Какие безумства совершались во имя любви, а жизненные обстоятельства, в которые они попадали волею судеб были похлеще любого вымысла.
Какие были женщины! И как их любили, чем жертвовали и какими страстями были наполнены жизни. В умении человека любить, в историях, связанных с этим чувством наиболее ярко проявляются как мужские, так и женские характеры.
Представитель богатой и знаменитой текстильной династии Морозовых, Савва Тимофеевич Морозов, получив прекрасное образование сначала в Московском университете, а затем в Англии в Кембриджском университете, становится правой рукой своего отца, а затем и хозяином мануфактурных заводов принадлежащий семье. Свою жену он впервые увидел во время ее свадьбы. Да, да, она выходила замуж за родного племянника Саввы Тимофеевича. Племянник с дядей дружил, и вот, наверное, никак не ожидал, что дядя уведет у него жену. Хотя после женитьбы на Зинаиде Григорьевне он больше интересовался охотой, выпивкой и карточными играми, но никак не молодой супругой.
Зинаида Григорьевна Морозова Семья Морозовых была из старообрядцев и любовные отношения Саввы и замужней Зинаидой никак не приветствовались. Но влюбленные смогли отстоять свое право быть вместе и после беременности Зинаиды Григорьевны фабрикант разрешение на брак все-таки получил. Так молодая женщина сменила одного Морозова на другого. И никогда об этом не пожалела. А свадебный подарок любимой был таким, что заткнулись все злые языки. Особняк на Спиридоновке . Нет . Дворец в стиле «модерн», был подарен Саввой Морозовым жене.
Брак был счастливым, родилось четверо детей, в сказочный дом Морозовых зачастили высокопоставленные гости. В этой семье было все. Взаимное уважение, любовь, богатство, здоровые дети. Савва Тимофеевич человек широкой души, хлебосольный, умный . Имел огромное влияние, он был лоялен к власти, фабрики приносили стабильный доход. Но все рухнуло в один день. Савва Морозов встретил женщину. Да какую женщину! Историческая встреча Станиславского и Немировича-Данченко в ресторане Славянский базар, где они решили создать в Москве новый театр, может и не была бы такой исторической если бы не фабрикант Морозов.
Савва Тимофеевич Морозов Все было для создания театра, огромное желание, талант, актеры, не было денег. Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский сценический псевдоним), обратился за помощью к Савве Тимофеевичу, и тот помог, а как не помочь представителю такого же купеческого рода, выписал чек на 10 тысяч. Он любил театр и для хорошего дела никогда денег не жалел. Вот на сцене театра Савва Морозов и увидел впервые женщину, которой было суждено сыграть в его жизни роковую роль. Это была Мария Федоровна Андреева, актриса Московского Художественного театра. Мария Фёдоровна Андреева, по мужу Желябужская, (Андреева сценический псевдоним), аристократка, красавица и талантливая актриса. Критики называли ее «несравненной» и «блистательной». Лев Толстой восхищался ее актерской игрой и утверждал, что «такой актрисы в жизни не встречал».
