Время как таковое (как метод измерения и как форма последовательных изменений состояния материи) ощутимо только для живых — мёртвые часов не наблюдают.
Мёртвые — они все в микромире в Мгновенной Вечности, без начала и конца, в далёком прошлом и в далёком будущем (1 Цар. 1:22), где сияет «Вечный свет», где утешает и даёт надежду «Вечное воскресенье» (2 Кор. 4:18).
Не человек выбирает и определяет своё время, а космическое, солнечное время принимает человека и определяет его дальнейшую судьбу. Это понимали и знали древние философы — великие учителя нравственности Аристотель, Сократ и Платон.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал поэт и тем самым подтвердил главный фактор исторического времени в контексте далеко не совершенной системы унификации летоисчисления французского гуманиста Жозефа Жюста Скалигера (1540-1609).
Время, как «сила в своих развитиях и как пространство с его сочетаниях» (Алексей Хомяков) для русского человека всегда казалось понятием природным и божественным. Время, как длительность бытия как последовательность и продолжительность существования, для нас и сегодня есть понятие загадочное и сакральное, является олицетворением сокрушительной и всемогущей силы.
О космическом времени, обладающем физическими (материальными) свойствами, создающими отличие причин от следствий, благодаря чему оно воздействует на тела и процессы нашего мира, в нашей стране впервые сказал советский астрофизик Николай Козырев.(1928-1983). Его «причинная механика» времени нашла применение в некоторых разделах физики и других естественных наук, но не является общепризнанной в научном сообществе, ибо не нашла экспериментального подтверждения.
Сегодня наши ученые умы описывают Время в виде сложного физического объекта, одним из основополагающих, перманентных свойств Мiра, и уже смело формулируют вопрос о необходимости построения реальной физической конструкции Времени (Игорь Злобин — «SETMO»). По всему видно, что в наши дни в XXI веке такая «острая необходимость» диктуется нашими «земными божествами», министрами-олигархами мечтающими победить и оседлать время и при его посредстве проскочить галопом в обитель «восьмерых бессмертных».
Каждая эпоха стараниями учёных-историографов имеет свое название и определение. В мировой истории их несколько, но среди них мало сумрачных, кромешных, угрюмых, а то и вовсе безнадежных (авторы политической истории щадят психику своих любознательных читателей). Все народы предпочитают «делать» себе славную и героическую историю, украшать её легендами и дешёвой позолотой.
В истории Евразии (в том числе и России) есть несколько знаковых, значительных хронологических единств (периодов, отрезков времени, эонов), в которых беспристрастно отражается трагически мучительное становление человека человеком. Этот процесс становления гуманизма занял, по меньшей мере, 100 тысяч лет профанного (исторического) времени — с момента появления на континенте первых «интеллектуальных пятен» и расселения на нем тотавельских людей-антропофагов (Homo erectus) до эпохи Самоуничтожения и Монстров Власти. (XX век-людоед — А.А.)
При этом необходимо знать и понимать, что и сегодня, в XXI веке, процесс очеловечивания людей в контексте временного и социального факторов, в условиях острого дефицита гуманизма ещё далеко не завершился, он продолжается с большим трудом и непомерными затратами. Надо не забывать, что путь первых стадных гоминид вида homo erectus от первого костра в родной пещере до выплавки металлов из руды при помощи примитивного горна (бронзовой и железной металлургии) занял почти 80 тысячелетий. Мифологическое, чувственное, «зооморальное» время оказалось основательней и консервативней, чем историческое, (профанное), ибо оно не терпит суеты праздного и тщеславного средневекового социума. Пещерная природа власти в любое время (в палеолите и сегодня) не терпит милости ко всем сородичам и ко всему независимому живому. Человек сам создаёт для себя своё время и сам же его называет по своему усмотрению.
Наше русское историческое (профанное) время — это продолжительный и тернистый тысячелетний путь через бесплодные холодные скованные льдом сибирские пространства от пещеры к мегаполису, от тундры к храму и университету. На этом пути от разделения к единению и наоборот были разные эоны, эпохи и века — века камня и кости, дерева и металла, письменности и просвещения, эпохи расцвета и упадка, стагнации и одичания.
Была эпоха великих переселений, «великих нашествий» и великих разрушений. Была эпоха великих морских (кругосветных) путешествий, великих географических открытий, великого насилия и кромешной лютой экспансии.
