50 лет со дня скоропостижной смерти выдающегося русского учёного-палеопсихолога Бориса ПОРШНЕВА (1905-1972)
В этом 2022 году исполнилось 50 лет со дня скоропостижной смерти выдающегося русского учёного ХХ столетия, социолога, антрополога, и палеопсихолога Бориса Федоровича Поршнева (1905-1972), автора книги «О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии». (М.: Издательство «Академический проект», 2019).
Этот глубокий и содержательный научный труд и сегодня представляет собой редкое исключение даже в мировой научной литературе. В этом трактате Поршнев, в процессе осмысления генезиса человеческого сознания, предпринял ревизию марксистской трудовой теории формирования человека и предложил свою, в рамках которой формирование человека современного типа объяснялось приобретением рассудка человеком в результате прохождения в своём развитии страшной стадии антропофагии, (адельфофагии) — умерщвления и поедания (психологически подавленной) части представителей своего вида.
Согласно этой концепции Бориса Поршнева, в результате неизвестного космического воздействия на мозг протогоминид, произошел вынужденный, в новых внешних экологических обстоятельствах переход палеоантропов к хищному поведению по отношению к представителям своего же вида. И выходит, что не труд сделал гоминида (предчеловека) человеком, как считал просвещённый фабрикант Ф. Энгельс, и не коллективный труд стал причиной возникновения языка как системы сигналов, призванной остановить, предотвратить потенциально опасные действия врага, а бытовой каннибализм раннего палеолита, когда человеческое мясо становится составной частью пищевого кода, соотносимого с другими кодами. (Клод Леви-Стросс). О том, что наши предки, по Дарвину, не просто обезьяны, а хищные палеоантропы-людоеды люди знали давно, но старались уходить из зоны понимания или признания многих неприятных, но вполне естественных событий, старались не замечать врождённые уродства и патологии, царящие как в своем сообществе, так и во всём огромной «человейнике».
При этом необходимо отметить, что эта концепция становления «человека разумного» на базе существовавших ранних и поздних социальных структур, выдвинутая профессором Б.Ф.Поршневым, не требует особых доказательств — вся социальная история человечества от раннего палеолита до эпохи ядерного оружия, до атомного XX века, является самым убедительным доказательством. Только в малых и больших войнах XX века погибло (было убито, но не съедено!) столько людей, сколько не погибло людей за всю историю цивилизации, за два тысячелетия нашей эры по условной хронологии Скалигера. (см. Анатолий Апостолов. Симметрия истории и закон парных случаев. — ПРОЗА.РУ)
Именно длительный процесс умерщвления и поедания диффузной части представителей своего собственного вида породил в процессе перманентного взаимного истребления великое множество монстров высшей власти — племенных вождей, их опричников-телохранителей (забойщиков двуногого скота), королей, деспотов, тиранов. Эти мрачные и свирепые существа, зафиксированные в людской памяти ещё со времен доисторических в мифах и сказаниях народов мира, продолжают проявляться до сих пор в образе диктаторов и авторитарных «красно-коричневых» вождей и кормчих Нового времени. В этом плане человекоубийство и антропофагия, ставшие трагическим заблуждением человечества и его проклятием, сегодня нами видится как высочайшая цена, заплаченная людьми за приобретение ими рассудка и логического интеллекта.
Смелые идеи учёного-антрополога Бориса Поршнева шли вразрез с общепринятыми представлениями советских философов и антропологов, и особенно с марксистско-ленинском учением о новом сознательном советском человеке, строителе коммунистического общества. Никто из коммунистических вождей и рядовых советских коммунистов не хотел считать своими предками и прапредками палеоантропов-каннибалов. Трактат Бориса Поршнева о сумеречном начале человеческой истории наносил сокрушительный удар по антропоцентризму, согласно котором человек есть центр и высшая цель Мiроздания, по антропософии Рудольфа Штейнера, по гуманистической философии Ренессанса, согласно которой «Человек — это свято!», и, наконец, по философии любви русских писателей и религиозных мыслителей, по их учению о духовном Всеединстве в свете веры в совершенного Богочеловека. Концепция Бориса Поршнева выворачивала наизнанку людоедскую душу Монстра власти — внешне дружественно-приветливо-дружелюбного—снаружи, враждебно-смертельного — внутри. Этот весьма мужественный, честный и рискованный учёный без труда наглядно и убедительно ещё раз доказал нам всем, что человечество должно стыдиться своего «героического, легендарного прошлого», как стыдятся тайной половой связи с родной дочерью, родной сестрой, матерью и племянницами, как стыдятся вчерашней пьяной безумной драки с брато-, отце- и детоубийствами. Нет ничего героического и священного в «величавом деле войны», как нет никакого величия в тоталитарной, бесконтрольной власти хищных насильников-антропофагов. По сути, через свой антрополого-психологический трактат Борис Поршнев предложил снять историю с пьедестала науки и изучать её вдумчиво и мудро как историю болезни. Что удивительно, в начале 70-х годов прошлого века, после двух страшных мировых войн, после «красного террора» в стране, после гражданской войны и двух жутких голодоморов (1919-22 и 1932-33) с массовым поеданием человеческих трупов, антропологу и медиевисту, лауреату Сталинской премии Борису Поршневу трудно было возразить по существу. Хищные индивиды не имеют возможности безнаказанно совершать насилие и убийства нигде, кроме как, находясь в коридорах власти, и, увы, там они оказываются с неотвратимостью продвижения чудовищ-хищников по карьерной лестнице. Конечно, такого рода книги во все времена не только в России и СССР, но и во всех странах мира всегда считались вредными, опасными и несвоевременными, книгами «отречёнными». Как всегда в этом случае от завистников и недоброжелателей последовал политический донос в Отдел высшего образования и науки ЦК КПСС, и после обсуждения рукописи в сентябре 1972 года в редакции издательства «Мысль» набор книги не был подписан в печать, а сам набор в типографии был рассыпан. Книга не соответствовала духу эпохи Леонида Брежнева, с её политической шизофренией, культом личности Человека-Коммуниста и бесноватой, фантасмагорической, сусально-лживой Ленинианой.
Это стало тяжёлым ударом для учёного и человека Поршнева. Он был морально сломлен, впал в глубокую депрессию и через два месяца скоропостижно скончался от подсердечной тоски, от которой умирали многие русские люди, настоящие мученики и отчизнолюбы,, гении места. (см. Анатолий Апостолов. Край, где гибнет Человек. —ПРОЗА.РУ)
В день похорон семья учёного получила сообщение о том, что монография «О начале человеческой истории» допущена к печати; она была опубликована в 1974 году. Именно этот труд, в полной авторской версии опубликованный в 2007 и в 2019 годах привлекает наибольшее внимание исследователей в начале XXI века своей беспристрастной и страшной правдой о природе земной власти легитимных и не совсем легитимных, званых и незваных «земных божеств», тиранов и убийц.
09. 02.2022, Первое и второе обретение Главы Иоанна Предтечи.