Согласно международным исследованиям, среди развитых стран Израиль выделяется самыми загруженными дорогами.
Количество автомобилей на трассах нашей страны намного превосходит аналогичный показатель занявшей второе место в этом списке Испании. Израильские классы так же переполнены, как и шоссе, в среднем в классе 28 учеников, на 5 человек больше среднестатистического показателя по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Когда израильтянину приходится обратиться к врачу, он оказывается в самой длинной очереди. Заполненность израильских больниц составляет 94 процента, – это самый высокий уровень по ОЭСР, в приемных покоях у нас самое продолжительное время ожидания. Теснота и скученность распространяются на все сферы деятельности, нанося ущерб экономике, обществу и качеству жизни. Со временем будет только хуже.
На сегодняшний день мы – третья по плотности населения развитая страна после Нидерландов и Южной Кореи, причем к 2035 году Израиль выйдет на первое место. Причина проста: темпы роста населения – около 2% в год, по сравнению со средним показателем для стран OECD – 0,5%.
Очередной израильский парадокс. С точки зрения экономики и роста потребления, мы относимся к развитым странам, а по темпам роста населения больше похожи на страны третьего мира. Если эта тенденция не изменится, то, как утверждает профессор Тель-Авивского университета Дан Бен-Давид, Израиль станет страной с самой высокой плотностью населения среди 180 стран мира, кроме Бангладеш.
Это странное сочетание передового западного государства и скученности самых бедных стран ставит перед Израилем особую проблему: как при такой плотности населения сохранить высокий уровень жизни. Поскольку ни одна западная страна не сталкивается с подобной проблемой, то нет и прецедента ее решения.
Израиль попал в эту ситуацию по двум причинам. Во-первых, слабое долгосрочное планирование и тот факт, что те, от кого зависит принятие решений, явно не в силах справиться с данной проблемой. Во-вторых – широко распространенное в Израиле мнение, что «дети – это Божье благословение». Мы по-прежнему поощряем рождаемость, отчасти из-за демографической конкуренции с палестинцами, однако темпы рождаемости среди израильских арабов за последние три десятилетия резко сократились – в среднем, с девяти детей на женщину до трех.
Конечно, легче всего раскритиковать израильское правительство за отсутствие долгосрочного планирования, однако политики все же заслуживают некоторого снисхождения на фоне суровой реальности: израильские женщины рожают в среднем 3,1 ребенка, по сравнению с 1,7 в странах, входящих в ОЕСD. Ни одной другой стране не приходиться справляться с феноменом, обуславливающим увеличение населения с 8 миллионов до 16–18 миллионов к 2050 году. Наоборот, в большинстве развитых стран наблюдается тенденция к сокращению населения (в случае с Японией процесс уже начался).
Форум по народонаселению, окружающей среде и обществу, возглавляемый профессором Алоном Талем из Тель-Авивского университета, Эялем Ротенбергом из НИИ им. Вейцмана и Итамаром Шахаром, пытается привлечь внимание к этой проблеме. Эти исследователи утверждают, что в корне неверно общепринятое мнение, согласно которому быстрый рост населения Израиля – благо для экономики в долгосрочной перспективе. Скорее, надо говорить о катастрофе.
Пробки на дорогах, койки в больничных коридорах, отсутствие дисциплины в переполненных классах, заоблачные цены на жилье, ухудшение экологической ситуации – вот, что нас ждет. Качество жизни в Израиле резко ухудшится, если мы не начнем действовать.
«Мы приближаемся к тому моменту нашей истории, когда рост числа жителей начнет ухудшать качество их жизни», – подчеркивает профессор Таль. В качестве примера он приводит пляжи Кинерета, которые во время Песаха приходится закрывать из-за массы посетителей. «Невозможно говорить об уровне жизни, не вспомнив о невозможности отдохнуть на природе, потому что каждый клочок земли забит отдыхающими, – говорит он. – При поездке на поезде нельзя не то, что сидеть, но даже стоять в проходе. А занятость молодежи? Когда рождается так много детей, какую работу мы сможем им предложить, когда людей заменяют современные технологии?!»
Профессор Мануэль Трахтенберг, который в прошлом возглавлял Национальный совет по экономике, считает, что если прирост населения Израиля снизился бы с двух процентов в год до 0,5 процентов (как в других странах ОЕСD), то валовый внутренний продукт на душу населения к 2050 году удвоился бы. По мнению Трахтенберга, парадокс состоит в том, что, с одной стороны, Израиль поощряет рождаемость с помощью пособий на детей и скидок для многодетных семей, но мало что делает для детей, когда они идут в школу, собирая их в переполненные классы.
В результате, израильские школы выпускают в мир людей с низким уровнем образования, а эпоха требует образования на самом высоком уровне. Трахтенберг говорит, что Израилю придется повысить налоги только для того, чтобы дети получали надлежащее образование и услуги.
Профессор Рахель Альтерман из Техниона выразилась более резко. Она предсказала, что если к 2050 году население достигнет 18 миллионов, то 98 процентов израильтян должны будут жить в гигантских небоскребах, каждый из которых насчитывает сотни квартир. Подобный опыт есть у Сингапура и Гонконга, но, как отмечает Альтерман, речь идет о крошечных городах-государствах рядом с крупными странами (Малайзия и Китай). Жители этих городов-государств дисциплинированы и приучены к порядку, к тому же у них маленькие семьи.
«В то время, когда в наших семьях в среднем 3,1 ребенка, в Сингапуре и Гонконге – один, – поясняет Альтерман. – Сегодня в мире нет примеров жизни семей с множеством детей в башнях кондоминиумов. Сингапур и Израиль – не одно и то же; дети меняют картину. Можно сказать, что мы в Израиле ставим в гигантском масштабе эксперимент на людях, и обратного пути нет».
Мерав Арлозоров