Мария Андреева Страсть к Машеньке перевернула всю жизнь он рвет супружеские отношения со своей женой. Главная роль Андреевой совсем не в театре, в партии большевиков она человек добывающий деньги. И финансы Морозова сначала ручейком, а потом и потоком потекли на нужды революции. Он спонсирует газету «Искра», прячет в своем особняке и на производстве революционеров, за которыми охотится царская охранка. Не в чем не имея сил отказать любимой он постоянно перечисляет огромные суммы денег на счета большевиков. Савва Тимофеевич, впервые увидев Марию Андрееву на сцене стал ее верным рыцарем до конца своих дней. У такой женщины как Мария Фёдоровна было все. Супружеская пара Желябужских относилась к светской элите, были в дружеских отношениях с представителями правящей династии. Как ухитрилась светская дама, избалованная вниманием мужчин оказаться в рядах социал-демократов? Что она нашла в революционных идеях? Но вдруг известная актриса начинает тайно вести полную риска жизнь революционерки, при этом выполняя задания партии большевиков. Партия очень ценила таких товарищей со связями, деньгами и большими возможностями. С Лениным она познакомилась в Швейцарии, куда возила на лечение своего сына. Владимир Ильич восхищался Марией и называл ее «Товарищ Феномен», еще бы верность и преданность Андреевой и ее возможности были действительно редким явлением. Много лет никто в театре даже не догадывался о двойной жизни ведущей актрисы. А она, пользуясь высоким положением своего мужа, тот курировал железные дороги в России, беспрепятственно перевозила в саквояже и шляпной коробке запрещенную литературу. МХАТ становится очень популярным театром и ему требуется новая сцена. Савва Тимофеевич находит особняк в Камергерском переулке, покупает его и начинает реконструкцию. Строительство нового театра он ведет бурными темпами, сам принимает участие в ремонте, ночует на стройке и все это для того, чтобы у любимой была новая сцена, на которой она могла бы блистать. Вот, что писал Станиславский о Морозове в это время: «Я радуюсь тому, что русский театр нашел своего Морозова, подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова». И еще признается, что, если бы не фабрикант и меценат Морозов театр умер еще бы в младенчестве. Театр все время существовал на деньги Морозова. Страсть к Машеньке перевернула всю жизнь Саввы Тимофеевича, он рвет супружеские отношения со своей женой. Главная роль Андреевой совсем не в театре. В партии большевиков она человек добывающий деньги. И финансы Морозова сначала ручейком, а потом и потоком потекли на нужды революции. Он спонсирует газету «Искра», прячет в своем особняке и на производстве революционеров, за которыми охотится царская охранка. Не в чем не имея сил отказать любимой он постоянно перечисляет огромные суммы денег на счета большевиков. Станиславский возмущенный поведением Андреевой пишет ей письмо: «Отношение – Саввы Тимофеевича к Вам-исключительные. Это те отношения, ради которых ломают себе жизнь, приносят себя в жертву, и Вы знаете это и относитесь к ним бережно, почтительно. Но знаете ли до какого святотатства Вы доходите? Вы ради актерского тщеславия рассказываете направо и налево, о том, что Савва Тимофеевич, по Вашему настоянию вносит целый капитал… ради спасения кого-то. Если бы Вы видели себя со стороны в эту минуту. Вы бы согласились со мной». Морозов ради нее был готов на все. Ради нее он готов был принести в жертву семью, жизнь, состояние и благополучие. Для нее он построил театр и последовательно отстаивал ее интересы. У Андреевой тем временем появилась в театре соперница, любимая ученица Немировича-Данченко, Ольга Леонардовна Книппер , после того как эта актриса стала женой драматурга Чехова , то и главные роли в пьесах Антона Павловича стала получать его жена. Мария Фёдоровна была оскорблена легкостью, с которой ее приму отодвинули на второй план. Между тем увлечение революционной деятельностью забирало все больше времени и сил. В 1900 году Мария Андреева знакомится с Максимом Горьким. Театр собирается ставить его пьесы «На дне» и «Мещане». Морозов ревновал, он сразу почувствовал симпатию Машеньки к писателю. Вот что он писал в своем дневнике: «Экий омерзительный человек! Зачем он представляется босяком, когда все вокруг отлично знают, что его дед был богатым купцом второй гильдии и оставил семье большое наследство». В пьесах Максима Горького блистательно играет Мария Андреева. У Горького и Андреевой –роман, о котором вскоре узнает весь театр.