Была встреча с Большим миром, встреча цивилизаций и возникало рабство, оккупация и уничтожение доверчивых и наивных аборигенов.
В Евразии и в самой Европе были династические, территориальные столетние и тридцатилетние войны на взаимное измождение и были войны монстров власти с собственным народом. И было имперское величие под знаком Рима и Византии, было патриаршество и папство, были реформация и абсолютизм западный и восточнославянский (русский). Было время кризисов и небывалого экономического подъема, было время альтруизма и нигилизма, время разочарований и время поиска новых идей и смыслов. Была эпоха Возрождения и эпоха Просвещения, но были в мире времена смут и нестроений, гражданских войн и революций.
Был век бронзовых и железный, был век пара и электричества, и был «век-людоед» — век атомный и была «космическая эра». И было Смутное время, и был великий стыд и позор. Было как великое восхождение к сияющим божественным вершинам, так было и нисхождение людей на скотный двор при мировой бойне.
В каждой эпохе были свои герои и злодеи, в каждом веке героев всегда находилось значительно больше, чем злодеев, изменников и предателей. И в каждом веке правителей-тиранов и диктаторов было больше, чем гуманных и мудрых правителей, ибо…
В любой эпохе Страх и плач,
В любой эпохе есть Голгофа,
Свой тяжкий Крест и свой палач.
В любой эпохе много вер,
Безумств и разных заблуждений,
Есть свой Азеф, свой Агасфер
И обязательно — убитый гений.
Проходит время, меняются поколения людей, а вместе с этим у потомков изменяется и отношение к героям прошлого, героизм которых в беге времени становится сомнительным в плане этики и морали, особенно тогда, когда «героическое злодеяние» оправдывается «трудным временем» и «особыми обстоятельствами». Особенно сомнителен героизм тех, кто подобно советским патриотам — Науму Эйтингону, Давиду Сикейросу и Рамону Меркадеру, являлся организатором и исполнителем по физическому устранению неугодных правящему режиму в лице Сталина инакомыслящих, несогласных людей, идейных оппонентов через «отравление пищи, воды, взрыва в доме, взрыва автомашины при помощи тола, прямого удара — удушения, кинжала, удара по голове (ледорубом— А.А.), выстрелом. Возможно, вооружённое нападение группы». (см. Убить «Демона» — РГ – Неделя, №293, 24 декабря 2021, с.34). Сегодня сомнителен героизм многих чекистов, организаторов «красного террора», коллективизации мастеров тотальных репрессий против русского крестьянства, русской научной и творческой интеллигенции.
Винить во всех своих грехах, безумствах, заблуждениях и преступлениях не самих себя, а своё «непростое» время и свою «трагическую» эпоху, люди стали ещё при пещерном палеолите. Человек умелый и разумный — это хилое творение Господне, оказалось весьма лукавым существом, «придумавшим изощрённую систему наказанья и искупленья собственных грехов». В политической истории нашей страны именно Время как понятие физическое и философское чаще всего являлось виной всех бед в прошлом и настоящем, и реже всего временем героическим, созидательным и гуманным. Чего ни коснись, какое преступление против человечности ни возьми для рассмотрения, во всём и всегда, по мнению руководителей «силовых структур» и служащих репрессивных органов, виновато только время.
В самом деле, только такой сомнительного качества «продукт ваяния» самых искуснейших богов как «человек разумный» имел наглость возложить всю вину за свершённые им на земле беды и социальные катастрофы на космическое Время и время календарное и условное, сделать всемогущий и бесстрастный Хронос козлом отпущения собственных грехов и преступлений против человечности. В мировой политической истории, в учебниках по истории стран и народов мира почти по любому трагическому событию всегда находится универсальная отговорка: «Такое тогда было непростое и трагическое время!»
Удивительно, но факт — во всем виновато время, а не сами люди. Сослаться на своё «непростое время» и сложные безвыходные обстоятельства, и тем самым сбросить с себя свинцовый груз смертных грехов — вот главная уловка всех душегубов и убийц в их стремлении избежать осуждения и наказания. Их нисколько не волнует то, что смертные грехи всегда вне времени и вне эпох и для них нет срока давности.
«Это было безжалостное время» «Время стоического выживания людей было безжалостным и ужасным. Его героев и злодеев нельзя судить по сегодняшним меркам» (Николай Долгополов). Как бы ни так! А если это была эпоха политических шизофреников и людоедов новой формации?
