.
В 1-ой Книге Маккавеев (1:52) так было сказано в связи с введением этих указов: «и присоединились к ним (к служившим в Иудее грекам, назначенным для претворения этих законов в жизнь – прим. автора) многие из народа, всякий оставивший Тору, и творили злое в стране».
Конец истории хорошо известен: коhены из рода Хашмонаим подняли восстание и сплотили евреев, верных Торе. А указы были отменены лишь через три года, после того как изгнали греков из разных частей страны, овладели Иерусалимом и очистили Храм. Впервые с момента возвращения в Цидон и строительства Второго Храма (примерно за 200 лет до этого) была ликвидирована чужая власть «и вернулось царство в Израиль» (Рамбам, Законы Хануки, гл. 3). Греков стали вытеснять из Эрец-Исраэль шаг за шагом на протяжении нескольких лет, эллинисты исчезли из страны, и первосвященство было очищено вместе с Храмом.
Кажется, что эта история говорит сама за себя.
Опубликовано. В «Дарка шель Тора»
# 447 24 Кислева 5760 г. (3/12/99); на русском языке – в бюллетене «Еврейская идея» #21 5761 г. (12.00).