Мне повезло… всю дорогу из Тель-Авива на север я перечитывала то, что казалось мне раньше лишним перечитывать, знакомым, зачитанным в юности до дыр, абсолютно хрестоматийным.
Я читала поэму «Евгений Онегин» и открывала вновь старые страницы. О любви и преданности, о надменности и легкомыслии, о вечных треугольниках, а порой и квадратах в отношениях между людьми.
Онегин, Ленский, сестры Ларины…
Нужно ли добавить, что Пушкин – гений и не случайно это произведение позиционируется, как «энциклопедия русской жизни», ну да, загадочный русский характер там открывается «в длину и ширину»
Но я думаю, что на самом деле, все гораздо глубже, ибо эта поэма, кроме высокого слога, а многие строки ее помню на память с 14 лет, в первую очередь – это энциклопедия человеческих отношений. И тут нет географических границ.
Как же хорошо, что в Тель-Авивском театре «Бейт хаОпера» обратились к русской классике, и поставили оперу «Евгений Онегин».
Истины ради нужно сказать, что почти два года назад все было готово к премьере. Все. Костюмы, декорации, артисты. И началась эпоха первой корона-изоляции, когда закрылись все театры, концертные залы, да что говорить, заморозилась вся жизнь в стране…Кому тогда было до оперы?
И вот в конце декабря нынешнего года на Тель-Авивской сцене Татьяна пишет свое письмо, погибает Ленский, и жизнь у пушкинских героев складывается так, как она сложилась. Только в Музыке…В волшебной музыке, от звуков которой замирает сердце, а потом бьется сильней и сильней…
И здесь нужно вспомнить еще об одно гении, подарившем нам эту волшебную музыку. Петр Ильич Чайковский.
Я почитала немного о создании оперы «Евгений Онегин», может быть, и вам будет интересно знать:
«Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое. Сюжет был подсказан почти случайно певицей Е. А. Лавровской в мае 1877 года. В письме к брату М. И. Чайковскому композитор подробно описывает этот эпизод:
Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина.»
Он так же писал:
«Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки.
Пусть опера моя будет несценична, пусть в ней мало действия! Но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет. Я совершенно погружен в сочинение оперы
Опера эта, мне кажется, скорее будет иметь успех в домах и, пожалуй, на концертных эстрадах, чем на большой сцене… Успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху. То есть не театр сделает её известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить её, и тогда театр поставит оперу, чтобы удовлетворить потребность публики
Из письма Чайковского брату Модесту Ильичу (27 мая 1878): «Вечером вчера сыграл чуть не всего «Евгения Онегина»! Автор был и единственным слушателем. Совестно признаться, но так быть, тебе по секрету скажу. Слушатель до слез восхищался музыкой и наговорил автору тысячу любезностей. О, если б все остальные будущие слушатели могли так же умиляться от этой музыки, как сам автор».
И если критики писали весьма противоречивые отклики, публика была единодушна. Оперная интерпретация пушкинских строк удалась и гармонично легла на высокую музыку Чайковского. Так случается, когда в творчестве пересекаются два гения.
***
Сейчас Тель-Авивский Оперный театр в березках, они стали главным элементом декораций, ну в общем, это понятно. Спектакль идет на русском языке и я побывав на его генеральной репетиции, получила огромное удовольствие от того, что прекрасно понимала все диалоги. Ибо теперь это редко бывает, обычно, чтобы следить за действием в Опере, нужно смотреть на экраны.
В данном случае на экранах будут титры на иврите и английском.
А замечательные исполнители проживут вместе с вами самую известную историю любви русской классики.
Я сделала несколько видеозаписей во время генеральной репетиции.
Татьяна пишет письмо на сцене Тель-Авивской оперы:
Березки, березки…
«Я люблю Вас, Ольга…»
***
Так сложились обстоятельства, что мне пришлось покинуть генеральную репетицию раньше финальной сцены. Я должна была вернуться на север. На сцене в это время готовилась дуэль Онегина и Ленского.
И Ленский еще был жив…И все можно было изменить…
Но с другой стороны, мы знаем, что история не терпит сослагательного наклонения, и было так, как было.
Кстати, по этому поводу хочется добавить, что Петра Ильича тоже волновали финальные сцены оперы, и очень ему не хотелось разлучать главных героев. Решено — сделано!
И в марте 1879 года состоялась первая постановка на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории. Это была единственная постановка, в которой Чайковский пошел против правды, опера заканчивалась любовными объятьями Онегина и Татьяны, но… такой финал не был принят публикой.
Впрочем, и сам Чайковский понял, что нужно быть честным, и что жизнь — это жизнь со всеми ее красками и оттенками. К следующей постановке все было восстановлено по Пушкину.
Надо было Онегину раньше думать, может и не потерял бы Татьяну…))
***
Дополнительная информация:
В роли Евгения Онегина на сцену Израильской оперы выйдут известный украинский баритон Андрей Бондаренко и бас-баритон Костас Сморигинас, выступающий в Метрополитен-опера Нью-Йорка в этой роли.
Ведущие израильские сопрано Ирина Бертман и Алла Василевицкая исполнят роль Татьяны.
Российский тенор Алексей Долгов и тенор Томас Аткинс из Новой Зеландии представят Ленского.
Роль Ольги исполнят израильская певицы меццо-сопрано Рахель Френкель и Шай Блох; В образе
Князя Гремин исполнят два солиста: израильтянин Владимир Браун и россиянин Андрей Валентий. Среди других исполнителей: Эдна Прочник, Лариса Тетуева,Эйтан Дрори, Ноах Бригер, Яир Полищук и Пнини-Леон Грубнер.
Спектакли «Евгений Онегин» пройдут в сопровождении оркестра Израильской оперы — Симфонического оркестра Ришон ле-Циона под руководством Дана Эттингера и при участии хора Израильской оперы.