Таких ссылок на «безжалостное время» и такого рода оправданий всех прошлых злодеяний и бесчинств над мирными гражданами многих диктаторских и тоталитарных режимов в мировой и отечественной истории великое множество. Есть они в Новейшей истории и в наши дни, а посему не надо думать, что сегодня наши нравы, мораль и нравственность стали иными, а мы сами — стали лучше, гуманней и совершенней.
По уровню отношения человека к времени астрофизическому вообще и к времени историческому и мифологическому в частности можно определить духовные способности людей, широту мировоззрения и уровень интеллекта человека. Виновато не время, не эпоха, а виноваты властительные люди, страдающие манией величия, непомерной гордыней и пещерным деспотизмом, не желающие понимать соотношения прошлого настоящего и будущего и свою личную (прижизненную и посмертную) историческую, политическую и экономическую ответственность перед современниками и потомками. Только для недалёких и духовно-нравственных ничтожных и убогих характерна субъективистская вульгарная трактовка времени как неизбежного и непреодолимого зла. А между тем, у теологов и философов-мыслителей было иное восприятие физического времени и предметности действительности (настоящего прошедшего и настоящего и будущего) через ощущения души, через память или воспоминание (memoria); через воззрение, созерцание (iotuitus), через чаяние, упование, надежду (exspectatio). Только душа способна уловить «фактуру» и физическое состояние времени. Вспомним слова апостола Павла о сгущающемся времени, а также рассуждения теолога и философа средневековья Блаженного Августина писал о трех временах: прошлом, настоящем и будущем. В разные эпохи людям одинаково было трудно понимать природу времени, и тем более противостоять и/или соответствовать ему в процессе своего поступательного развития, использовать фактор времени себе во благо, а другим во вред.
В понятиях адептов марксизма-ленинизма и нынешней правящей элиты время мифическое и историческое выступает, как вселенская, всемогущая созидательная и разрушительная сила, которой надо следовать и подчиняться. У большевиков время — это не просто время календарное, а время перводействий и первотворений, первопричин последующих эмпирических (исторических) событий, (формирование социальных отношений и институтов, эволюция и развитие техники и культуры).
Изменения, происходящие в историческое (профанное) время умышленно проецируются «земными божествами» во время мифическое, сводятся в нем к однократным актам великого свершения. Они и порождают новые исторические мифы — мифы антропологические, политические, экономические и этиологические. Как только большевики пришли к власти, они сразу взяли себе на вооружение мифологическое и историческое (эмпирическое время) — изменили календарь, ввели свои календарные даты и обряды объявили новую эпоху и заклеймили позором прошлое Российской империи.
История СССР, как известно, начиналась с октября 1917 года, а коммунистический режим объявлялся вечным на земле. Обновлённое большевиками мифическое время стало универсальным первоисточником новой идеологии (магической эманации) для установления железного порядка и дисциплины в природе и обществе, для планирования своего героического прошлого, для воссоздания образа нового культурного героя и демиурга — Большевика и Коммуниста, нового советского Сверхчеловека. Большевики, как и северо-восточные палеоазиаты, рассматривали свой марксистский миф как «весть эпохи начала творения нового мира». Наряду с образом начального героического, мифического времени коммунистов-утопистов перед нами возникает циклическая, линейная модель времени в классических формах эпоса — как эпоха Ленина и Сталина, образ вечных времён и тени бессмертных «вечных людей» прекрасного далёка. В этой жгучей обращённости наших властительных «земных божеств» в мифическое и спланированное профанное прошлое заключается основной признак социально политической мифологии, отличающий её от религии, где главный акцент делается на личном переживании настоящего в его связи с будущим. Нас до сих пор поражает тот цинизм, с каким большевики приватизировали себе фактор времени и стали его использовать в качестве пси-оружия и главного убедительного аргумента во всех своих сомнительных начинаниях и свершениях. У большевиков время податливо как воск и твердо как алмаз.