Отвергнутый фабрикант возвращается в семью, но забыть свою любовь не в состоянии. Зинаида Григорьевна глубоко переживала любовную связь своего мужа, она страдала от такой демонстративной измены. Даже вернувшись, он по первому зову мчался решать проблемы актрисы. Когда был арестован Максим Горький по просьбе Андреевой Савва Тимофеевич отправился в Петербург и внес деньги для его освобождения. И вот наступил 1905 год, год «первой русской революции». С Марией Фёдоровны на гастролях в Риге произошел несчастный случай. Морозов бросает все и мчится к ней, находит врачей, не отходит от постели больной. У Максима Горького в это время были другие дела. В это время на его фабриках «товарищи», которых он приютил не столько работали, сколько занимались революционной агитацией. Рабочие подняли восстание. Жандармы бунт подавили, не обошлось и без жертв. Надо сказать, что Морозов был рачительным хозяином, он прекрасно понимал, что с работников можно спрашивать хорошую работу если только для них созданы условия. Он первым в России ввел на своих фабриках 8-ми часовой рабочий день, строил жилье , школы для детей и медицинская помощь тоже была доступна. И вот его рабочие подстрекаемые большевиками подняли восстание. Газета «Искра», выпускаемая на его деньги, напечатала статью, где фабриканта называли «Упырем» и «Кровопийцей». Это был удар. Он наконец понял кому помогал и куда уходили его деньги. А тут еще предательство любимой женщины. Савва Морозов страхует свою жизнь на 100 тысяч. Деньги в случае его смерти должна получить Мария, он беспокоится за нее, боится, что она останется без средств к существованию, если с ним что-то случится. После всех этих событий его навещает революционер Красин, который опять требует денег. Зинаида Григорьевна вспоминает, что муж выгнал его из своего кабинета с криком: «На кровь денег не дам!» Многочисленный клан Морозовых тоже бьет тревогу, они обеспокоены тратами Саввы Тимофеевича, на театр и на революционеров. Они пытаются отстранить фабриканта от дел, признав его недееспособным. У Саввы Тимофеевича – тяжелая депрессия, врачи рекомендуют сменить климат и отдохнуть. Фабрикант с женой и детьми уезжает во Францию. За семьей Морозовых постоянно следуют какие-то люди. За ними следят. Следят большевики, очень им не хотелось расставаться с деньгами. Опять Красин появляется со своими требованиями денег уже во Франции. И вот 13 мая 1905 года в гостиничном номере Саввы Тимофеевича его жена услышала шум, она сразу зашла в номер почувствовав недоброе. Муж лежал на кровати, рядом браунинг и предсмертная записка В открытое окно Зинаида Григорьевна увидела убегающего человека. Французская полиция не разбираясь решила, что это самоубийство. Семья Морозовых ни на минуту не сомневалась, что убийство. Иначе старообрядцы похоронили бы Савву Тимофеевича за оградой кладбища. А так его хоронили по православным обрядам и с отпеванием. Да и страховая компания никогда бы не признала чек на 100 тысяч, если бы были хотя бы сомнения. Мария Фёдоровна чек обналичила, правда ей пришлось судится с Зинаидой Григорьевной, но суд выиграла актриса. Деньги она пожертвовала на революцию. Напрасно Савва Тимофеевич волновался, что Андреева умрет в бедности, в нищете как раз умерла его жена, после революции у нее все отобрали. А Мария Фёдоровна развелась с мужем, оставила детей и уехала вместе с Максимом Горьким сначала в Америку, где по заданию партии собирали деньги на русскую революцию, а затем и в Италию, куда к ним часто заезжал погостить Владимир Ильич. Горький так и не развелся со своей женой. Андреева была в статусе гражданской жены почти двадцать лет. А потом они расстались, и Мария Федоровна отправилась в Германию, работать в посольстве, налаживать торговые связи. И так почти до войны. Ее не коснулись сталинские репрессии. Долгое время работала директором Дома Ученых в Москве. Часто выступала на творческих вечерах, где рассказывала о Максиме Горьком и Владимире Ильиче Ленине. Но, вспоминала ли эта женщина человека, который ради любви к ней бросил к ее ногам свою жизнь? Она умерла в 85 лет, пережив всех, кого любила и всех, кто любил ее. Была похоронена с почестями, все-таки член партии с 1904 года.