Елизавета-Александра, художник Франц Шротцберг; 1848
Прелестная аристократка была не менее красива, чем Наталья Пушкина (Гончарова). Она была одной из самых очаровательных, образованных и незаурядных женщин светского общества в Петербурге. Не обошёл вниманием нашей красавицы и сам Пушкин. По некоторым данным, у Александра Сергеевича, вероятно, даже был непродолжительный роман с этой особой…так кто же она?
Дарья родилась в Санкт-Петербурге. Её отцом был флигель-адьютант, дворянин Фердинанд фон Тизенгаузен. В России, просто — Фёдор Иванович. А матерью Дарьи была Елизавета Михайловна Хитрово, дочь знаменитого Кутузова.
Дарья или Долли, как её называли в семье, всё детство провела в Прибалтике у бабушки, нынешнем эстонском городе Таллине, а после уехала с родителями в Тоскану. Там то она и познакомилась графом Карлом Фикельмоном, австрийским посланником во Флоренции. Дарье было 17 лет, когда последовало предложение руки и сердца. Она согласилась. Родители сочли жениха удачной партией, даже несмотря на большую разницу в возрасте — 27 лет.
Дарья с сестрой Екатериной в Неаполе; кисть А. П. Брюллова
Молодожёны осели в Неаполе. Под влиянием высокообразованного 44-летнего мужа Долли много читала. Она с ранних лет отлично владела английским, французским и итальянским языками. А вот русским — не очень. Мать всячески пыталась обучить дочь своему родному языку. Но вскоре Дарья имела возможность лично попрактиковать языковые навыки.
Дарья Фикельмон последовала за матерью в Петербург. Темноволосая красавица произвела яркое впечатление на аристократов при петербургском дворе. В особенности на императора Александра I, дамского угодника. Тот предпочитал обхаживать светских дам, нежели собственную жену.
Придворный этикет двояко истрактовал неофициальные визиты императора к Дарье, её матери и сестре. Находиться в обществе трёх дам считалось нескромным поступком. Какие отношения связывали Александра I и Дарью Фикельмон? Точно сказать нельзя. Однако сама Дарья с ранних лет привыкла весьма просто общаться с государями, на что император советовал ей быть осторожнее, дабы в обществе не возникло сплетен.
«…Я вас слишком люблю, чтобы таким образом привлекать к вам все взгляды, что неминуемо случилось бы, если бы я появился здесь, где я и шагу не могу ступить без сопровождения…» Александр I
Но сплетни все равно возникли. Многие приписывали Дарье и Александру кратковременный роман. А может это и не роман был вовсе, а платоническая мимолетная влюбленность. Спустя пару лет, в 1825 году, у Дарьи родилась дочь, которую назвали Елизаветой Александрой, в честь правящей императрицы и императора. Вероятно, сей факт свидетельствует о глубочайшем уважении и восхищении мадам Фикельмон императором.
В 1829 году Карл Фикельмон получил назначение австрийского посла в Петербурге. Фикельмон давно желал заполучить этот пост, зная, как хорошо была принята его жена при дворе. Фикельмон был человеком весьма умным и понимающем. Зная, что не властен над своим возрастом и не может утолить все прихоти Дарьи, он закрывал глаза на многочисленные романы своей молодой жены.
Дарья любила супруга, но…другой любовью. Как отца, наставника и мужа. Не мужчину. Записи из её дневника показывают все её многочисленные романы, включая Пушкина. Их отношения нельзя назвать однозначными. Они питали друг к другу определенный интерес. Как только в 1829 году Дарья и Карл Филькельмон поселились на дворцовой Набережной в доме Салтыковых, то Дарья стала чаще бывать в свете, где и познакомилась со знаменитым поэтом.
В своём дневнике она упомянула про их первую встречу, подчеркнув принадлежность Пушкина к африканским корням и заметив его "дикий взгляд". Александр Сергеевич в своё очередь высказался о Дарье куда более тепло, найдя в ней добродушный облик и бархатные глаза с нежной искоркой.
Художник Соколов П. Ф. "Дарья Фикельмон". 1837г
«Графиня… Я всегда останусь самым искренним поклонником вашего очарования, столь простого вашего разговора, столь привлекательного и столь увлекательного, хотя вы имеете несчастье быть самой блестящей из наших светских дам…» Александр Пушкин
Эти строки Пушкин написал Дарье сразу после согласия Гончаровых на его свадьбу с Натальей. Спустя год Дарья Фикельмон имела честь познакомиться с Натальей Пушкиной. В своем письме к Вяземскому она сказала, что Наталья весьма хорошенькое создание, с чуть меланхоличным выражением лица.
Некоторые исследователи, например Н. А. Раевский, считают, что уже после женитьбы Пушкина и Дарью Фикельмон связывали не платонические отношения. Мы не можем знать наверняка. Но, возможно, именно про неё думал поэт, когда писал своё стихотворение "Осень".
«…Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной…» Александр Пушкин
В 1838 году Дарья покинула с семьёй Россию. Они поселились в Вене. Дантеса и его супругу Дарья не любила. Дарья Фикельмон прожила остаток жизни в спокойствии, изредка путешествуя по Европе. Её единственная дочь Елизавета-Александра удачно вышла замуж за богатого чешского князя. В 58 лет Дарья скончалась. Она была одной из самых блистательных светских дам XIX века, унеся с собой свою тайну о взаимоотношениях с Александром I и Александром Пушкиным.