Ссылками на фактор Времени и обращениями к авторитету Времени полны речи и опусы коммунистических вождей — Ленина, Троцкого, Сталина, выступления делегатов двух знаковых исторических — XVII и XVIII съездов ВКП(б), товарищей Берия, Землячки, Жданова, Кагановича, Мехлиса, Молотова, Поскрёбышева, Шверника, Хрущёва. Время, по их мнению, изменчиво и многозначно. Когда надо партии и партийному начальству, то время всегда на стороне большевиков — оно «зовёт к великим делам и победам», оно «вынуждает и требует». Когда надо коммунистам, то оно «вовремя созревает и приходит на помощь». Время всегда на стороне большевиков — оно «уточняет, исправляет и созидает». Время всегда выступает против врагов советской власти и коммунистического режима — оно их «опровергает, клеймит позором» и отправляет «на свалку истории» и/или уничтожает морально и физически руками самих рыцарей Ордена Меченосцев — доблестных чекистов.
Нашим властительным «земным божествам» и политическим животным пора уже сегодня разобраться в своих отношениях с временем эфемеридным и квантовым эзотерическим и профанным (историческим). Пора окончательно определиться мудро и трезво с самим фактором времени, иначе политическая шизофрения будет и дальше распространяться по всему миру. Незримая, неосязаемая, непонятная и почти непознаваемая, гравитационная волна времени подобна безумному Кроносу-Юпитеру (Хроносу), пожирающему своих детей и каменные глыбы первичной материи. Правителям России, настоящим и будущим, необходимо знать, что в краю, где ежесекундно гибнет человек, нет, и никогда не будет «золотого времени». На ледяных просторах постсоветской северной Евразии, в Заполярье, в Верхоленске, Верхотурье и Верхоянске, в условиях тотального насилия и страха «золотому веку» никогда не состояться до скончания времён.
«Земным божествам» разного калибра, от легендарного короля Артура и всемогущего Крошки Цахеса, надо это как-то осознать, признать своё презренное ничтожество перед вселенским Временем-пространством и реальным земным миром.
Время неподвластно никому из «земных божеств», даже Сверхчеловеку. Игры с временем опасны для людей любого ранга и статуса. Любые попытки пренебречь фактором времени, исправить своё прошлое в свою пользу, изменить ход истории в настоящем и тем самым обеспечить себе благополучное будущее, всегда заканчивались позорным поражением — «сумерками богов» в глубоком бункере, или у себя на даче, в луже собственной мочи, в окружении своих соратников — хищных и беспощадных политических животных.
Время нельзя, как и мир, подмять под себя, сделать его своим соратником и летальным оружием. Время на дудку не идёт, его не купить и не укротить. Время разум даёт, а порой разума лишает. Непомерная гордыня и глупость правителя-временщика, человека случайного, нечаянно достигшего почестей и знатности, времени не знает и не желает считаться с его непреложными законами. (Эразм Роттердамский).
Время беспощадно к временщикам, а временщики — к своему народу. Сильны временщики и их любимцы — опричники, но недолговечны. Народ глубоко вздохнёт и выдохнет, и временщик падёт, а его опричники разбегутся по своим запасным криминальным норам. Время даёт порой мошенникам паразитам шальные деньги и время их отнимает у владельцев вместе с разумом.
Время деньгу даёт, но на деньги времена не купишь. Бедный времени не ищет, у Бога есть, что подать. Доля во времени живёт, а бездолье в безвременье.
Время летит сквозь нас. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет, — так гласит народная мудрость. Человек должен знать своё время и место, делать всё в меру и в пору. Придёт время, наступит и пора для дел человеческих.
Время беспристрастно и неумолимо, оно никого не выбирает, не возвышает и не принижает, оно равнодушно принимает всех приходящих на пир жизни и равнодушно отпускает всех уходящих на своё ложе на вечный покой. Не время разбрасывает и собирает камни, не оно лечит и убивает, не оно строит и разрушает, а люди. Не время порождает зло и ненависть, беззаконие, насилие и войны, а сыны человеческие. Не время ублажает мёртвых и убивает дух живых бесправных угнетённых, а те, кто угнетает и убивает их, ибо «в руке угнетающих — сила» (Екклесиаст. 4,1)
Время пожирает всех пожирающих друг друга, без исключения и разбора — тех, кто слаб и беззащитен, и тех, у кого в руках власть и сила, кто знаменует собой покорение мира и его кардинальное переустройство по своему хотению, по своему велению. Время делает своё дело, а люди — своё. Об этом мудро сказано в молитве святителя Сисоя Великого у могилы Александра Великого: «Обуви, обуви тебя Смерть, Александр! Целый мир не мог вместить тебя, но как вместили тебя две пяди земли?»
Анатолий АПОСТОЛОВ
31.12.2021, в день прославления пр. Симеона Верхотурского